Космическое путешествие на планету "Математика"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Щиголева Елена Владимировна

Музыка и математика на занятиях и развлечениях с детьми старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_5_dekabrya_2014g.docx39.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной

Музыкальный руководитель:

Щиголева Елена Владимировна

2014 год

Цель: Формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, звучании, ритме, темпе, числе,  пространстве, движении.

Задачи:

Образовательные:

  1. Развивать логическое мышление и зрительную память; умение сравнивать

и находить в ряду общую закономерность.

  1. Закрепить прямой и обратный счет, знание геометрических фигур.
  2. Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер

музыки, ее эмоционально образное содержание.

  1. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие

перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию образного мышления, пространственного

воображения, познавательного интереса, развитие коммуникативных способностей.

  1. Способствовать развитию навыков пения, движений под музыку, игры

и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.

  1. Развивать словарный запас детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке  и познавательно

математическому развитию дошкольников через использование игровых методов и приемов.

  1. Обеспечить эмоционально-психологическое благополучие, охрану и

укрепление здоровья детей.

  1. Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

-  приобретение разностороннего опыта через музыку и познавательно математическое развитие;

-  развитие музыкальных, творческих способностей детей;

-  овладение различными способами получения звука и приобретение навыков игры на детских музыкальных инструментах.

Оборудование:

Чертёж-схема ракеты, мягкие модули, ракета, планеты, звезды, шапочки-маски с изображением геометрических фигур, карточки с цифрами, карточки с геометрическими фигурами, карточки с музыкальными инструментами, ритмические формулы, деревянные палочки, красные и синие полоски из ткани, звездочки на гапите, детские музыкальные инструменты, мультимедийный проект,  магнитофон, баян.

Музыкальный репертуар:

-  «Марш юных космонавтов» музыка А. Рыбникова;

-  «Тема мечты» (Полет космонавтов) музыка  А. Рыбникова;

-  космическая музыка группы «Спей-с»;

-  музыкально-дидактическая игра  «Утро - ночь»;

-  «Ищи игрушку» р.н.м., обработка В. Агафонникова;

-  «Вальс-шутка» музыка Д. Шостаковича;

-  «Танец Звёздочек»  музыка А. Бурениной;

-  Фонограмма: свист и падение метеорита.

Центральная стена украшена звездами и геометрическими фигурами:  круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель (поет): Здравствуйте, ребята!

Дети (поют): Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: А теперь поздороваемся с ладошками, ножками, носиком, гостями.

Дети исполняют коммуникативную игру «Здравствуйте!» слова и музыка М. Картушиной.

Здравствуйте, ладошки!  (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз).

Хлоп-хлоп-хлоп!  (три хлопка в ладоши).

Здравствуйте, ножки!  (выполняют «пружинку»).

Топ-топ-топ!  (топают ногами).

Здравствуй, мой носик!  (гладят нос ладонью).

Бип-бип-бип!   (3 раза нажимают на нос указательным пальцем).

Здравствуйте, гости!   (протягивают руки вперед, ладонями вверх).

Привет!  (Приветственно машут рукой над головой).

Под музыку «Марш юных космонавтов» музыка А. Рыбникова дети идут по кругу. Останавливаются.

Музыкальный руководитель:

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь!

Ребята, тех, кто любит играть, петь, танцевать, умеет считать, я приглашаю отправиться в космическое путешествие на планету Математика. На чем можно отправиться на другую планету?  (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Правильно, на ракете. Но её сначала нужно построить.

Ребенок:

Мы построим, мы построим

Быструю ракету.

Все проверим, все устроим

И отправимся в полет.

Вот готов ракетодром.

Раздаются гул и гром.

Миг… и чудо - корабли

Отделились от земли.

Музыкальный руководитель: Действительно, чтобы лететь, нам нужна ракета. Конструкторы, строят ракеты, пользуются чертежами. Вот такими.

Музыкальный руководитель показывает чертеж-схему ракеты и предлагает построить её из модулей.

Звучит мелодия «Тема мечты» (Полет космонавтов)    музыка                                     А. Рыбникова, дети строят ракету из модулей.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ракета у нас готова. Теперь нужны космонавты. Ребята, а какими должны быть космонавты?

Дети: Умными, смелыми, сильными, дружными, внимательными.

Музыкальный руководитель:

Космонавтом чтобы стать,

Надо многое узнать,

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

А вы такие? Для полета нам надо набрать дружную команду. Проверим дружные ли вы ребята? Запомните, кто ваши соседи слева и справа.

Проводится игра «Космическая команда».

Дети спокойно гуляют по залу врассыпную, по команде «В ракету» стать в круг, не перепутав своих соседей.

После игры музыкальный руководитель надевает шапочки с антеннами.

Музыкальный руководитель: Вижу, команда получилась у нас дружная, сплоченная. Вот теперь можно лететь.

Звездолет, звездолет

Отправляется в полет.

Музыкальный руководитель и дети (вместе): Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, пуск!

Дети: Ура!

Звучит космическая музыка группы «Спей-с».

Музыкальный руководитель: Ребята, как называется такой счёт?

Дети: Обратный счёт.

Музыкальный руководитель: Почему?

Дети (отвечают): Мы считаем от большего к меньшему числу - сколько осталось секунд до старта.

Музыкальный руководитель:

Чтобы ракетой уметь управлять,

Нам научиться бы надо считать.

Что-нибудь проще ракеты найдем,

Лучше, ребята, с телеги начнем.

Вспомним, какое сегодня число?

Вот столько гвоздей на починку пошло!

Дети называют число и выясняют, сколько гвоздей. Считаем и поем до этого числа.

Дети исполняют «математическую» песню «Ехала телега».

        Ехала телега, сломалось колесо.

Сколько гвоздей на починку пошло?

(При ответе считают: один, два и т.д.)

Педагог обращает внимание детей на экран, где расположены цифры, но некоторых цифр нет, дети отгадывают, какая цифра заблудилась. 

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите, каких цифр не хватает?

Музыкальный руководитель: Ребята, как называется такой счет?

Дети: Прямой.

Музыкальный руководитель: Почему?

 Дети: Мы считаем от меньшего к большему числу.

Дети отвечают; на экране появляются недостающие цифры. Под каждую цифру прикреплены предметы.

Музыкальный руководитель: Что обозначают эти цифры?

Дети: Номера по порядку.

Ребенок читает стихотворение про порядковый счет:

        Расставим все предметы по местам,

Места распределим по номерам:

Первый, второй, третий, четвертый,

Пятый, шестой, седьмой,

Восьмой, девятый, десятый.

Музыкальный руководитель: Скажите, чего бывает 7, 12, 3, 4?

Дети: 7 – количество дней в неделе; 12 – месяцев в году; 3 – месяца во времени года; 4 – времен года, частей суток.

Дети рассказывают песенку про год (про месяцы в году).

Музыкальный руководитель:

Двенадцать месяцев в году,

Они все по порядку

И друг за другом вслед идут,

Мы помним их ребятки:

Дети:

Январь, февраль, март, апрель,

Май, июнь, июль, август,

Сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! А теперь давайте вспомним дни недели.

Проводится речевая игра «Про неделю».

        В неделе семь дней, ровно семь,

        И они идут всю неделю один за другим:

Понедельник, вторник, среда, четверг,

Пятница, суббота, воскресенье!

Музыкальный руководитель: Ребята, а ещё все мы знаем, что сутки состоят из частей, что сменяют друг друга всегда. Наступает утро, а за ним приходит день, после вечер, и ночь, и что тогда?

Дети: Снова наступает утро, а за ним приходит день, после вечер, и ночь…  И так всегда!  Я вам предлагаю разделиться на две команды и сыграть в музыкально-дидактическую игру «Утро - ночь». Первая команда играет на колокольчиках и маракасах, вторая –  на бубнах, румбах.

Проводится музыкально-дидактическая игра  «Утро - ночь».

Музыкальный руководитель: Для того чтобы попасть на планету Математика, нужно отгадать, как называются фигуры, которые вы видите на экране, и спеть про них песенки.

Исполняются песни о геометрических фигурах:

  1. Песенка треугольников

Ты на меня, ты на него,

На всех нас посмотри.

Мы – треугольников семья,

У нас всего по три.

  1. Песенка про прямоугольник

У этой фигуры четыре угла.

Прямые они, как углы у стола.

Запомни фигуру, дружок, поскорей,

Прямоугольник название ей.

Прямоугольник название ей!

  1. Песенка квадратов

Четыре есть у нас угла, Четыре стороны,

Все стороны равны у нас, И все углы равны!

Проводится подвижная игра «Раз, два, три, геометрическую фигуру найди» р.н.м., обработка В. Агафонникова.

На стульях в разных местах зала разложены геометрические фигуры. Дети становятся небольшими группами вокруг каждого стула и берутся за руки, образуя кружки. На первую часть музыки идут вокруг стула спокойным шагом. На вторую – легко бегают врассыпную. Педагог незаметно меняет геометрические фигуры местами. С окончанием музыки дети должны собраться в кружок вокруг своей фигуры.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, на доске расположены геометрические фигуры. А на столе лежат картинки с музыкальными инструментами. Ребята, вам нужно найти картинку похожую на геометрическую фигуру и выставить на доску.

Проводится дидактическая игра  «На какую геометрическую фигуру похож музыкальный инструмент?»

Музыкальный руководитель: А пока мы с вами летим, чтобы не было скучно, я загадаю вам загадки.

На столе выложены карточки с цифрами. Дети должны отгадать загадку, предлагаемую педагогом, и найти карточку с цифрой, название которой прозвучало в загадке.

  1.  На одной ноге кружится, беззаботна весела

           В пестрой юбке танцовщица, музыкальная.

                                                                                             (Юла, цифра 1)

  1. Чтоб не замерзнуть, пять ребят

      В печке вязанной сидят.

                                                     (Варежка, цифра 5)

  1. И бренчит, и звенит,

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для этого нужны.

Что же это, отгадай-ка?  Это наша…       (Балалайка, цифра 3)

  1. На пяти проводах

Отдыхает стая птах.

(Ноты, цифра 5)

Музыкальный руководитель: Ребята, вспомните, сколько вы знаете нот? (Семь.) У всех нот есть имена. Назовите их. (Ответы детей.)

Дети играют на металлофонах и поют песню «До, ре, ми, фа, соль...»

  1. Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(Три медведя, цифра 3)

Дети отгадывают загадки, а на экране появляются изображения с отгадками.

Музыкальный руководитель играет ритмическую формулу на палочках.

Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, нас зовет маэстро Ритм, он нам приготовил вот эти палочки-звучалочки и ритмические формулы  «звездочки».  Раздаёт по две ритмические палочки. Дети становятся парами, каждый возле своей ритмической формуле и по очереди играют их.

Музыкальный руководитель: А где мы можем услышать ритм? Где звучит ритм? (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: Да, ритм есть в часах, в шагах, в пульсе,                     в нашем дыхании (вздох-выдох), в стуке колес и т.д.

Ребята, а кто сыграет ритм Больших часов (Бом - бом)? (Показ ребенком).

 А теперь давайте, и мы повторим этот ритм. (Дети повторяют ритм).

Кто простучит ритм маленьких шагов (Бегом - бегом)?   (Повтор детей).

Мы услышали длинные и короткие звуки, из которых состоит музыка. Их можно не только пропеть, прохлопать, простучать,  но и пройти шагами по этой ритмической дорожке.

Музыкальный руководитель:

         По ритмической дорожке

Мы сейчас пойдем.

Звуки длинные, короткие

Услышим и найдем.

Дети идут по узким полоскам (коротким звукам) и проговаривают Ти-ти, по широким полоскам (долгим звукам), проговаривают Та-та. (Полоски можно менять местами в соответствии с заданным ритмом.)

Музыкальный руководитель: Посмотрите, какие музыкальные инструменты есть у меня. (Дети называют: треугольник, бубен, колокольчик и т.д.) Что мы можем сыграть на этих музыкальных инструментах.

Дети: «Вальс-шутку» музыка Д. Шостаковича. 

Дети исполняют на  детских музыкальных инструментах «Вальс-шутка» музыка Д. Шостаковича.

Музыкальный руководитель:  Ребята, посмотрите, сколько много звезд вокруг.

Над землею ночью поздней,

Если бросишь в небо взгляд,

Ты увидишь, словно грозди,

Там созвездия висят.

Дети исполняют я танец «Танец Звёздочек»  музыка А. Бурениной. 

Музыкальный руководитель:  Зарядились космической энергией? Вы снова полны сил, бодры, веселы?

Фонограмма: свист и падение метеорита.

Музыкальный руководитель:  Ребята, слышите метеорит летит. Давайте посмотрим, куда упал метеорит.

Внутри «метеорита» лежат подарки - логические игры, которые раздаются под  мелодию «Тема мечты» (Полет космонавтов)    музыка                                     А. Рыбникова.

Музыкальный руководитель:  А теперь пора лететь обратно. Давайте приготовим к старту нашу ракету.

Дети: Звездолет, звездолет

Отправляется в полет.

Десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один, пуск! Встречайте нас на Земле!

Звучит фонограмма: «Старт космического корабля».

 Музыкальный руководитель:  

Вот мы и в детском саду.

Мы в путешествии побывали,

Очень многое узнали,

Возвратились мы назад,

Детский сад нам очень рад.

Итог занятия:

На какую планету мы путешествовали?

Что вы запомнили в нашем путешествии?

Что вам понравилось во время путешествия?

Как называется счет от большего к меньшему числу?

Как называется счет от  меньшего к большему числу?

На какие геометрические фигуры похожи музыкальные инструменты?

Вспомните, как мы проговариваем короткие и долгие звуки?

На каких музыкальных инструментах вы играли в оркестре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивно - интеллектуальное развлечение "Большое космическое путешествие"

Развитие потребности в движениях, потребности в здоровом образе жизни, совершенствование психофизических качеств....

Конспект занятия на тему: « Космическое путешествие»

Занятие по математике в подготовительной группе...

Физкультурное занятие "Космическое путешествие"

Конспект физкультурного занятия  в средней группе....

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету» «Космическое путешествие на неизведанную планету»

Сценарий спортивного праздника к Дню Космонавтики: «Космическое путешествие на неизведанную планету»...

Сценарий космического праздника "Космическое путешествие"

Сценарий спортивного праздника «Космическое путешествие» Подготовил воспитатель Карапетян Л.Б., Дюнова Г.В.Цель: Развитие выносливости  средствами физических упражнений.Задачи: Расшир...

Игра – путешествие, посвященная день рождению Ю.А. Гагарина «Космическое путешествие»

Игра – путешествие,посвященная день рождению Ю.А. Гагарина«Космическое путешествие»...