Познавательно- исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждениии: проблема, пути решения, результат.
статья на тему

Ольга Гибадулловна Газиева

 I  Международная научно-практическая конференция  "Педагогика и психология детства" посвященный Международному дню детей (дню защиты детей) 1юня 2014 г.  г.Бирск 2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_birska_2.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Газиева Ольга Гибадулловна  / Gazieva Olga Gibadullovna                

Познавательно-исследовательская деятельность  детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении:

проблема, пути решения, результат

The cognitive- research activity of preschool childs in the pre-school educational: establishment problem, the method of solution, the result

Аннотация

Одним из видов детской деятельности в дошкольном возрасте является исследовательская деятельность, в процессе которой дети могут получить возможность напрямую удовлетворить  любознательность, упорядочить свои представления о мире. На сегодняшний день стоит проблема  ограниченности методических разработок  и пособий по организации познавательно-исследовательской деятельности  с детьми дошкольного возраста, в связи с этим,  на базе  детского сада  мною  были созданы методические разработки и пособия: «Трудиться – хлеба добиться»; «Земля»; «Материки планеты «Земля»» / «Географическая карта» /. Пособия  дают возможность детям  заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Изучение познавательно-исследовательской деятельности нам позволило выявить интегративные качества личности, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей  к обучению в школе.

Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, исследовательская деятельность,  интегративные качества.

Annotation

One of the forms of children's activity at the pre-school age is the research activity, in process of which the children can obtain the possibility to directly satisfy inquisitiveness, to regulate their ideas about the peace. The problem of the limitedness of systematic developments and benefits for the organization of cognitive- research activity with the preschool childs today stands, in connection with this, on the base of kindergarten by me systematic developments and benefits were created: “To work - grain crops to attain”; “The Earth”; “The continents of planet “the Earth””/“geographical map”/. Benefits give the possibility to children to be occupied by research activity, to experiment, to synthesize the obtained knowledge, correct to structure and to systematize information, to develop creative abilities and communicative habits. The study of cognitive- research activity us allowed to reveal the integrative qualities of personality, what is one of the expected results on the creation of the conditions for achievement of equal launch opportunities to the instruction in the school.

The keywords: the cognitive- research activity, research activity, the integrative qualities.

Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей на занятии. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Зачастую обучение строится на применении только репродуктивных методов, направленных на усвоение детьми готовых истин. [3] Таким образом, можно сказать, что «дети  лишены возможности проявить собственную познавательную инициативу, им отводится пассивная роль «получателей» информации».[2]

Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А.П. Усовой, Е.А. Панько, приходишь  к выводу о необходимости включения дошкольников в исследовательскую деятельность, в процессе которой дети смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.

К сожалению, на данный момент стоит проблема  ограниченности методических разработок  и пособий по организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста,  что затрудняет активное внедрение исследовательской деятельности дошкольников в образовательный процесс.

На базе  детского сада  мною  были созданы методические разработки и пособия  по организации познавательно- исследовательской деятельности: «Трудиться – хлеба добиться»- которое помогло детям увидеть весь цикл производства  не только хлеба из пшеницы, ржи, но и продуктов из гречихи, овса, проса. В специальных колбах  находятся: колос, зерно, солома, мука, крупы. Пособие мобильно, так как в нем предусмотрена возможность менять наглядность в колбах и фотографии, которые крепятся на магнитах. К пособию прилагается набор колб, в которых находятся зерна и крупы гречихи, проса, риса, овса, ячменя. Фотографии отображают весь цикл работ, начиная от посевной и заканчивая изображениями продуктов, попадающими непосредственно на стол. Представлена информация, отражающая многовековую историю развития производства зерновых культур и хлеба. Создан фотоальбом  и слайд «История хлеба»;

«Земля» - представлена в колбах:  вода; земля;  гравий /гравий, речная галька, морская галька/; полезные ископаемые / нефть, каменный уголь, торф, соль: каменная, морская/; глина /красная, белая, желтая, зеленая, черная, голубая, розовая /; песок  /красный, речной, морской, кварцевый/; мел; самоцветы; поделочный камень; металлы  - пособие помогло детям понять роль земли в жизни человека, увидеть ее недра и оценить их значимость в жизни. Это пособие можно использовать как мобильную лабораторию.

«Материки планеты «Земля»» / «Географическая карта» / - дети знакомятся с материками, а также с государствами граничащих с РФ.  

Ценность данных проектов-пособий  в том, что: пособия позволяют четко структурировать и систематизировать информацию, могут использоваться педагогами в своей работе при освоении образовательных областей. Пособия мобильны, компактны, после совместной работы с педагогом, дети могут самостоятельно работать с этим материалом. Электронный материал создан таким образом, что педагог может отбирать материал в соответствии с темой и возрастными возможностями детей, может сам создать слайд презентацию, и добавить свои видео материалы, а также показать мультфильм по заданной теме. Пособия  дают возможность детям  заниматься исследовательской деятельностью, экспериментировать, синтезировать полученные знания, правильно структурировать и систематизировать информацию, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Изучение познавательно-исследовательской деятельности, как целостного образования личности нам позволило выявить интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида  деятельности:

- во-первых, наши дети стали  любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью;

- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к развитию такого  интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.

-  в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам  деятельности, развитие рефлективных способностей – то, что  регулирует и развивает исследовательскую деятельность; развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.  

Таким образом, интеграция  познавательно – исследовательской деятельности в образовательном процессе нашего  детского сада  положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей  к обучению в школе.

Литература:

  1. Евдакимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008
  2. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
  3. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.: АРКТИ, 2005
  4. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами. – М.:ООО «Карапуз», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Познавательно - исследовательская деятельность в младшем и среднем дошкольном возрасте"

Детское экспериментирование – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. ...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей.Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал...

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

Консультация для родителей «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста»....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста на тему: "История электрической лампочки"

Конспект составлен на основе технологии Коротковой Н.А. "Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста". Дети вместе с воспитателем совершают увлекательное путешествие в прошло...

Актуальность проблемы развития познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста

В статье описано побробно о познавательно-исследовательской деятельности детей раннего возраста....

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...