разработка непрерывных наблюдений за природными явлениями
методическая разработка (старшая группа) на тему

наблюдения за берёзой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx27.95 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного         профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра «Теория и методика дошкольного образования»

        

                                         

Разработка системы  непрерывных наблюдений

за природными объектами

                                                                Пеликсанова Татьяна Николаевна

                                 Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ                                                              

«Детский сад комбинированного вида №25»

                                              Городецкого района   г. Заволжья

Тема курсов: «Актуальные проблемы ДО в условиях введения ФГОС  ДО»

2014г

Тема: «Наблюдение за берёзой»

Старший дошкольный возраст

Наблюдение 1.

Люблю берёзку русскую….

Цель: Сформировать у детей внимательное отношения к окружающему миру, уточнить их представления  о том, что  береза это дерево,  что у неё есть ствол и ветви.

Формы работы: обследование и рассматривание

Воспитатель читает детям стихотворение:

Если б дали березе расческу, 
Изменила б береза прическу: 
В речку, как в зеркало, глядя, 
Расчесала б кудрявые пряди, 
И вошло б у нее в привычку 
По утрам заплетать косичку.

Воспитатель предлагает детям найти на территории и подойти  к березке, потрогать ее ствол, показать  ветви, изобразить их руками, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой. Отойдя на расстояние от детей,  воспитатель руками  изображает форму дерева. Обращает внимание детей, что берёза  похожа на игрушечную пирамидку (показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза Беляночка».

Наблюдение 2.

Кора березы.

Цель: Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление детей о коре и ее назначении, узнавать березу по внешнему виду.

Формы работы: рассматривание коры через лупу, познавательно-исследовательская деятельность.

Воспитатель, собрав детей, загадывает загадку:.

Она весну встречает, серёжки надевает,

накинута на спинку, зелёная косынка,

а платьице в полоску, ты узнаёшь ….(березку)

Воспитатель подводит детей к берёзе:

-Дети посмотрите на кору березы. Давайте потрогаем её. Скажите: какая она? Дети отвечают. Дать детям лупы и рассмотреть кору дерева через лупы. Воспитатель рассказывает детям, что берёза- единственное  в мире дерево с белой корой .Обращает внимание детей ,что кора защищает  от солнца, мороза, ветра. Обратить внимание детей, что кора дерева не однотонная а с черными пятнашками. В трещинах коры живут мелкие насекомые, которые укрываются там от птиц и непогоды. Вместе с детьми найти кусочек коры, рассмотреть его через лупу, обратить внимание на несколько слоёв, разделить их. Взять в группу старую кору для поделок.  

Наблюдение 3.

Падают-падают листья...

Цель: . Формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой.

Обратить внимание детей на то что,  осенью листья берёзы меняют цвет и опадают. Развивать у детей познавательную активность.

Формы работы: наблюдение и рассматривание

Воспитатель проводит с детьми беседу:

Почему листья на берёзе стали жёлтые? Что происходит с деревом  осенью? и т.д.                      

Читает детям стихотворение:

 «Лишь осень золотая, лист опалит огнём,

Берёзка облетает, тоскует под дождём».

Воспитатель предлагает детям обсудить народную примету: «Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки – весна будет ранняя, начнут желтеть снизу – поздняя».

Предложить поиграть в игру: «Мы весёлые ребята» Воспитатель рассказывает детям что осенью листочки начинают желтеть ,сначала вверху ,где воздух холоднее ,а затем  и внизу. Налетает ветер срывает листья и они словно золотые монетки падают на     тёмную                   сырую землю.

  Воспитатель вместе с детьми наблюдае,т как листья падают на землю. Предлагает рассмотреть опавшие листья. Воспитатель задаёт вопросы: Какого цвета? Чем пахнут? Какой формы? Воспитатель говорит, что они похожи на треугольник с зазубринами на концах.                                             Дети  вместе с воспитателем идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). Предложить собрать букет из листьев. После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).

Наблюдение 4.

Чем питается береза?

Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. 

Формы работы: беседа ,наблюдение.
Воспитатель   задаёт детям вопросы: Как вы думаете: у березы могут быть тайны? Какое у нее сегодня настроение? Наверно, ей грустно, ведь скоро зима. Давайте обнимем ее, погладим .  
Помните, в известной вам сказке «Как коза избушку построила» березка качнула веткой и сказала: «Я твоих козляток от зноя уберегу, строй подо мной избушку» ( дети по аналогии сочиняют сказку.)

Воспитатель вместе с детьми наблюдает берёзу в ветреную погоду. Воспитатель говорит детям, что под действием сильного ветра деревья качаются всё сильнее. Предлагает детям показать движения руками. Листья опадают ,они покрыли всю землю вокруг. Воспитатель рассказывает ,что листья «добывают еду» из почвы. Осенью листья опадают, снова возвращаются в почву и уже сами кормят её. Листья перегнивают и почва становится богаче и весной может кормить растения. Примета: А какой будет весна, берёза расскажет осенью.

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме?

Цель: Продолжать формировать у детей представления о взаимосвязи берёзы с окружающей средой. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Форма работы: наблюдение и трудовая деятельность

На прогулке дети вместе с воспитателем наблюдают как берёза сбрасывает листья  и воспитатель объясняет детям это происходит потому ,что деревья готовятся к холодам.

За окном берёзки в праздничном наряде,
Ветерок колышет солнечные пряди.
Опадут листочки, лягут покрывалом
И укроют землю лёгким одеялом.
А весна настанет - вновь висят серёжки,
Ветви украшают,  как и платье брошки.

Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни. Предложить детям сгрести листья под крону дерева.

Наблюдение 6

Какую пользу приносит берёза людям.

Цель:  Расширять представления детей о самом почитаемом дереве в России - берёзе, о её значении в жизни человека: эстетическом, хозяйственном. Расширить знание детей об использовании древесины. Воспитывать любовь к русской природе, бережного к ней отношения.

Формы работы: рассказ воспитателя, беседа, продуктивная деятельность.

Воспитатель рассказывает о том, что наши предки березовой лучиной освещали дома, соком березы лечили больных, колеса телеги смазывали дегтем, который делали из березы, из нее же мастерили игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты – туески ( в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов, на бересте писали.

Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
У берёзоньки кудрявой
Ствол покрытый берестой.

Дать детям представление о том, что из древесины делают бумагу. Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать? Надо бережно относиться к книгам.

Ныне березу используют в строительстве, из нее делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев – желтую и зеленую краску, из почек – лекарства. Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в летний период в течение месяца".

АктуальностьАктуальность поднимаемой  проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое миров...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

Система непрерывных наблюдений за природными объектамиосенью в течение месяца  с детьми младшего дошкольного возраста. Форма наблюденияТемаЦельМетоды иприёмыСловарнаяработа1.Наблюдение"Знако...

Методическая разработка «Система непрерывного наблюдения за природным объектом (воробей) в средней группе"

Система непрерывных наблюдений за воробьем в естественной среде обитания, В работу входят 6 конспектов наблюдений: №1 "Серенькая птичка - птичка невеличка", №2 "Птички - невелички в лужитце купаются",...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Методическая разработка на тему "Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами осенью в течение месяца".

На основе приобретённых знаний формируются такие качества как, реалистическое понимание явлений природы,любознательность,умение наблюдать за природой,логически мыслить,эстетически относиться ко всему ...