Обеспечение преемственности между ДОУ и школой
материал (подготовительная группа) на тему

Альтенгоф Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

                                       В.А. Сухомлинский.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

С введением ФГОС начального общего образования и ФГОС дошкольного образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Начальная школа начинается с предшкольного образования, т.е. с дошкольного образования.

Цель:

- Определение общих принципов преемственности между ступенями образования.  

    -  Обеспечить безболезненный переход детей в школу,  помочь первоклассникам адаптироваться  к новым    условиям.

 Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования (дошкольное и начальное звено), понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она уступала место “обучению на занятиях”, или существенно изменялась. В результате, по данным школьного мониторинга готовности детей к школе, отмечается уменьшение детей с познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня, требует нового подхода.

Задачи: Дошкольного звена:

  •  Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
  •  Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности.
  • Развитие инициативности, любознательности,  способности к творческому самовыражению.
  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).
  • Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности.

Начального школьного звена:

  •  Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
  • Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой).
  •  Формирование желания и умения учиться.
  • Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
  •  Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий.

Основанием преемственности между детским садом и школой являются:

  • развитие любознательности;
  • развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;
  • формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;
  • развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками)

Условиями эффективного взаимодействия ДОУ и школы выступают:

  • Доступность (Всё, что мы собираемся делать с детьми, должно быть им понятно)
  • Учёта индивидуальных и возрастных особенностей (Без учета индивидуальных и возрастных особенностей детей, нельзя проводить ни одно мероприятие)
  • Преемственность (Соблюдая принцип преемственности, мы поможем детям быстрее адаптироваться в новых условиях и познакомиться с новыми правилами).
  • Совместная и продуктивная деятельность (Все субъекты образовательного процесса одинаково ответственны за воспитательный процесс).

          Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических  коллективов  ДОУ «Искорка» и МКОУ «Красноярская СОШ». Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности. Результатом таких деловых встреч является  разработка совместных действий по преемственности в плане учебно-воспитательной работы детского сада и школы. (На 8 слайде показан план мероприятий на 2013-2014 года)

        Все мероприятия мы условно разделили таким образом:

  1. Совместные  традиционные мероприятия.
  2.  Совместные обучающие мероприятия.
  3.  Совместные воспитательные мероприятия.

В совместные традиционные мероприятия относятся различные праздники.                    
Совместные традиционные мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья, формирования здорового образа жизни, обогащение социально-эмоциональной сферы детей, обогащение познавательной сферы детей.

Обучающие мероприятия мы разбили на два этапа:

Осень и зиму педагог-психолог занимается с детьми в детском саду. Наша цель развивать в детях эмоционально-волевую сферу деятельности ребёнка, учить его действовать в соответствии с правилами и самое главное начать познавать с ними основы нравственности и духовности. Весной мы проводим занятия в школе с теми детьми, которые идут в первый класс. Эти занятия помогают познакомить детей, сплотить их. Мы заметили, что у детей очень сильно снижается тревожность: учителя они уже воспринимают как старого знакомого.

Совместные воспитательные мероприятия.

В рамках нашего модуля «Красноярка многонациональная семья» и программы школы «Огонек души» дети ДОУ и учащиеся школы участвуют в недели добра, уборка территории детского сада, проводятся развлечения «Минутка – игры». Также дети дарят ветеранам минуты радости, приглашают на праздники  «День пожилого человека», «8 Марта».

       Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования  воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...

"Обеспечение преемственности между д/садом и школой"

Отчет социального педагога по результатам успеваемости, адаптации учащихся 1х классов (выпускников д/с). Адресовано социальным педагогам дошкольных учреждений....

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА МАДОУ И МОУ СОШ. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ СОГЛАСНО ФГОС»

На сегодняшний день особо актуальна проблема реальной преемственности между дошкольным учреждением и школой. Основной причиной послужило то, что подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня, сводилас...

«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем...

Семинар "Речевое развитие дошкольного и младшего школьного возраста" доклад на тему: "Преемственность между ДОУ и школой в вопросах развития речевых умений детей как одно из условий обеспечения качества образования"

15.03.2022г. на базе МКДОУ детский сад "Солнышко" прошел районный семинар "Речевое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста". На мероприятии педагоги поделились опы...

План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч

План работы с социальным партнером  территариально находящегося  рядом с дошкольным учреждением. План  содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...