Маркетинговая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении
статья на тему

Шутова Татьяна Алексеевна

В статье раскрыты основные направления, цели  маркетинговой деятельности руководителя  дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения качества дошкольного образования в современных условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _statya_marketingovaya_deyatelnost_v_dou.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Маркетинговая деятельность

  в  современном дошкольном образовательном учреждении

Шутова Т.А., методист  

МБОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

 Одной из основных целей ФГОС ДО является обеспечение  качества дошкольного образования. Руководитель современного дошкольного  образовательного учреждения несёт ответственность за эффективность его  работы  по всем направлениям  деятельности, создание в нём атмосферы сотрудничества и творчества.

Управление дошкольным учреждением - сложный, полифункциональный процесс, который требует согласования  всех управленческих функций.

Современному руководителю необходимы глубокие знания основных положений науки управления, социально-психологических аспектов руководства коллективом, научной организацией труда. Большое значение эти знания имеют и при планировании работы дошкольных учреждений и осуществлении контроля за работой педагогов.

Менеджемент - искусство управления; процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет действия к общим целям; совокупность принципов, средств, форм и методов управления, применяемых в целях повышения эффективности производства; процесс,  в ходе которого используемые ресурсы (материальные, кадровые, финансовые, временные) оказывают влияние на действия людей и создают условия для достижения целей.

Педагогический менеджмент - совокупность принципов, средств, форм и методов управлением педагогическим процессом, организации совместной деятельности дошкольных учреждений с культурно-образовательными учреждениями в целях удовлетворения запросов детей и их родителей, обеспечение полноценного развития детей с учетом современных требований общества к личности.

В основе педагогического менеджмента лежат маркетинговая деятельность и мониторинг. Маркетинг - рынок, сбыт; система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения сбыта производимых товаров.

В условиях образовательных учреждений маркетинг осуществляется путем аналитической и рекламной деятельности.

 Аналитическая служба (психологи, социальные работники, специалисты отделов образования) занимается  изучением потребностей родителей, ребенка, общества, работодателя, молодого специалиста методами анкетирования, тестирования, опроса общественного мнения и др. Целью рекламной деятельности является представление  дошкольных учреждений и распространение инновационного опыта различного уровня.

Важнейшими направлениями маркетинговой деятельности руководителя дошкольного учреждения должны стать:

  • проведение маркетинговых исследований рынка образовательных услуг;
  • проектирование качества образовательных услуг;
  • продвижение услуги на рынке;
  • установление договорных отношений с родителями в соответствии с действующим законодательством.

Целями маркетинговых исследований рынка образовательных услуг являются:

  • изучение потребностей и спроса населения на услуги по
    уходу, воспитанию, обучению и развититю детей дошкольного возраста;
  • выделение сегментов рынка, которые до исследования были неизвестны и которые могут стать перспективными для разработки адекватной системы маркетинговых мероприятий.

На основе проведения маркетинговых исследований и выделения целевых сегментов рынка дошкольное учреждение осуществляет разработку проекта образовательной услуги, её нормативное оформление и методическое обеспечение.

Следующим шагом руководителя должны стать разработка и проведение мероприятий по продвижению образовательной услуги на рынке за счёт рекламных компаний и пиар-технологий. Это позволит информировать население о вариативности и гибкости образовательных услуг, стимулировать дополнительный спрос.

По мере того как дошкольное учреждение и потребители образовательных услуг будут придавать всё большее значение качеству предоставляемых услуг, развитию их потребительских свойств, возникнет необходимость в создании организационных структур, способных разрабатывать и реализовывать проекты новых образовательных услуг, осуществлять их продвижение на рынке.

В науке выделяют матричную организационную структуру управления, которая, на наш взгляд, может обеспечить эффективную организацию маркетинговых мероприятий при разработке новых образовательных услуг. Матричная структура управления представляет собой гибкий и динамичный способ объединения педагогов дошкольного учреждения и специалистов смежных областей деятельности, обладающих необходимыми при проектировании новых образовательных услуг знаниями, опытом, квалификацией, в программно-целевые группы.

В дошкольном учреждении могут создаваться временные творческие группы для разработки и реализации проектов новых образовательных услуг, руководителями этих групп могут выступать руководители или специалисты отдельных подразделений учреждения или приглашённые научные работники, маркетологи и др..

В дошкольном учреждении осуществляется стратегическое, тактическое и оперативное планирование маркетинга, которое реализуется в тесной взаимосвязи с разработкой планов деятельности учреждения в целом. Чаще всего в образовательных учреждениях маркетинговые планы не оформляются как отдельные документы, а включаются как направления (разделы) в программу развития, годовой и оперативный планы работы.

   Основой для формирования стратегии, оперативного планирования и решения насущных проблем дошкольного учреждения должны стать маркетинговые исследования.  На уровне маркетинговых исследований дошкольного учреждения осуществляется анализ и прогноз возможностей ДОУ, потенциала, района, города, региона; оценивается ситуация; выявляются  закономерности и тенденции развития.

Главный принцип маркетинговой деятельности ДОУ заключается в следующем: дошкольное учреждение должно найти потребителей, которым оно хочет предоставить услуги, выяснить их потребности, после чего организовать услуги, максимально удовлетворяющие имеющимся потребностям.

       Комплекс услуг может быть следующим:

       - воспитание и обучение детей, посещающих детский сад (по основной программе детского сада, по дополнительным программам и планам);

      - воспитание  и обучение детей микрорайона, не посещающих детский сад (по общей программе, по  индивидуальным планам);

      - образовательная просветительская  работа с населением района, города  (по месту жительства);

       - другие виды услуг детского сада в зависимости от его возможностей.

Для того чтобы разработать прогноз будущей деятельности необходимо ответить на главный вопрос: «К чему стремится ДОУ: к работе в режиме стабильности или в режиме постоянного развития и инноваций?»

  Маркетинговые исследования должны  включать также и внешний анализ, цель которого - представить учреждению чёткую  событийную картину его функционирования, развития в прошлом и точные объяснения причин его нынешнего состояния. Так называемый внешний анализ включает в себя:

- анализ окружающей среды - изучение и интерпретация информации о развитии  социального окружения дошкольного образовательного учреждения;

- анализ образовательного рынка- спроса на образование – выявление изменений: численности воспитанников в разных группах ДОУ; количества воспитанников  ДОУ в прошлом, настоящем и будущем и др. и «образовательных предложений» - выяснение: численности зарегистрированных воспитанников; количества и типов дошкольных учреждений в районе; наличия и форм инноваций и др.

- анализ потребителей – количественное и качественное описание потребителей;

- изучение мотивов, которыми руководствуются дети  и родители, посещая ДОУ, а также динамики и причин отказа от услуг учреждения;

-  выделение позиции и направления, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым  будет определена совокупность проблем, подлежащих решению;

- анализ «образа дошкольного учреждения» - выявление сложившегося общественного мнения об учреждении, степени его популярности и престижности среди населения, уровня его авторитета и признания в профессионально-педагогическом сообществе;

 Полными и исчерпывающими  маркетинговые исследования могут быть признанными только после проведения внутреннего  анализа, нацеленного на решение следующих вопросов:

- эффективно ли использовалась в ДОУ маркетинговая политика?

- соответствует ли образовательные услуги ДОУ запросам  адресных групп?

- как оценить деятельность ДОУ  в сравнении  с другими  дошкольными учреждениями села, города, района в соответствии с образовательными требованиями?

- каковы перспективы дошкольного учреждения на образовательном рынке?

Контроль маркетинговой деятельности должен быть направлен на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности учреждения, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. В этом и состоит сущность и назначение системы маркетингового контроля. Необходимо тщательно сопоставить полученные результаты и реальные факты деятельности ДОУ, зафиксировать степень несоответствия.

Еще раз хотелось бы  подчеркнуть, что именно от руководителя зависит станет ли дошкольное учреждение современным,  обеспечивающим высокое качество дошкольного образования, будет ли создана  в нём  творческая атмосфера.

Список использованной литературы.
1. Афанасьев В,. Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. - Маркетинг. - 1999 - №6. - С.70-77.
2. Барсукова Л. О совершенствовании управления дошкольным образованием. - Дошкольное воспитание. - 1996, - №4. - С.25-30.
3. Соколова И. Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в системе дошкольного образования. - Дошкольное воспитание. - 1999, - №2. - С.66-72.
4. Стеркина Р.Б. О развитии новых форм дошкольного образования. - Вестник образования. Сборник приказов и инструкций. - 1999, - №11. - С.85.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении». ПАМЯТКА для педагогов.

«Назначение и особенности образовательной программы в современном дошкольном образовательном учреждении»...

«Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам удовлетворенности родителей качеством образовательной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении»

Одной из главных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого  качества образования. Наиболее значимым признаком качества дошкольного образования считается  удовл...

Инновационно - педагогическая деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении

Детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Одной из наиболее важных проблем образования, является сохранение и укрепление здоровья детей....

Единое информационно-образовательное пространство современного дошкольного образовательного учреждения

В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий во все сферы жизни. Всё шире становится роль информационных технологий в сфере дошкольного образования. Информатиз...

Статья из опыта работы МБДОУ "Д/с №18" "Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении"

Формирование информационно – образовательной среды в современном дошкольном образовательном учреждении...