Консультация "Профессиональный стандарт педагога"
консультация на тему

Консультация разработана для педагогов ДОУ и содержит обзор профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом  Минтруда РФ от 18.10.2013г. № 544н

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

(ПСП)

УТВЕРЖДЕН ПРИКАЗОМ МИНТРУДА РОССИИ

ОТ 18.10.2013г. № 544н.

ВСТУПИЛ В ДЕЙСТВИЕ С 01.01.2015г.

В СООТВЕТСТВИИ С КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММОЙ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (УТВЕРЖДЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ 28.05.2014Г. № 3241п-П8), ПОДПРОГРАММОЙ «ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ» ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП) БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ В СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ:

        - 2014 – 2020 ГОДЫ - ПРОВЕДЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ИЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С ПСП;

        - 2015 – 2016 ГОДЫ - ФОРМИРОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ПСП;

        - 2015 – 2020 ГОДЫ - ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПСП.


КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА (ПСП)

ПОЧЕМУ РАЗРАБОТАН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА (ПСП)

        В течение последних лет сильно изменился контингент детей (состояние здоровья, цифровое поколение детей, разрозненный национальный состав детей и т.д.).

В перспективе контингент детей по состоянию здоровью будет еще сложнее. В связи с этим стало очень актуальным инклюзивное образование. Инклюзивное образование предъявляет к педагогам детских садов и общеобразовательных школ новые требования: педагог должен уметь понимать документы медико-психолого-педагогической комиссии и переводить их на язык педагогики, уметь применить в образовательной деятельности с детьми элементы коррекционной педагогики, владеть азами дефектологии. Но педагог не должен заменять узких специалистов (дефектолога, психолога и т.д.) – он должен уметь работать с ними в одной команде по общей программе.

        Педагог должен быть на одном уровне с детьми «цифрового поколения» и умело пользоваться преимуществами, которые дают ИКТ в образовании.

        Большое значение в требованиях к современному педагогу придается гуманистической позиции педагога.

        Т.е., ПСП подразумевает подготовку «универсального» педагога, готового к работе с любым контингентом детей.

        Таким образом, ПСП разработан на «перспективу». Соответствие работающего педагога ПСП можно требовать при создании необходимых условий. Прежде всего, это переподготовка работающих педагогов (повышение квалификации, профессиональная переподготовка). В соответствии с ПСП должны разрабатываться программы профессиональных педагогических учебных заведений. Т.е., сначала педагоги должны быть переобучены в соответствии с ПСП, а затем будет проводиться оценка соответствия педагога требованиям ПСП.

ГДЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПСП?

  • при формировании кадровой политики и в управлении персоналом;
  • при организации обучения и аттестации работников;
  • при заключении трудовых договоров;
  • при разработке должностных инструкций;
  • при установлении систем оплаты труда.

Применение ПСП в трудовых отношениях с педагогическими работниками регламентируется Трудовым кодексом РФ.

Формирование кадровой политики (ст.195.1 ТК РФ): Работник должен обладать соответствующей квалификацией (квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника). Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Обучение и аттестация (ст.195.1, ст.196 ТК РФ): соответствие работника квалификации определяется прохождением аттестации; необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.

В перспективе (2015-2016гг.) в соответствии с ПСП будут разработаны нормативная база аттестации педагогов и  методика оценки соответствия педагогов ПСП в процессе аттестации. Т.е., в перспективе ПСП приведет к новым формам аттестации педагогов.

Оценка деятельности педагога должна основываться не на формальных показателях (например, процент отличников у учителя в школе), а на наличии динамики в развитии детей с учетом контингента детей. Таким образом будет видно умение педагога эффективно работать с разными детьми (одаренными, сохранными, проблемными).

В перспективе при организации дополнительного профессионального образования (повышении квалификации) большая роль будет отводиться дистанционному образованию и сетевому – через сетевой обмен опытом в профессиональном сообществе педагогов.

Заключение трудового договора (ст.57 ТК РФ): в трудовом договоре в обязательном порядке указывается трудовая функция работника. Трудовая функция - работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы. Если в соответствии с законом с выполнением работ по определенным должностям, профессиям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать требованиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующим положениям профессиональных стандартов.

Конкретизация в трудовом договоре в соответствии с ПСП квалификационных требований к педагогу, системы оценки эффективности деятельности педагога создадут основу эффективного контракта.

Установление системы оплаты труда (ст.143, ст.144 ТК РФ): Тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника. Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного или с учетом профессиональных стандартов.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного или профессиональных стандартов.

Главное условие грамотного внедрения ПСП – ПСП не должен форсироваться.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА

        

Форма ПСП (специфическая табличная) соответствует форме (матрице) документов, разрабатываемых Министрерством труда РФ.

Структура ПСП соответствует структуре педагогической деятельности: обучение, воспитание и развитие детей.

Сначала ПСП содержит описание общепедагогической функции, применимой ко всем педагогам (обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»).

Затем ПСП описывает более узкие трудовые функции: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования, педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования, педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования, предметное обучение «Математика», предметное обучение «Русский язык».

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Наименование должностей: учитель, воспитатель.

Требования к образованию: Высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Требования к опыту работы: не предъявляются.

ОБУЧЕНИЕ

Трудовые действия

педагога

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации

Планирование и проведение учебных занятий

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися

Формирование универсальных учебных действий

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)

Формирование мотивации к обучению

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Владеть ИКТ-компетентностями:

  общепользовательская ИКТ-компетентность;

  общепедагогическая ИКТ-компетентность;

  предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона

Необходимые знания

Преподаваемый предмет

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Рабочая программа и методика обучения по данному предмету

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность, ФГОС, законодательства о правах ребенка

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Конвенция о правах ребенка

Трудовое законодательство

Другие характерис-

тики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Трудовые действия

педагога

Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды

Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации

Проектирование и реализация воспитательных программ

Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)

Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка

Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления

Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде

Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка

Необходимые умения

Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей

Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их

Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников

Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность

Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу

Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях

Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися

Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач

Необходимые знания

Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики

Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки

Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)

Другие характерис-

тики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Трудовые действия

педагога

Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития

Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе

Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка

Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью

Оказание адресной помощи обучающимся

Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка

Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу

Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни

Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения

Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся

Необходимые умения

Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья

Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий

Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ

Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)

Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося

Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся

Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся

Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик

Формировать детско-взрослые сообщества

Необходимые знания

Педагогические закономерности организации образовательного процесса

Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития

Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся

Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ

Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью

Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей

Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ

Другие характерис-

тики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

ТРУДОВАЯ ФУНКЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Трудовые действия

Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО

Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

Планирование и реализация образовательной работы в группе детей в соответствии с ФГОС и основными образовательными программами

Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей

Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста

Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми

Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития

Формирование психологической готовности к школьному обучению

Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства

Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов

Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте:

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характерис-

тики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

        Характеристики профессионального стандарта педагога, утвержденного Минтруда РФ 18.10.2013г. – это необходимый минимум, федеральный компонент стандарта педагога.

Каждый регион в зависимости от своей специфики должен разработать региональный компонент стандарта педагога. Также, в зависимости от специфики учреждения, разрабатывается «местный» компонент стандарта.

        Педагог может знать и уметь больше, чем предусматривает профессиональный стандарт педагога. Но не может знать и уметь меньше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...