Тема: "Мой подход к детям и родителям?"
статья (подготовительная группа) по теме

Седашова Валентина Геннадиевна

    Являюсь воспитателем детей подготовительной группы,  которых я виду с младшей группы.  В группе 24 ребёнка  15 девочек и  9 мальчиков.  Среди них есть дети из неполных семей и полных. Есть  дети с разными проблемами у них разный характер и к каждому нужен свой подход. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikh.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             Мой подход к детям и родителям?

    Являюсь воспитателем детей подготовительной группы,  которых я виду с младшей группы.  В группе 24 ребёнка  15 девочек и  9 мальчиков.  Среди них есть дети из неполных семей и полных. Есть  дети с разными проблемами у них разный характер и к каждому нужен свой подход. Мы принимаем детей из семьи. Надеемся на семью в том, что там своим чадам родители прививают хорошие манеры, что там учат уважать себя и окружающих, что там научат различать Чёрное и Белое, как вести себя в обществе. А если семья неблагополучная? Просто не могут там подать пример, привить законы человеческой морали? О чём может идти речь, если у детей нету образца для подражания и мы для них должны  этим образцом стать? Взаимоотношения воспитателей и родителей на современном этапе одна из самых сложных проблем. Существуют различные взгляды родителей на сотрудничество детского сада с семьёй. Многие считают, что воспитывать их детей должен детский сад. Есть категория родителей, которые пренебрегают советами педагогов, они считают, что их задача состоит лишь в том, чтобы ребёнок был сыт, одет, а единственное его занятие дома – просмотр мультфильмов и прогулка и мы должны объяснить родителям  что детский сад без помощи родителей не может самостоятельно  подготовить ребёнка к школе, что родители дома тоже должны заниматься со своими детьми. Взаимодействие воспитателей и родителей стало необходимым условием всестороннего развития ребёнка, позволило глубже узнать его индивидуальные способности и возможности. Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей в организацию образовательного процесса было: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются лишь 20% родителей. Индивидуальные собеседования с родителями показывают. Что многие из них смогли повысить уровень знаний, умений и навыков детей если они прислушивались к советам педагога. Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопонимание. Приобщить детей  к культуре, труду, творчеству, показать светлые стороны  – вот она, наша цель.  Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индивидуально - это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или  наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка»  то важное качество, благодаря которому педагог  становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность. Следуя своим принципам, стараюсь не критиковать ребенка, не заострять внимание при всех детях на его плохие поступки. Веду диалог наедине с ним, обращая внимание на его достоинства и на то, что не ожидала от него, например, конфликта с девочкой или с другом (в том случае, если он виноват, не другие). Стараюсь убеждать, доказательствами, переключением сложившейся ситуации на более приятную ситуацию. Однако, один и тот же подход не всегда к разным детям давал одинаковый результат, потому, что каждый ребенок неповторим, каждый из них особенный. Приходилось искать другие подходы, например, обратиться с просьбой помочь мне. Такие подходы помогают мне быстрее узнать ребенка, так как он раскрывается и начинает мне доверять. Еще с младшей группы старалась с помощью родителей моих воспитанников найти как можно больше положительных черт характера, приняла их такими, какие они есть. Терпеливо относилась к их капризам и импульсивности. Отношения строила так, чтобы у ребенка был положительный уровень комфорта.

 К подготовительной группе результатом такого подхода стало полное взаимопонимание между мной, детьми и их родителями и отличный контакт. Считаю, что это хороший результат в формировании личности.

Теперь мои дети повзрослели, менялись их возрастные и психологические особенности от года к году и нужно искать новые подходы в воспитании будущего гражданина России, взращивать  еще не открывшиеся ростки хорошего в каждом ребенке. С ними росла и я, занимаясь повышением профессионализма, меняя личностные качества и взгляды на свою работу с детьми. Например, чтобы создать чувство защищенности ребенку, у которого работа хуже, чем у других, а ему хочется показать ее всем, я организовала после каждого занятия дети сами встают и показывают свою роботу и рассказывают о неё, а другие дети ему хвалят.

   Трудный ребёнок – это тот, у которого есть помеха в самом себе, а проблемный – требующий помощи со стороны.

Эти два понятия о разных категориях детей. Я додумаем, что делать и с первыми, и со вторыми  надо  – не научать и поучать, а сопровождать, помогать, сопереживать. Не знаю как кто, а я считаю, что не бывает проблемных детей. Бывают трудные по разным причинам ребята (из-за семейных обстоятельств, среды обитания, черт характера и т.д.)

У нас не было трудных и проблемных. Трудный – это когда педагог не понимает, что с ним делать. Когда я думаю  этот ребёнок трудный  значит «я работаю с трудными детьми», всегда себе  говорю: «Значит, я сама трудная, у меня еще недостаточен уровень педагогического мастерства, раз не знаешь, что с ним делать но есть и исключения но ко всем детям можно найти подход».

Трудный ребёнок – это ребёнок, который:

  •  не может найти общий язык с окружающими;
  • дерётся и издевается над другими детьми;
  • мешает проведению занятий;
  •  постоянно обманывает, ворует.

Над этими вопросами я задумывалась. Просто представилась возможность высказаться, предложить свой вариант работы с этими детьми.  

    С чего я начала?  Естественно, с постановки вопросов. Почему  не получается  сотрудничать с такими детьми? Почему предъявляем им ультиматумы, вместо того чтобы предложить варианты?

 Потому что нам кажется, что мы умнее, и, соответственно, он должен нас слушаться потому что мы старше. Самое страшное, что порой только исполнения приказов ждут от таких детей их родители…  Надо начать с себя.  Наладить любыми способами контакт с таким ребёнком, придумать такие формы работы с ними, с помощью которых  удастся устранить проблемы в работе с трудными детьми.

В своей педагогической практике хотя она у меня ещё маленькая основываюсь на принципах личностно-ориентированного подхода. Я вижу в каждом ребёнке  и могу выделить следующие особенности:

  • Видеть в каждом ребёнке  уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.        
  • Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
  •  Говорить с этими детьми как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно разговорами и играми.
  • Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить.
  • Создавать такую обстановку  общения, труда, в которой каждый ребёнок чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.        
  • Предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, организовать переубеждение на его собственном опыте.
  • Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; нельзя угрожать, быть искренним, не лицемерить с трудным, не унижать его.
  • Учить детей видеть личность в себе, так и в каждом из окружающих.

Для себя изначально я определила, какими  хочу видеть в перспективе этих детей:

  •  дисциплинированными;
  • толерантными;
  •  трудолюбивыми;
  • занимающими активную жизненную позицию, имеющие свою роль в детском саду а дальше  в школе.

Но  есть такие вещи, которые мы никогда не изменим в жизни таких детей. Например, в таких семьях никогда не оденут ребёнка по форме. Не потому что нечего одеть (а бывает и такое), но чаще из-за того, что некому проследить за формой ребёнка. Трудно установить режим дня, организовать комплексное питание, проблема помощи родителей в учебе. Чаще всего такие дети предоставлены самим себе.

Для начала, я начинала с  дисциплины. (Дисциплина  – это не средство и не метод воспитания.  Это результат всей воспитательной системы).

 Вот например дежурство  по группе. Я сначала не могла  их организовать. Они бросали начатое, потом опять брались за дело. Но потом, проявился большой интерес к дежурству в столовой и помощи мне. Они дежурят с удовольствием накрывают на столы, раздают тетради, баночки и т.д. По всей видимости, дома они ничего не делают, либо трудятся из-под палки. Ощущение того, что они делают что-то для других,  сделало их важными. И в обычные дни (когда они не дежурим) я также придумали для них дело. Но самое главное: ни в коем случае нельзя настраивать детей  против таких трудных детей!

               В качестве методов определения темперамента детей  я использую  беседу, наблюдения за ними в различных видах деятельности. Кроме того, можно проводить и специальные игры: «Веревочка» - в целях выявления скорости движения, формы и силы реакции; «Так можно, так нельзя» - для выявления формы поведения при встрече раздражительного и тормозного процессов; «Сумей промолчать» - для выявления выдержки и торможения. Чтение сказки (печальной или веселой) помогает выявить эмоциональность детей.

Каждая игра - это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

        Дети холерического темперамента благодаря своей безудержной активности всегда находятся в зоне повышенного внимания и нередко считаются трудными. Подход к таким детям выражается в жестком контроле за активностью, в замечаниях. Его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное – не корить ребенка за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его, приучать ребенка выполнять правила культуры поведения: говорить спокойно, уступать. Важно показать ребенку-холерику красоту культурных поступков, проявления сдержанности, внимания к другим людям. Постепенно под влиянием правильного подхода поведение ребенка-холерика приобретает необходимые черты целенаправленности и организованности. (Валентин. М. Егор. Р. Вова. З.  Диана. К.)

       Ребенок сангвинического темперамента отличается  жизнерадостностью, активностью, любознательностью. Он достаточно работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Способность быстро переключаться с одной деятельности на другую при неправильном руководстве может привести к развитию у ребенка отрицательных черт: разбросанности, излишней беспечности в отношении к своим обязанностям, неустойчивости во взаимоотношениях со сверстниками, быстрой смене привязанностей.    ( Вероника. Р. Диана . Р.  Вика. Г. Вика. П. Дима .П. Оля. Ш. Оля. Р.Ксюша. Ю.Дима. Г. Соня. Г.)

           Особого внимания заслуживают ребёнок   меланхолического темперамента. Они отличаются повышенной чувствительностью, обидчивостью, настороженностью по отношению к новым людям и событиям. Он обычно дольше других адаптируются, с трудом входят в новые условия. В обстановке жесткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляют скованность, тревожность, активность их затормаживается. Дети быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Главная задача– поддержать их, вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»). (Владик. Ш. Александра. Н. Ваня. Ш. Вика. Л. Вадим. К. Катя. Ч.)

В отличие от активного сангвиника, ребенок флегматик очень спокоен. Даже переключение с одного вида деятельности на другой происходит несколько затруднительно. Засыпает он быстро, но проснувшись, не вскакивает с постели, а спокойно лежит некоторое время. Кстати, именно флегматики любят кушать и спать. Много игрушек ребенку флегматику не нужно, ему достаточно несколько любимых, которыми он постоянно играет. Он не любит шума и беготни.  (Колесник. К.  Алина. Б. Александра. Б. Егор. З.)

Есть довольно много детей застенчивых и нерешительных. Эти черты характера могут быть вызваны не только особенностями нервной системы, но и слабостью физического состояния ребенка. Причиной застенчивости может быть и неправильное воспитание ребенка в семье – подавление его самостоятельности, инициативы.  (Владик. Ш. Александра. Н.)

  Особенности возраста и организации жизни детей.

           На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии детей.

Проявляются личные интересы мальчиков и девочек в выборе подвижных игр. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятными и аккуратными, причесываться. Повышается общая осведомленность детей о : элементарные правила безопасности, сведения о некоторых возможных травмирующих ситуациях, важности охраны органов чувств.

       Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами.

Воспитатель способствует развитию положительного отношения старших дошкольников к окружающим людям: воспитывает уважение и терпимость к людям. Поощряет инициативу детей в проявлении доброжелательного внимания, сочувствия, сопереживания.

      Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран

  На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии.

   В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

  Постепенно игра становится интегративной деятельностью, которая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной.

   Развитию самостоятельности способствует освоение детьми универсальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности.

   Задача воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение. Развиваются возможности памяти.

  Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.

Проводится работа по развитию фонематического слуха детей, подготовка к овладению грамотой.

     Развивается стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативы, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора, воображения и творчества, социально-ценностных ориентации, укрепления здоровья будущих школьников.

 

 

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему «Современные подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях школы – детского сада»

Нами рассмотрены новые подходы к организации социально – личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены современные проблемы социально-личностного развития детей, раскр...

Консультация для воспитателей на тему "Индивидуальный подход к детям с разным типом темперамента"

Темперамент (лат. – надлежащее соотношение частей) – устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темпераме...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Консультация на тему: "Индивидуальный подход к детям с разными типами темперамента".

Чтобы воспитание ребенка положительным образом сказалось на формировании его как полноценной, подготовленной для жизни в современном обществе личности, необходимо выстроить особую схему, учитывающую е...

Доклад по теме "Индивидуальный подход к детям второго года жизни во время режимных процессов"

Доклад опо теме проведение режимных моментов с детьми раннего возраста....