Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;

2.      Развивать навыки коммуникации у детей;

3.      Формировать у детей чувство цвета, величины и формы;

4.      Развивать мелкую моторику;

5.      Развивать воображение;

6.      Развивать творческие и художественные способности.

Методологические приемы: индивидуальная и подгрупповая работа.

Материалы и оборудование: пальчиковые краски, файл, кисть, клубок ниток.

Занятие проводится в форме подгруппового тренинга.

При работе:

- обеспечивается независимость в выборе и принятии решений;

- оказывается положительная поддержка личности ребенка.

Желательно:

-обеспечивать только необходимую помощь ребенку со стороны педагога-психолога;

- не оценивать деятельность детей;

- демонстрировать положительное отношение к детям.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

психологического занятия с использованием арт-терапии

для детей старшего дошкольного возраста

«Волшебные  окна»

Содержание:

1.Введение

2.План психологического занятия

3.Заключение

4.Список рекомендуемой литературы

Введение

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи:

  1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;
  2. Развивать навыки коммуникации у детей;
  3. Формировать у детей чувство цвета, величины и формы;
  4. Развивать мелкую моторику;
  5. Развивать воображение;
  6. Развивать творческие и художественные способности.

Методологические приемы: индивидуальная и подгрупповая работа.

Материалы и оборудование: пальчиковые краски, файл, кисть, клубок ниток.

Занятие проводится в форме подгруппового тренинга.

При работе:

- обеспечивается независимость в выборе и принятии решений;

- оказывается положительная поддержка личности ребенка.

Желательно:

-обеспечивать только необходимую помощь ребенку со стороны педагога-психолога;

- не оценивать деятельность детей;

- демонстрировать положительное отношение к детям.

План психологического занятия

1 этап. Оргмомент (2-3 мин). Приветствие.

2 этап. Упражнение на коммуникацию «Волшебная паутина» (5 мин).

      Дети садятся на стулья по кругу. Педагог-психолог начинает игру. Обмотав конец шерстяной нити вокруг своей ладони, прокатывает клубок в сторону одного из детей. «……, ты мне нравишься, потому что ….» Ты тоже обмотай нить вокруг ладони и передай клубок соседу со словами: «Ты нравишься мне потому что …». Вы можете говорить о том, что вам нравиться у друга. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

      Ребенок обматывает нить на руку и при этом говорит ласковое слово или доброе пожелание рядом сидящему ребенку. Тот, кто         получит клубок последним, начинает игру в обратном направлении.

      Рефлексия:

- Понравились ли тебе слова, которые тебе говорили?

- Какие слова ты особенно запомнил?

- Что тебе приятнее: слушать или самому говорить добрые слова?

- Понравилась ли тебе игра?

      Методические рекомендации. Упражнение формирует навыки коммуникации у ребенка, помогает осознать свои достижения. Надо, чтобы в ходе игры все дети получили клубок.

3 этап. Творческое задание (15 мин.)

Вступительное слово педагога-психолога: « Новый год уже совсем близко. Самое время начать подготовку к его празднованию: выбрать подарки, придумать интересные конкурсы, и, конечно, всем вместе украсить помещение группы. Сейчас мы будем декорировать окно. А помогут нам в этом пальчиковые краски».

      Организация рабочего места дошкольника.

      Нам понадобятся: 1 файл¸2. Краски, 3. Новогодний рисунок. В качестве новогоднего рисунка мы выбрали рождественскую елочку с крупными фрагментами. Рисовать можно как пальчиками, так и кистью. Кладем выбранный рисунок под файл, чтобы его было хорошо видно  (рис. 1).

       Порядок работы.

Предлагаем детям аккуратно закрасить елочку зеленым цветом, оставляя нетронутыми елочные украшения и гирлянду. Краску наносим плотным слоем, чтобы рисунок был объемным. Затем, не дожидаясь высыхания, украшаем елочку гирляндой. Так как эта деталь мелкая, предлагаем закрашивать ее кистью. Краски могут немного растечься на стыке цветов, но при отсутствии контура это естественно. Далее раскрасим елочные шарики. Дети могут выбрать разные цвета или смешивать их, получая интересные оттенки. В завершение оформляем звезду и ствол ели коричневым цветом - для этого к красному цвету добавим небольшое количество черного. Теперь рисунок должен высохнуть (рис.2).      

На рисунке появилась сказочная елочка (рис.3). Таким же способом можно рисовать и других новогодних героев – Снеговика, Деда Мороза. Снегурочку,  др.  

Рис. 3.

Аппликацию легко можно снять, зацепив ее край. После этого аппликацию можно сложить или наклеить на любую гладкую поверхность (напр., стекло), аккуратно разглаживая края.

      4 этап. Рефлексия (3 мин).

      Подведение итогов работы в группе. Обсуждение рисунков, чем они отличаются.

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Легко ли было нарисовать этот рисунок?

- Какой рисунок тебе нравится?

5 этап. Упражнение на релаксацию (2 мин).

Дети встают в круг и берутся за руки. Не отпуская рук нужно «запутаться» в круге кто как может. Задача водящего «распутать»  детей в круге.

   Педагог-психолог: «Наше занятие завершается. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой-радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить ладошками и похлопать».

    Предложить детям рассказать о своей аппликации родителям и поздравить их с новым годом.

Заключение

Педагогу-психологу необходимо обратить внимание на содержание ответов детей, а также на время, которое им понадобилось для того, чтобы начать рисовать. Возможно, это свидетельствует о недостатке опыта выполнения творческих заданий. Также оценить преобладающий у ребенка эмоциональный фон, отследить  динамичность эмоциональных состояний.

   Кроме того, манера исполнения рисунка, выбор цветовой гаммы. Размер и количество элементов рисунка, их расположение на листе могут представлять дополнительную информацию о личностном развитии дошкольников.

Список рекомендуемой литературы

  1. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М. 1987.
  2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М., 2012.
  3. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. - М. 2007.
  4. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.  Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.
  5. Чистякова М.Н. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- М., 2006.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»

quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....

Методическая разработка Серия занятий на тему: «Осознание собственных эмоций в старшем дошкольном возрасте»

Взрослый человек так или иначе способен осознавать и контролировать свои эмоции и чувства, что непосредственно связано с волевыми качествами его личности. Ребёнок же на это не способен в силу своей им...

Методическая разработка дистанционного занятия «Осень» по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Переход на дистанционное образование дошкольников из-за распространения коронавирусной инфекции – ситуация во многом новая, порождает необходимость поиска новых путей решения задач психолого-пед...

Разработка конспекта тематического занятия с использованием интерактивной презентации для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Времена года»

Цель: Формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком.Задачи: 1. Находить отличительные особенности каждого времени года.2 Развивать на...