«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
консультация на тему

консультация для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_razvitii_i_vospitanii_rebenka.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка (помимо игры и изобразительной деятельности), обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, потому что дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно, строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте. Тогда запоминание будет осознанное, глубокое.

Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры. Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творческого воображения, фантазии, связной монологической и диалогической речи.

Предлагаю рассмотреть некоторые из них.

«Встречи героев»

Игра помогает развивать устную диалогическую речь, лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

Ребенку читается сказка по желанию. После прочтения ему предлагаются изображения двух героев из сказки. Задача ребенка состоит в том, что ему нужно вспомнить, что говорили герои друг другу и озвучить диалог. Можно предложить героев, которые в сказке не встречаются. Например, в сказке «Колобок» не встречаются друг с другом заяц и медведь. Но что бы они могли сказать друг другу при встрече? Похвалить колобка за то, что он такой умный и хитрый или пожаловаться друг другу на обманщика.

«Звукорежиссеры»

Эта игра также направлена на развитие устной связной  речи, помогает лучше запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет.

После прочтения сказки, рассмотрите иллюстрации к ней. Остановитесь на понравившейся. Предложите своему малышу «озвучить» картинку. Пусть он вспомнит, что говорили герои в данный момент, какие действия выполняли. Также для этой игры можно использовать и фрагменты мультфильмов по одноименным сказкам. Выключите звук, и пусть ребенок озвучивает ход событий.

«Новые сказки»

Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи.

Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.

Для игры можно использовать серии картин для рассказывания сказок, которые сейчас в достаточном количестве можно приобрести в магазинах.

По-порядку перед ребенком вкладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом ставится задача вспомнить,  какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.

«Сказочная цепочка»

Цель этой игры: научить составлять предложения  по предметным  картинкам. Помочь ребенку запомнить героев, предметное окружение, последовательность событий сказки.

Выберите для игры любую прочитанную сказку. Приготовьте отдельно всех героев, различные предметы, которые встречаются в этой сказке. Для усложнения задачи можно добавить героев и предметы из других сказок. Например, возьмем сказку «Лиса и лапоть». Ребенку предлагаются изображения сказочных героев и предметов, а он определяет, есть такие в данной сказке или нет. Если есть – выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данного предмета или героя. Если это курочка, то можно вспомнить, что лиса забрала курочку взамен на лапоть.

Вот лишь несколько интересных игр, которые помогут вашему ребенку лучше ориентироваться в мире сказок.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Ёлочка.

Росла в лесу ёлочка – стоим на месте, вытянув руки в стороны

 По её веточкам прыгали белки – прыгаем с продвижением вперед (стучим палочкой по ксилофону)

 Прилетал дятел - «летим» или шлепаем руками по бокам.

 и громко стучал клювом – вытягиваем указательные пальцы вперед, барабаним ими по туловищу (стучим палочками).

 Иногда мимо проходил большой медведь – ходим, переваливаясь с ноги на ногу (медленно стучим ладонями по барабану)

 Иногда пробегал маленький зайчик – подпрыгиваем на месте (играем на ксилофоне)

 Вечером на неё дул ветерок – дуем

 Ночью над ней загорались звёздочки – вытянув указательные пальцы, как бы рисуем точки-звездочки над головой (играем на треугольнике)

 Летом около неё летали комарики – шевелим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з»

 Зимой на неё падали белые снежинки – рисуя указательными пальцами точки сверху вниз, показываем, как падают снежинки (щипаем струны).

 и укрывали ёлочку тёплым снежным одеялом.

Яблонька.

В саду росла яблонька с красивыми белыми цветами – вытягиваем руки в стороны – яблонька.

 На цветы прилетали пчёлы – летаем по комнате или жужжим «ж-ж-ж».

 Потом лепестки облетели – перебираем пальцами в воздухе сверху вниз (или играем на металлофоне сверху вниз)

 И на ветках стали расти маленькие яблочки – пальцы округляем, показываем, как росли яблочки.

 Каждое утро к яблоньке прибегал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)

 И смотрел на яблоки – поднимаем голову вверх, фыркаем или сопим носиком.

 Однажды ночью подул сильный ветер – дуем

 Яблоки стали падать на землю – ударяем кулаками по полу (по коленкам)

 Утром прибежал ёжик – ползаем на четвереньках (барабаним пальцами по барабану)

 И стал грызть самое большое яблоко.

Приключения в маленьком пруду.

Жил-был в маленьком пруду маленький лягушонок – звукоподражание ква-ква (высоким голосом).

 Над прудом летали маленькие комарики – водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з».

 Днём лягушонок ловил комариков – выполняем хватательные движения руками, приговаривая «ам».

 А ночью плавал в пруду – подражательные движения или бутылочка с водой.

 Однажды лягушонок сказал:

 - Я хочу ловить больших комаров!

 И запрыгал по травке - прыгаем (или ударяем бубном по ладони).

 Шла навстречу корова – приставляем пальцы ко лбу, мычим.

 Лягушонок её и спрашивает:

 - Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

 Ничего не сказала корова, и лягушонок поскакал дальше -  прыгаем (или ударяем бубном по ладони).

 Бежала навстречу лошадь – цокаем язычком.

 Лягушонок её и спрашивает:

 - Ты знаешь, где живут большие комары? Ква – ква?

 Ничего не сказала лошадь, и лягушонок поскакал дальше -  прыгаем (или ударяем бубном по ладони).

 Доскакал лягушонок до большого пруда, где летали большие комары – водим пальцами в воздухе, приговаривая «з-з-з» (более низким голосом).

 И только он хотел поймать комара, как вдруг услышал громкий треск – проводим палочкой по ксилофону.

 На берегу стоял большой аист и стучал длинным острым клювом – проводим палочкой по ксилофону.

 И маленький лягушонок поскакал обратно в свой маленький пруд -  прыгаем (или ударяем бубном по ладони).

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ.

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запасы на зиму.

 (СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

 (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

 (УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

 Они грызли орешки,

 (ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

Грызли зёрнышки

 (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСКЕ)

И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

 (ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

 (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

 (ДУЕМ В БУТЫЛКУ)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

 (УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

 ЗАЯЦ В ЛЕСУ.

Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся. Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!

 (ШУРШИМ БУМАГОЙ ИЛИ ПАКЕТОМ)

Испугался заяц и бежать.

 (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!

 (СТУЧИМ ПАЛОЧКОЙ ПО ДЕРЕВЯШКЕ)

Бросился заяц бежать.

 (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

 (НАТЯГИВАЕМ РУКАМИ ТКАНЬ)

Побежал заяц из леса к речке

 (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (быстро))

А на берегу лягушки сидели.

 Увидели они зайца - и скок в воду.

 (ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО КСИЛОФОНУ ИЛИ ШЛЁПАЕМ ЛАДОНЯМИ ПО НОГАМ)

Тут заяц остановился и говорит:

 - А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!

 Сказал так, и смело поскакал обратно в лес.

 (СТУЧИМ ПО БАРАБАНУ ИЛИ ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ (медленно))

 «Курочка Ряба».

Жили - были Дед да Баба – МЕТАЛЛОФОН

Да была у них курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах,тах» - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое - УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Дед бил, бил-не разбил

Баба била,била -не разбила – металлическая ЛОЖКОЙ

Мышка бежала  – КОЛОКОЛЬЧИК

Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось –УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ

Плачет дед, плачет Баба - ТРЕУГОЛЬНИК

А курочка кудахчет:

«Кудах-тах, тах,

Кудах-тах, та» - ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Не плачь, Дед, не плачь, Баба! - УДАР ЛОЖКАМИ

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое! - ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Для того, чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры, содержащиеся в этом материале....

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Консультация рассказывает родителмя о роли сказки в жазни ребенка...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка".

Консультация для родителей по теме «Роль сказки в развитии и воспитании ребенкаДети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природ...

Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.Сказка для ребен...

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"

Консультация для родителей "Роль сказки в развитии и воспитании ребенка"...