СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
статья (старшая группа) по теме

Гришанович Елена Николаевна

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе. Эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивают становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей    

                                                   подготовила воспитатель

Гришанович Елена Николаевна

высшей категории ГБДОУ № 8

Санкт-Петербург, Пушкинский район

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.

Одно из требований технологии – условия, отличающие все здоровьесберегающие технологии – условия, отличающие все здоровьесберегающие технологии – регулярное проведение экспресс – диагностики.

Наблюдение показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям дошкольного возраста успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу проводить профилактику асоциального поведения.

Общеизвестно, что хронические заболевания кратковременные отклонения в физическом развитии существенным образом сказываются на работоспособности. Всякое заболевание (даже не - продолжительное) в период выздоровления изменяют реактивность организма, состояние ЦНС, обусловливая высокую утомляемость.

Используя здоровьесберегающие технологии в связи друг с другом, обеспечивают решение не только защиты здоровья, но и задачи по укреплению здоровья, способность бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников - это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, научить бережному отношению к своему здоровью и природе. Эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивают становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.

Чтобы провести занятие с точки зрения охранения здоровья дошкольников целесообразно обратить внимание на гигиенические условия в группе: чистоту, температуру, свежесть воздуха, рациональность освещения в группы, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, благоприятный психологический климат, темп и особенности начала и окончания занятий.

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании приобщают к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, аромотерапия, босохождение, организация фито баров)

- всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение.

В дошкольном возрасте дети активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому. Понимая это, педагог во время прогулки, экскурсии будет развивать зрение, слух, обаяние, осязание, тактильные ощущения, сенсорику.

Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

         Технология экологического воспитания дошкольников построена на использовании персонажей русских народных сказок. Их задача - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям и помочь формированию реалистических представлений о природе. Использование игрушек - аналагов в тетрализации, инсценирование привлекает внимание детей, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение. Рассказывание экологических сказок с успехом с успехом можно использовать по экологическому воспитанию, так как дети стараются подражать положительным героям, воспринимают очень эмоционально что обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру.

Дидактические игры становятся здоровьесберегающими с использованием игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания, неожиданности, соревнования, использование различных персонажей.

Так же можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы.

Здоровьесберегающие технологии обеспечивают накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учат различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают сенсорные свойства – форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам.

Нельзя забывать и про подвижные экологические игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения в природе.

При возникновении утомления необходимо повышение двигательной активности разными способами:

-проводить физминутки,

-применять оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры)

Проведение физминуток способствует активизации внимания, повышения работоспособности, возможности сбросить накопившийся груз. Во время проведения НОД можно использовать хождение по массажным коврикам, аутотренинг, релаксации, точечный массаж, элементарные приёмы самомассажа.

Использование «хромотерапии», т. е лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения.

Правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, дает практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

         В Конвенции по правам ребенка прописано, что каждый ребенок имеет право на жизнь (статья 6), а наше государство и родители должны обеспечить определенный уровень жизни, который нужен для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (статья 27 п1).

         Для этого в Российской Федерации были разработаны ряд нормативно-правовых документов для развития спорта и здоровьесбережение населения нашей страны. Даже в дошкольных организациях ставиться главная задача и создаются специальные условия, гарантирующие укрепление и охрану здоровья детей. И так главная задача дошкольной организации является физическое развитие детей. Новые ФГОСы определяют образовательного процесса и особенно физическое здоровье воспитанников.

В дошкольных организациях разработано много разнообразных программ, методов, технологий на оздоровление организма детей. Но при этом важно учитывать готовность детей к физическим нагрузкам. Для успешного выполнения этих задач, были разработаны здоровьесберегающие технологии.

Под здоровьесберегающие технологии подразумеваются процессы которые решать задачи сохранения детей.

         Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечение сохранения здоровья, и умения использовать полученные знания в обычной жизни.

         Здоровьесберегающие технологии предусматривают:

— физическое здоровье;

— физическое развитие;

— психическое развитие;

— социальное здоровье.

         А принципы здоровьесберегающих технологий

— не навреди;

— сознательности и активности;

— непрерывности;

— систематичности;

— последовательности;

— доступности;

— индивидуальности.

         Педагоги в дошкольных организациях развивают у детей устойчивого интереса к физическому развитию и спорта.

Укрепления здоровья походит через:

— утренний прием на свежем воздухе;

— утренняя гимнастика на свежем воздухе или спортивном зале;

— образовательная деятельность по физическому развитию в облегченной форме;

— совместные соревнования, досуги, развлечения с родителями;

— сбалансированное питание не только в дошкольном учреждении но и дома;

— подвижные игры;

— сон при открытых фромугах и без маек.

 Используемая литература

1. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым. М.;ВЛАДОС,2003

2. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2002 – 64 с.

3. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005

4. Свирская Л. Работа с семьей. — М.: Линке — Пресс, 2007.

5. Чупаха И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М: 2003

Игры в экологическом воспитании дошкольников

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

При использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии было отмечено, что дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных интересующих их вопросов.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует многие виды игр. С малышами проводит очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических.

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В дидактических играх используются натуральные предметы природы (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), картинки с изображением растений и животных, настольные игры и всевозможные игрушки. Дидактические игры с естественным материалом природы или изображениями его являются основным способом сенсорного воспитания, развития познавательной деятельности. Игры проводят на занятиях, экскурсиях, прогулках в специально отведенное для них время.

Игры, применяемые на занятиях, помогают детям усвоить качества предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.

В младших группах игра обычно занимает все занятие, в средней, старшей и подготовительной к школе группах она чаще всего является частью занятия и продолжается от 5 до 20 минут.

В младших группах проводят игры, в которых ребенок должен научиться различать предметы по внешнему виду.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь.

После того как у детей накопятся конкретные представления о растениях (полевых, лесных, комнатных и т. д.), в старшей группе можно дать дидактические игры на сравнение предметов и узнавание их по частям (цветкам, листьям). Подведению детей к классификации объектов на основе уже имеющихся конкретных представлений помогают дидактические игры, в которых нужно объединять предметы по общему признаку: назвать, что растет в лесу или саду; подобрать картинки, которые отражают какое-нибудь время года; собрать картинки с изображениями птиц, зверей, рыб, деревьев.

Дидактические игры нужно постепенно усложнять. Так, например, узнавание предметов следует давать сначала по внешнему виду, потом на ощупь, затем по описанию и, наконец, по ответам на поставленные вопросы к загадке. Наиболее трудным является объединение объектов по общим признакам и отгадывание предметов по ответам на вопросы.

Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.

В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, прогулок, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Проведение игр в естественных условиях имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. В своей практике воспитатели прибегают к помощи сказочного героя - Гриба-лесовика, старичка-Боровичка, в наряд которого переодевается педагог. При помощи сказочного героя можно провести любую игру, например "Грибная полянка", "Осенний лес", "Построй домик животному", "Приготовь лекарство" и т. д.

Игру можно оформить и музыкальным сопровождением.

Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.

Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.

На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное - познавательное и игровое - занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому очень хочется дать несколько советов нашим дорогим родителям.

Дорогу в гости или в поликлинику можно превратить в увлекательную игру. Вот несколько игр для прогулки всей семьей, которые помогут Вам отлично провести время. Такие игры и эксперименты подойдут для детей 3-6 лет.

 

Каждая прогулка для малыша - открытие мира и ваш новый взгляд на привычные явления. Удивляйтесь сами и учитесь удивляться ребенка. Гуляя по улицам, в скверах и парках, прислушивайтесь, о чем поют птицы, размышляйте, о чем думают деревья, на что похожи облака. Сравнивайте стволы деревьев и ищите отличия у одинаковых листьев. Трогайте руками деревья, камни, траву, песок. 

Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души
!

                                               

   подготовила воспитатель

высш . квалиф.категории

Гришанович Елена Николаевна

2014 год, г.Санкт- Петербург, Пушкинского района

Игры

в экологическом воспитании дошкольников

Консультация для воспитателей

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души
!

                                               

   подготовила воспитатель

высш . квалиф.категории

Гришанович Елена Николаевна

2014 год, г.Санкт- Петербург, Пушкинского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии лечение цветом Хромотерапия"

Цвет воздействует не только на орган зрения – глаза. Все цвета имеют свое излучение, у каждого цвета – своя длина волны, способная нести свою информацию, по-разному воздействуя на различные орган...

Дополнительная образовательная программа по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии ТРИЗ «ЮНЫЕ ЭКОЛОГИ ГОРОДА ЗЕЛЕНОГРАДА»

Направленность программы «Юные экологи города Зеленограда»: эколого-биологическая - направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста системного подхода в восприятии мира, представлений...

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр экологической направленности.

Экологическое воспитание - это процесс ознакомления ребенка с природой, в основу которого положен экологический подход, Ухудшение экологической ситуации в стране и мире диктует необходимость формирова...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Консультация «Развитие экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях кружка по экологическому воспитанию».

Консультация  «Развитие экологического мышления у детей старшего дошкольного возраста в условиях кружка по экологическому воспитанию».Берегите эти воды, эти земли.Даже малую былинку...