Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников с книжной культурой и детской литературой
консультация (подготовительная группа)

Ярополова Ольга Алексеевна

Опыт работы по приобщению дошкольников к чтению и знакомству с детской литературой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль библиотеки в процессе знакомства дошкольников

с книжной культурой и детской литературой

«Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант читателя...»

С.Я.Маршак

Осмысливая сегодняшний день нашего общества, нельзя обойти вниманием вопрос воспитания человека путем приобщения его к культуре в целом, книжной в особенности, тем более когда в современных условиях само понятие «книга» почти лишилось прежнего авторитета, а телевидение и компьютер активно выступают ее конкурентами. Но книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать интересным, полным необычных открытий. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте.

В соответствии с приказом Министерства образования от 17 октября 2013 года № 1155 "Об утверждении федерального  образовательного стандарта дошкольного образования" воспитание и развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях осуществляется по 5 основным направлениям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Речевое развитие включает знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие речевого творчества и др. Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений и др.

Содержание этих образовательных областей направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. При этом работа по приобщению детей к чтению художественной литературы строиться с учетом принципа интеграции с другими образовательными областями.

Приобщение детей к чтению художественной литературы начинается с создания предметно-развивающей среды группы. Красочно оформленная библиотечная зона группы, книжный уголок привлекает интерес и внимание детей. В нашем учреждении имеется библиотека, которая представляет собой не просто несколько полок или книжных шкафов. Это отдельное помещение, оснащенное книжными стеллажами и тематическими рубрикаторами. Книжный фонд у нас небольшой, однако в ней создана атмосфера настоящей библиотеки.

Совместно с педагогами учреждения библиотека проводит экскурсии, выставки и специальные "библиотечные занятия" в рамках годового учебного плана.

Библиотека – это бесценный кладезь информации по всем отраслям знаний. Задача библиотекаря побудить ребенка воспользоваться этим сокровищем. Безотказным приемом, который способен решить эту задачу, всегда выступают всевозможные игры. Дети, нацеленные на результат обращаются к литературе независимо от того интересна им тема или нет. Мероприятия, когда ребята являются конкурсантами и их оценивают взрослые, не новы и привычны каждому. Поэтому в своей работе мы стремимся разнообразить деятельность, привлечь детей к участию в различных мероприятиях, конкурсах, викторинах, тем самым приучаем их самостоятельно добывать новые и интересные знания из книг.

Привить интерес к чтению у современных детей — это сегодня непростая задача для родителей и для нас, библиотекарей. Грамотный, заинтересованный педагог способен с раннего возраста привить детям любовь к чтению. Книга в его руках оживает, и ребята, затаив дыхание, слушают сказки, стихи, рассказы, впоследствии это может повлиять на выбор их будущей профессии.  

Для того, чтобы механизм «воспитания читающего ребенка» заработал, необходимо также прямое активное или направляющее участие родителей по привлечению их детей к чтению. Для этого мы используем мощную пропаганду чтения в СМИ, а также информационные библиотечные стенды, в Интернете – сайты, ну и конечно сформировавшийся и налаженный круг связей с общественностью -  редакциями газет и журналов, поддерживаем отношения с другими школами, детскими садами. Все это активизирует действия по пропаганде чтения.

Детская книга — это особый мир, который ребенок воспринимает и умом, и сердцем. Основная цель проводимых нашей библиотекой мероприятий — заинтересовать, увлечь ребенка, приобщить его к миру книг. И очень важно, чтобы книга вошла в его жизнь как можно раньше. Этому способствует ежедневная индивидуальная работа с каждым читателем.

Детское чтение – забота общая. Важно понять, что каждое мероприятие, проведенное совместно с родителями, педагогами, повышает значимость библиотеки, помогает формировать грамотного читателя, интерес и потребность в чтении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование образовательного процесса образовательной области «Речевое развитие: знакомство с книжной культурой, детской литературой» в рамках ФГОС

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его ...

Методические рекомендации "Знакомство с книжной культурой и детской литературой".

Книга- оказывает большое воздействие на формирование личности ребенка!...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Организация работы по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой в дошкольной организации...

Система работы ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой

Задачи и методы работы ДОУ по ознакомлению детей  дошкольного возраста с книжной культурой и детской литературой...

Сообщение из опыта работы: «ЗНАКОМСТВО С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ, ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПОНИМАНИЕ НА СЛУХ ТЕКСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

laquo;Познакомить ребёнка с книгой – лучший подарок, который мы можем ему сделать». Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом работы по ознакомлению детей средней группы (4-5 лет) ...

ОПЫТ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ЗНАКОМСТВУ ВОСПИТАННИКОВ С КНИЖНОЙ КУЛЬТУРОЙ И ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ – ПРОЕКТ «СТРАНА КНИГОЛЮБИЯ»

В данной статье рассказывается об опыте работы дошкольного учреждения по знакомству воспитанников с книжной культурой и детской литературой. Автор знакомит с основными аспектами реализации проекта &la...