Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»
методическая разработка на тему

Шабельник Ирина Владимировна

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ira_opyt.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

На протяжении нескольких лет я работала над темой «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр - драматизаций». Выбор темы не случаен. Любая игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. С ее помощью дети овладевают опытом, взаимодействуя с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности.

Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства: плыть на корабле, лететь в космос, быть злым или добрым волшебником, воплотиться сказочным персонажем и т. д. Малыш проживает ту жизнь, которая предстанет ему в будущем.

Особенно ярко детское творчество проявляется в играх - драматизациях. Сюжет и игровые действия определены самим содержанием произведения, но способы реализации ролей следует создавать и воплощать в движениях, жестах, мимике, интонациях.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, но более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Но чтобы дети могли сыграть образ персонажа, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения (почему они так поступают), проникнуться их чувствами, переживаниями.

Но ребенок должен не только подражать, но и творить. Наблюдения показали, что дети младшего дошкольного возраста с увлеченностью перевоплощаются в собак, кошек и в других знакомых им животных, однако развить и обыграть сюжет не могут. Дети только подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Поэтому свою работу по данной теме начала с обучения детей младшего дошкольного возраста некоторым способам игровых действий по образцу, используя следующие игры: «Вышла курочка гулять», «Зайка серенький сидит» и т. д. Как машут крыльями и летают маленькие птенчики, как легко прыгают зайчата и тяжело, неуклюже ходит медведь. Игры - инсценировки с использованием игрушек или сказочного персонажа: «поиграем с мишкой».

Читая и рассказывая детям произведения художественной литературы и фольклора: Курочка Ряба, Репка, Теремок, Усатый - полосатый и другие; рассматривая иллюстрации к этим произведениям, я стремилась вызвать интерес к играм - драматизациям. После чтения произведений и просмотра иллюстраций проводила беседу с детьми о поступках героев, акцентируя их внимание на положительных моментах, выслушивая мнение детей. Работая над совершенствованием двигательных навыков, использовала такие приемы, как показ движений, имитация.

Играя в игру «Паровоз», предлагала детям отправиться в путешествие в образах лесных зверей (зайчат, медвежат, лисят и т. д.).

Дав гудок, паровоз отправляется в лес. Давалось словесное описание той картины, которую должен представить себе ребенок, при этом стремилась к более полной реализации роли. Паровоз останавливается у большой поляны, на которой растет сладкая малина.

- Ну-ка, наши неуклюжие медвежата, выходите из вагонов и покушайте ягоду малину!

Дети, изображая медвежат, подходят к кустам и рвут ягоды, они с удовольствием поглаживают свои животики, имитируя движения медвежат.

Паровоз дает гудок и едет дальше. На следующей остановке дети - «зайчата» изображают радость и веселое настроение на «капустном поле».

Во время игры поощряла детей, которые наиболее интересно выступали в своей роли. В играх принимала участие, показывая, какими разнообразными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, поза, движения.

В результате к концу года дети приобрели необходимые навыки для создания того или иного образа. У детей проявляется интерес к кукольным спектаклям, поставленным по сюжетам сказок. Дети более эмоционально проявляют свое отношение к героям. Много радости доставило ребятам собственное актерство, разыгрывание сценок из сказок «Курочка Ряба», «Теремок». Детей - «актеров» волновало впечатление и реакция детей - «зрителей», а «зрители» хлопали в ладоши как в настоящем театре.

Такая работа была проведена с детьми младшего дошкольного возраста. Продолжая работу с детьми среднего дошкольного возраста, мною были поставлены задачи:

  1. Научить детей сочетать движение и слово;
  2. Научить детей умению работать в паре.

При этом использовала те же методы и приемы, что и в младшей группе, постепенно усложняя их. Так, например, в игре «Паровоз» 2-4 ребенка, изображая животного, сопровождают движения словами: «Я маленький зайчик, прыг - прыг (прыгают), у меня длинные ушки (показывают), короткий хвостик (показывают). Я боюсь всех. Ой, страшно!» (Обхватывают себя руками и убегают). Другие дети, изображая лисичку, также сопровождают движения словами, описывая свой образ.

В процессе работы дети разделились на две подгруппы: на более активных, раскрепощенных детей и менее активных, застенчивых детей. С более активной группой с увлечением показывали такие сказки как «Колобок», «Заюшкина избушка» и др., используя настольный театр. В результате дети играли сказки самостоятельно, хотя и не все им удавалось. В процессе показа спектакля я ненавязчиво поощряла их и руководила игрой. С малоактивными детьми драматизировались произведения, в которых было небольшое количество действий, например, потешка «Кисонька - мурысенька», стихотворение «Где мой пальчик?» Н. Саконской. Изображая несложные действия, близкие их жизненному опыту, детям было легче включиться в игру.

Большое внимание уделяла мимическим этюдам, пантомимам. Ребята жестами изображали грустного, веселого, злого или доброго человека и его действия, а другие дети отгадывали. Например, такая игра - «Угадай животное по его движениям». Также с интересом ребята выполняли упражнения с воображаемыми предметами: прыжки через скакалку, игра с мячом и другие. Для развития воображения предлагала ребятам проиграть различные ситуации, например, купание в море. Вначале не все дети принимали участие и некоторые были лишь наблюдателями, но постепенно они раскрепостились и приняли участие в игре.

Много времени отводилось беседам с детьми. Прочитав произведение, обсуждали, анализировали поступки героев, добиваясь того, чтобы дети высказывали свои взгляды, отстаивали свою правоту. После обсуждения задавались проблемные вопросы о сказке: понравилась или не понравилась сказка?; что в ней было интересного?; какой герой вам больше понравился и почему?; в каких сказках этот герой ведет себя по-другому? При •этом просила многие действия изобразить жестами. В конце беседы предлагала импровизированно придумать другой конец сказки. Затем дети разыгрывали небольшие эпизоды с двумя персонажами, рассказывали сказку по ролям, отображая нужные интонации.

В результате к концу года дети среднего дошкольного возраста приобрели необходимые навыки для создания того или иного образа, научились самостоятельно показывать несложные сказки, умело отображая поведение героев. Также приобрели следующие навыки: научились сочетать движение и слово; научились умению работать в паре.

Продолжая работать с детьми старшего дошкольного возраста, мною были поставлены следующие задачи:

  1. продолжать совершенствовать навыки сочетания выразительности движений с образными словами;

научить детей самостоятельно находить способы образной выразительности, поощряя желание детей участвовать в импровизации.

Для решения этих задач я проводила подготовительную работу. Читали произведение, пересказывали своими словами, обсуждали и анализировали поступки героев, рассматривали сюжетные картинки, играли в подвижные игры с персонажами сказок, составляли характеристики действующих лиц, добиваясь того, чтобы дети высказывали свои взгляды, отстаивали свою правоту. На отдельных занятиях изготавливали необходимые декорации и элементы костюмов по нарисованным детьми эскизам и костюмам, делали аппликации и лепили фигурки героев сказок, выражая тем самым свое эмоциональное отношение, что является неотъемлемой частью творческого развития личности ребенка.

Такая работа помогала детям сделать свою игру-драматизацию интереснее и содержательней. Например, обсуждали образ Волка: какой он - хитрый или глупый, злой или добрый? Что значит коварный? Как он беседует в лесу с Красной Шапочкой? Почему вежливо и ласково?

Чтобы избежать сложившихся стереотипных представлений о Волке, детям предлагалось сравнить его с подобными персонажами из других сказок. Ведь все классические образы - Волк, Петушок, Зайка, Лиса, Мишка - в каждой сказке совершенно различны. Поэтому и надо учить детей находить такие изобразительные средства (жесты, мимика, интонация, тембр голоса), которые бы передавали сущность характера, настроения, состояния, поведения. Такие игры сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, представить в какой обстановке происходит действие и т.д.

Вся работа велась в тесном сотрудничестве с родителями. Вместе с детьми они изготавливали шапочки сказочных персонажей, рукавички для кукольного театра, декорации и куклы для настольного театра, ширмы и т.д. Их помощь была неоценима.

В результате проведенной работы дети научились самостоятельно показывать несложные сказки, умело отображая поведение героев. При этом дети получали много радости от переживания собственного актерства, их волновала реакция зрителей (Получилось? Понравилось?). Собственно в активном стремлении к творческому исполнению произведения и заключается воспитательное значение театрализованных игр.

Работа в течение нескольких лет по развитию у детей навыков участия в играх - драматизациях дала хорошие результаты:

  1. расширились и углубились знания детей об окружающем мире;
  2. развились внимание, память, восприятие, воображение, стимулировались мыслительные операции;
  3. активизировался и расширился словарный запас, улучшился грамматический строй речи, звукопроизношение и навыки связной речи;
  4. развилась эмоционально - волевая сфера;
  5. усовершенствовалась моторика, координация движений, пластичность;
  6. развилось чувство ответственности за себя, свои поступки и друг за друга.

Дети в самостоятельной деятельности стали активно использовать все те знания и умения, которые приобрели в играх - драматизациях, усовершенствовали навыки сочетания выразительности движений с образными словами; научились самостоятельно находить способы образной выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»

Из опыта работы на тему: «Развитие творческих способностей у детей в процессе игр-драматизаций»...

Обобщение опыта работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников при обучении игре на детских музыкальных инструментах".

Игре  на  детских  музыкальных  инструментах  уделяется  особое  внимание , так  ка  именно  детское  музицирование  расширяет  сферу...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через изучение устного народного творчества»

Русский педагог К. Д. Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. Многие педагоги, психологи (В. Г. Бе...

Обобщения опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому народному творчеству»

Обобщения опыта работы по самообразованию  за 2021-2022 учебный год  по теме:«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к русскому нар...