Выступление на педсовете: «Организация предметно-игровой среды как средство развития личности ребёнка»
консультация на тему

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся, динамичном.  Во многом педагог несет ответственность за качество окружающей среды, которая используется  как средство для психического и физического развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_predmetno-_igrovoy_sredy.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 29 «Маячок» г. Волжска РМЭ

Выступление на педсовете:

«Организация предметно-игровой среды как средство  развития  личности ребёнка»

                                                                               Выступила: Петрова   Т.Н.

                                                                           Воспитатель II категории

г. Волжск. 2012 г.

        Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической и личностной  составляющих.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок – великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Вся жизнь воспитателя и его деятельность посвящена нуждам подопечных, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведенный ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.

Развитие ребенка зависит от того, как осуществляется процесс его воспитания, как организовано пространство, в котором он растет и совершенствуется, в каком окружении он находится – в монотонном, однообразном или, наоборот, разнообразном, насыщенном, неординарном, изменяющимся, динамичном. Личностная и профессиональная позиция педагога заключается в том, чтобы способствовать полноценному психическому развитию ребенка. Во многом педагог несет ответственность за качество окружающей среды, которая используется  как средство для психического и физического развития личности.

Анализ психолого-педагогических исследований показал, что развитие творчества во многом зависит от организации игровой среды в ДОУ. Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, моделирующую его духовное и физическое развитие. По мнению исследователей, предметно-игровая среда должна объективно, через свое содержание и свойства, создавать условия для творческой деятельности. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

Игра и творчество выступают как взаимосвязанные понятия, поскольку у ребенка нет иного пути личностного становления, кроме творческого, связанного с развитием воображения.

Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды в группе детского сада, принципов, разработанных В.А.Петровским, можно опираться и на дополнительные, но значимые для воспитателя принципы построения развивающей среды детства:

  • Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. Известно, что у дошкольников есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении и потребность в познании. В зависимости от периодов дошкольного детства одна из этих потребностей становится приоритетной и акценты в создании развивающей среды расставлены в соответствии с этим приоритетом.
  • Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
  • Принцип стабильности-динамичности развивающей среды тесно взаимосвязан с принципом гибкого зонирования. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в "семью", "больницу", "магазин".
  • Принцип уважения к мнению ребенка. Конечно, развивающую среду проектирует и создает воспитатель, но он обязательно расспросит родителей о предпочтениях и интересах ребенка.
  • Принцип опережающего характера содержания образования. Каждому воспитателю известно, что в группе всегда есть несколько детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Чтобы не “тормозить” их дальнейшее продвижение , 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы.
  • Принцип динамичности-статичности среды. Обстановка, окружающая среда – это оболочка, “одежда”, из которой ребенок быстро вырастает. Она не может быть постоянной. Примерно один раз в два месяца развивающая среда претерпевает изменения, иначе она перестанет стимулировать развитие ребенка и даже будет его “тормозить”.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность отойти от привычного и обыденного. Дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день. Ведь зачастую даже название той или иной игры вызывает желание в нее играть. Необычные уголки и центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности.

В своей группе  я стараюсь создать максимально комфортные условия для игр. Для этого группа делится на ряд функциональных центров.

Эмоциональный центр. Включает  «Музыкальный», «Уголок театральных встреч» - это модифицированные уголки изобразительной деятельности, музыкальный и театральный. Центр предназначен для эмоционального эстетического развития детей.                                                

Познавательный центр. Включает уголки экспериментирования, природы, библиотеку. Здесь можно увидеть «Книжную выставку», экологическую выставку. Предметный мир этого центра обеспечивает реализацию познавательных потребностей дошкольников в активной и разноплановой деятельности.

Двигательный центр. Включает «Поляну игр», «Спортивный уголок». Предметная среда этого центра побуждает детей к двигательной активности, позволяет выполнять разнообразные движения, испытывая от этого радость.

В  группу с помощью родителей приобрели развивающие игрушки и дидактический материал.

В приказе об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 20 июля 2011 года № 2151 утверждены требования к  игрушкам для детей дошкольного возраста.

Игрушки для детей дошкольного возраста должны соответствовать техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков. Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знакомой символической функции мышления.
  2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой воспитанников и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.
  3. Дидактическими свойствами. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребёнка конструированию, ознакомлению с цветом и формой.
  4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Для каждого вида игрушек отвели специальное место. Для машин выделили полочки – это гараж. Строительный материал поместили рядом с ковром, чтобы удобно было сооружать различные постройки. Атрибуты для дидактических игр (разборные матрёшки, геометрические мозаики, разного рода кубики, разнообразные лото, игровой материал по цвету и величине) разместили в отдельном шкафу. Книги, серии сюжетных картинок, иллюстрации находятся в одном месте - на книжной полке. Оборудовали в игровой зоне уголки такие как: «Парикмахерская»,  «Уголок ряжений»,  «Кухня», «Гараж», «Строители». Творческая сюжетно-ролевая игра в данном случае основана на трансформации предметов, явлений из реального пространства в игровое.

Воспитательная функция реализуется в том случае, если на каждом возрастном этапе педагог стимулирует игровую активность. Среди разнообразных способов стимулирования можно выделить такие, которые максимально отвечают законам развития творчества в дошкольном возрасте:

-обогащение окружающей среды предметами, объектами и стимулами, максимально усиливающими любознательность дошкольника;

- поддержка и поощрение оригинальных идей и замыслов;

-создание условий для реализации творческих идей на практике.

-использование системы вопросов проблемного характера из различных областей знаний ребенка;

-использование личного примера творческого решения проблем;

- создание проблемно-поисковых ситуаций, побуждающих к активной познавательной деятельности детей.

 Эстетически оформленная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.

 Таким образом, можно сказать, что роль педагога в процессе создания игровой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) НА ПЕДСОВЕТЕ: «Организация развивающей предметно-игровой среды в средней группе детского сада»

   Развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация жизни детей, из каких игрушек и дидактических пособий она с...

Выступление на педсовете "Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ".

Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ....

Выступление на педсовете «Организация двигательной деятельности детей раннего возраста на прогулке»

laquo;Организация двигательной деятельности детей раннего возраста на прогулке»...

Выступление на педсовете «Организация и развитие игровой деятельности дошкольников"

Повысить значимость организации игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ....