Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Майорова Ольга Владимировна

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предназначена для детей 6-7лет с ОВЗ и рассчитана на один учебный год.

Программа «Хочу в школу!» разработана в соответствии  с международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом РФ №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.12, с Федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011  №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»), с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 13.05.13г.),  нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, с уставом и локальными актами учреждения.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой  МБДОУ д/с № 9 - к/в, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - «Мозаика-Синтез» 2010год разработанной в соответствии с ФГТ и Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н.В. Нищевой. - СПб.: Детство-Пресс, 2009.   

 Предлагаемая программа составлена на основе программы Стожаровой М.Ю. «Формирование психологического здоровья дошкольников» - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

В программу внесены корректировки в содержание коррекционно-развивающих занятий в связи с уменьшением количества часов и адаптированы к детям с ОВЗ. Особая роль отводиться индивидуальным, групповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки непосредственно образовательной деятельности и не ведет к нарушению санитарных норм. Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от эмоционального, физического состояния детей и проработанности проблематики занятий.

Программа «Хочу в школу!» адресована психологам и педагогам ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, занимающимся подготовкой детей к обучению в школе, а так же материалы могут быть полезны и интересны родителям детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по психоло-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« ДЕТСКИЙ САД №9 – КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА»

Принято                                                                                                                                         Утверждаю:

на заседании Педагогического                                                        заведующая МБДОУ «детский сад№9-

совета дошкольного учреждения                                                    компенсирующего вид»

протокол № 1 от  2 сентября 2013г.                                          ____________________ Васильева Н.В.

приказ

№_____ от  2 сентября 2013г.

 Рабочая программа

по  психолого-педагогическому сопровождению процесса

подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

к систематическому школьному обучению

 «Хочу в школу!».

Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ.

Срок реализации 1год.

Составила: педагог-психолог

Майорова Ольга Владимировна

2013г.

Содержание.

                                                                                                                                         Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..3
  2. Описание используемых методик и технологий………………………………10
  3. Организация проведения психолого-педагогической работы

 по реализации программы в условиях ДОУ компенсирующего вида…........12

  1. Содержание программы…………………………………………………………14
  2. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного

возраста с ОВЗ по формированию психологической готовности к школе…..18

  1. Тематическое планирование психолого-педагогического процесса

Подготовки детей с ОВЗ к школе на учебный год……………………………..23

  1. Литература………………………………………………………………………...25
  2. Приложение……………………………………………………………………….27

Пояснительная записка.

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предназначена для детей 6-7лет с ОВЗ и рассчитана на один учебный год.

Программа «Хочу в школу!» разработана в соответствии  с международными актами в области защиты прав и законных интересов ребенка, законом РФ №273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.12, с Федеральными государственными требованиями (Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.11.2009 №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.07.2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2011  №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»), с требованиями  СанПиН 2.4.1.3049-13 (от 13.05.13г.),  нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения, с уставом и локальными актами учреждения.

Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой  МБДОУ д/с № 9 - к/в, разработанной на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - «Мозаика-Синтез» 2010год разработанной в соответствии с ФГТ и Программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) под ред. Н.В. Нищевой. - СПб.: Детство-Пресс, 2009.    

 Предлагаемая программа составлена на основе программы Стожаровой М.Ю. «Формирование психологического здоровья дошкольников» - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

В программу внесены корректировки в содержание коррекционно-развивающих занятий в связи с уменьшением количества часов и адаптированы к детям с ОВЗ. Особая роль отводиться индивидуальным, групповым занятиям с детьми, проведение которых не влияет на изменение сетки непосредственно образовательной деятельности и не ведет к нарушению санитарных норм. Тематика и планы занятий не являются фиксированными и могут меняться, в зависимости от эмоционального, физического состояния детей и проработанности проблематики занятий.

Программа «Хочу в школу!» адресована психологам и педагогам ДОУ компенсирующего и комбинированного видов, занимающимся подготовкой детей к обучению в школе, а так же материалы могут быть полезны и интересны родителям детей старшего дошкольного возраста.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по психоло-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению.

Переход из детского сада в школу важная ступень в жизни каждого ребенка.  В периодизации критических возрастов этот этап перехода ребенка в новые социальные условия называют этапом социализации. Часто к этим новым условиям  дети бывают не готовы, особенно дети с ограниченными возможностями здоровья.

Несформированность психологической готовности к школьному обучению сказывается, прежде всего, на эмоциональной сфере дошкольников. Вот почему так важно, чтобы дети имели представление о школе еще до того, как переступят ее порог. Еще более важно, чтобы родители детей старшего дошкольного возраста понимали значение термина «школьная зрелость» или как ее еще называют «психологическая готовность к школе».

Л.И. Божович еще в 1959-х годах отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И Божович выступает особое новообразование – «внутренняя позиция школьника», которое включает в себя познавательную потребность в общении на новом уровне.

Аналогичных взглядов придерживался А.В. Запорожец (1986), считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.

Идеи этого подхода находят отражение в работах Н.И. Гуткиной (1993), где также подчеркивается определенная роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.

В работах Л.А. Венгера и А.Л. Венгер (1994), Д.Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу), определенных достижений нового уровня психической регуляции; развитие наглядно-образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.

Традиционно под готовностью к школе понимали физическую, социальную и интеллектуальную зрелость ребенка, где уровень развития предпосылок интеллекта являлся ведущей составляющей. На современном этапе (в связи с введением Федеральных государственных стандартов) произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Не случайно компонент личностной готовности не просто включен в «портрет выпускника ДОУ», а является определяющим этого понятия. Во-первых, он стоит на первом месте из перечисленных компонентов (наряду с познавательным, регулятивным, коммуникативным компонентом). Во-вторых, каждый из компонентов является составляющей частью личностной готовности. Регуляция собственного поведения является характеристикой волевой сферы ребенка, которая является одной из характеристик личности. Познавательный компонент определятся наличием у ребенка мотивов обучения. Если говорить о коммуникации, то умение ребенка общаться, вести себя в коллективе сверстников и выстраивать общение со взрослым опосредуется особенностями его личности.

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения. Вот портрет выпускника ДОУ в соответствии с ФГТ:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
  • любознательный, активный.

        эмоционально отзывчивый.

        овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

        способный управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

        способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

        имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

        овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

        овладевший необходимыми умениями и навыками.

Требования государственных федеральных стандартов к выпускнику детского сада обеспечивают достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования. Настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Путь развития каждого ребенка очень индивидуален, особенно для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  Здоровые дети имеют практически равные стартовые возможности, а дети с проблемами в развитии имеют свои собственные временные рамки в процессе созревания психических функций, восстановления здоровья и сроков реабилитации. Поэтому к школьному возрасту дети с ограниченными возможностями здоровья, в отличие от здоровых детей, приходят с еще более разным багажом опыта: знаниями, умениями, навыками, привычками.

Вследствие этого дети испытывают значительные трудности адаптации к новым условиям школы, отрицательные эмоциональные переживания, затрудняются в установлении полноценных контактов со взрослыми и сверстниками, что в итоге приводит к снижению успеваемости младших школьников.

При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника. В число учеников, не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни, попадают дети, имеющие как низкий уровень интеллектуальной готовности, так и нарушения эмоционально-личностной и коммуникативной сферы. Неготовность ребенка к школе обычно запоздало обнаруживается в фактах неуспеваемости, в школьных нервозах, в повышении тревожности, ухудшении состояния здоровья. А ведь многих этих проблем можно избежать, если заранее подготовить ребенка и родителей к предстоящим в их жизни изменениям.

Исходя из вышеизложенных проблем возникла необходимость создания программы по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Программа направлена на социально-личностное развитие ребенка и носит развивающий и профилактический характер, программа разработана с учетом принципа интеграции образовательных областей (здоровье, социализация, познание, коммуникация) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип системности.

Программа представляет собой систематизированное, структурированное изложение методического материала по работе с детьми 6-7 лет в форме групповых занятий.

Принцип личностного подхода.

 Развитие личности рассматривается в единстве и взаимосвязи с физическим и общим психическим развитием детей. Взаимодействие с ребенком опирается на естественные процессы и проходит в зоне ближайшего развития, в атмосфере признания его творческого потенциала, уникальности его личности. (Выготский Л.С.,1982)

Принцип сознательности активности детей.

Успешное формирование навыков, развитие способностей напрямую зависит от сознательного отношения детей к процессу и заинтересованности.

Принцип доступности при необходимой степени трудности.

Предусматривает обучение детей с учетом возрастных особенностей и индивидуальных различий и предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при мобилизации  сил ребенка.

Принцип наглядности.

Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработки информации.

Принцип комплексности.

Программа построена таким образом, что позволяет решать педагогические, развивающие и коррекционные задачи с учетом взаимодействия всех факторов: состояния здоровья, оказывающего влияние на работоспособность (так как большинство воспитанников с ограниченными возможностями здоровья), сложности задания, времени проведения занятий, интенсивности работы.

Принцип единства образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Программа направлена на всестороннее развитие личности, на формирование знаний и умений, на определенные нравственные качества, социальные модели поведения.

Принцип позитивности.

Создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества.

При составлении программы «Хочу в школу!»» учитывается принцип комплектности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии, но и активное привлечение ближайшего социального окружения к участию в данной программе. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, предметно-развивающая среда – играет решающую роль в его психическом развитии.

Цель данной программы: 

  • Формирование психологической готовности детей с ОВЗ к школе.
  • Предупреждение у детей дезадаптации к школе.

Основные задачи программы:

  • Выявление проблем, планирование психолого-педагогической деятельности и оказание соответствующей помощи ребенку.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками направленных на формирование психологической готовности к школе.
  • Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. 
  • Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться.
  • Скорректировать действия всех участников коррекционно-развевающего процесса для эффективности подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе.
  • Организация совместной работы детского сада, семьи и школы по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению

         Описание используемых методик и технологий. 

Для реализации намеченных целей программы используются методики:

  1. Артишевская И.Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников» - М: Книголюб,2008.
  2. Алябьева ЕЛ. Коррекционно-развивающие упражнения для детей старшего дошкольного возраста. -  М., 2004.
  3. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном и Д, 2000.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение; Вла- дос, 1995.
  5. Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе» - М: Национальный книжный центр, 2012.

          Методы психолого-педагогической деятельности: наблюдение, анкетирование, диагностика, психологическое консультирование.

Наблюдение позволяет увидеть общую картину поведения детей в группе, фиксировать различные стороны их поведения и эмоциональные реакции на занятиях, на праздниках, в свободной деятельности и быть активным участником совместных действий с детьми.

Анкетирование используется для того, чтобы выяснить, какие навыки и умения являются приоритетными для родителей при подготовке детей к школе.

Диагностическое обследование представляет собой наиболее эффективный и адекватный комплект апробированных в течении длительного периода методик и тестов, с помощью которых можно оценить параметры состояния когнетивной, мотивационной, волевой и эмоционально-личностной сферы ребенка.

Психолого-педагогическое консультирование родителей, как и в ситуации с педагогами, может быть организованно, с одной стороны, по запросу родителя в связи с оказания консультативно-методической помощи в организации эффективного детско-родительского взаимодействия; с другой – инициативе психолога. Одной из функций консультативной работы с родителями является информирование родителей о психологической готовности ребенка к школе. Так же целью консультирования может стать необходимость психологической поддержки родителей в случае обнаружения серьёзных психологических проблем ребёнка либо в связи с серьёзными эмоциональными переживаниями и событиями в семье.

Планируемые результаты:

  • Обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников;
  • Формирование предпосылок учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
  • Сформированность  положительной мотивации к учебной деятельности: «Я хочу учиться!» - самый желаемый планируемый  личностный результат.
  • Соответствие детей старшего дошкольного возраста        с ОВЗ к модели выпускника ДОУ в соответствии с требованиями ФГТ.

Диагностический инструментарий:

  • Методика Г. Витцлак «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу».
  • Определение мотивов учения старших дошкольников по методике М.Р.Гинзбург.
  • Методика Минаевой В.М. «Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
  • Методика Цукерман Г.А. «Рукавички».

Организация проведения психолого-педагогической работы по реализации программы в условиях ДОУ компенсирующего вида.

Для реализации поставленных задач применяются самые разнообразные формы работы с дошкольниками:

  • Коррекционно-развивающие занятия (подгрупповые, индивидуальные)

Программа представляет собой систему из 17 занятий, которые проводятся один раз в неделю, продолжительностью 30 минут, в течение 5 месяцев.

Занятия направлены на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер.

Предлагаемая программа «Хочу в школу!» позволяет подготовить ребенка к школе в ходе игровых коррекционно-развивающих занятий, где учитываются особенности его психического развития, полученные в результате диагностики (на диагностическом этапе). 

Структура занятий:

 - постоянный ритуал начала занятия;

- игры-перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

- этические сказки, пластические этюды, игры с элементами арттерапии, игры направленные на развитие познавательных способностей детей, игры и упражнения направленные на развитие произвольной саморегуляции; психогимнастические, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драмматизации, игры-бесседы, релаксационные упражнения, различные этюды, коррекционно-развивающие упражнения, коммуникативные, познавательные и развивающие игры, работу в тетрадях, дыхательные упражнения, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

- рефлексия;

- ритуал прощания.

  • Индивидуальная работа.

Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику готовности дошкольников подготовительных групп к школьному обучению. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

  • Работа с родителями детей – участников программы предусматривает:

          Анкетирование родителей;

Просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров – практикумов и круглых столов;

          Индивидуальную консультативную работу.

          Особенности программы: Для развития детей с ОВЗ очень важно создать психологически комфортную обстановку, исключающую перенапряжение, истощение, стойкие отрицательные переживания и психические травмы.

          Ресурсы необходимые для реализации программы.

Свободное помещение, ковер, стол, стулья для детей, раздаточный и демонстрационный материал, дидактические игры, электронные носители информации, телевизор, DVD, ПК или мультимедийная установка.

          Отличительные черты программы.

Для того чтобы процесс психолого-педагогической подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школьному обучению был успешным, воспитатели, психологи, логопеды, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре и другие специалисты ДОУ должны объединить свои действия, скорректировать их и направить на достижение результата.

Необходимо обеспечить комплексное психолого - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода  пребывания их в ДОУ.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧАСТНИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

http://sad-zolushka.edusite.ru/images/tablica1.jpg

Содержание программы.

Программа по  психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!» состоит из 3 этапов: диагностический, развивающий, контрольный.

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

          Программа включает в себя 3 блока: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами. В рамках каждого блока выделены задачи работы по формированию психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе.

I блок – работа с детьми.

Задачи:

 - Исследование динамики развития психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе.

- Формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе.

Этот блок содержит 3 направления:

  1. Развивающая работа с детьми.

В течение учебного года проводятся занятия направленные на развитие психических процессов, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Занятия продолжительностью 30 минут рекомендуется проводить во второй половине дня один раз в неделю с подгруппой из 8-10 человек.

Всего 17 занятий, приступить к которым следует в ноябре, а закончить в марте следующего года.

Задания на одном занятии связаны одной темой, героем или сюжетом. Дети отрабатывают на них поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний. Занятия включают в себя не только игровые упражнения, но и задания на выработку у ребенка произвольности, сосредоточенности, самостоятельности. На них дети выполняют необычные задания, учатся думать, видеть, запоминать. Для эффективности занятий используется музыкальное сопровождение и ИКТ.

  1. Диагностика детей.

В начале учебного года проводится предварительная диагностика готовности детей подготовительных к школе групп к систематическому школьному обучению с целью выявления актуального уровня развития детей школьно-значимых функций, для выявления детей еще не готовых к школе. Анализ результатов позволяет определить и осуществить коррекционную работу (как индивидуальную, так и групповую), а также дать родителям и педагогам необходимые консультации и рекомендации. В апреле проводится динамическая диагностика готовности к школе, которая позволяет проследить успешность проведенной коррекционно-развивающей работы, а также служит основой для разработки рекомендаций по введению ребенка в школьную жизнь.

  1. Коррекционная работа (групповая или индивидуальная) с детьми.

Проанализировав количественные и качественные результаты диагностики, формируются коррекционные группы. Занятия в коррекционных группах направлены на: развитие у ребенка психических функций, создающих основу для успешного обучения; коррекцию имеющихся отклонений; формирование познавательной мотивации и на развитие основы детей в целом; коррекцию и развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); овладение способами и приемами познавательной деятельности, зачатками учебной работы; развитие перцептивнео-моторных функций, а также произвольности поведения и деятельности. Работа строится на основе развивающих игр.

II блок – работа с родителями.

Задача:

- Повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению.

Этот блок содержит 3 направления.

  1. Психологическое просвещение родителей по вопросу подготовки ребенка к школе.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью индивидуальной и коллективной форм работы.

На родительских собраниях обсуждаются теоретические аспекты  психологической готовности детей к школе. Также проводятся тематические консультации, ежемесячно обновляется информация в родительском уголке, ответы на вопросы родителей помещаются в папку-передвижку «Советы психолога», разрабатываются памятки для родителей.

  1. Индивидуальное консультирование родителей.

Индивидуальные встречи с родителями будущих первоклассников назначаются после предварительной диагностики готовности к школе. Во время консультации родителям сообщается о результатах диагностики и даются необходимые рекомендации по подготовке ребенка к школе.

  1. Нетрадиционная форма работы с родителями.

К такой форме относится заседания « Клуба вопросов и ответов». В ходе которого обсуждается подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе, повышение компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школьному обучению; отработки эффективных способов взаимодействия и решения других эмоциональных и личностных проблем взрослых и детей.

 Заседания представляют собой синтез практического и теоретического материала по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Всего встреч 5 длительностью 1-1,5час и предполагает изложение теоретического материала, выполнение практических упражнение, живое общение с родителями.

III блок – работа с педагогами по вопросу подготовки детей к обучению в школе.

Задача:

- построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение при подготовке детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к школе.

Этот блок содержит 3 направления.

  1. Групповая работа с педагогами по психологическому просвещению.

К такой форме относятся выступления на советах педагогов, семинарах по теоретическим вопросам, касающихся психологической готовности детей к школе.

  1. Индивидуальное консультирование педагогов.

В ходе него дается информация по итогам диагностики, разрабатываются индивидуальные  подходы и методы работы с отдельными детьми в соответствии с их особенностям развития, решаются вопросы, интересующие педагога.

  1. Связь со школой.

Проводится встреча с учителями начальных классов, логопедами, учителями-дифектологами, педагогами-психологами на которых обсуждаются развитие детей старшего возраста, перспективы их дальнейшего развития, оптимизация адаптационного периода.

Перспективный план

работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

по формированию психологической готовности к школе.

месяц

неделя

Тема и краткое содержание занятий

Количество часов

1 блок – «Школа эмоций и чувств»

          Задачи: обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страх, агрессия, низкая самооценка).

Обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям.

5,5ч.

ноябрь

1

Занятие 1 «Школа эмоций»

Приветствие

Игра «Школа мимики и пантомимики»

Игра «Телевизор»

Игра «Звучащие жесты»

Игра»Животное»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 2 «В царстве положительных эмоций»

Приветствие

Упражнение «Билеты с пиктограммами»

Игра-драматизация «Жар-Птица»

Игра «Башня любви»

Элементы арт-терапии рисование солнца

Морской этюд

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 3 «Морское путешествие»

Приветствие

Чтение истории с обсуждением и анализом ситуации про медвежонка, который всех обижал.

Игра «Замок злых эмоций»

Упражнение «Динозавры»

Создание конфликтной ситуации – совместное рисование.

Этюд «Мороженое»

Рефлексия  

30мин.

4

Занятие 4 «Ссориться не будем»

Приветствие

Массаж друг другу. Описать свои ощущения.

Создание конфликтной ситуации -  совместный рисунок с соседом по столу.

Игра «Вулкан»

Релаксационное упражнения

Рефлексия

Прощание

30мин.

декабрь

1

Занятие 5 «Поговорим»

Приветствие

Создание конфликтной ситуации - Рисуем друзьям подарки с ограниченным количеством предметов для рисования.

Чтение сказки и обсуждение ситуации.

Игра «Встань на мое место»

Игра «Вместе с друзьями»

Ситуация и ее анализ. Найти варианты поведения в этой ситуации.

Рефлексия

30мин.

2

Занятие 6 «Всем советуем дружить, ссориться не смей!»

Приветствие

Беседа на тему: «Страна Дружбы»

Этюд «Божья коровка», «Цветы дружбы»

Игра «Подарки»

Ситуация  и выход из нее

Стих «Давайте дружит» дети имитируют движения с текстом

Рефлексия

30мин.

3

Занятие 7 «Мы все знаем и умеем»

Приветствие

Этюд «Превращение в волшебников»

Упражнение «Я могу…»

Игра «Под веревку подлезай и игрушку доставай»

Чтение сказки и беседа.

Коллективное рисование

Релаксационное упражнения

Прощание

30мин.

4

Занятие 8 «Умейте понять»

Приветствие

Чтение письма и обсуждение ситуации

Игра «Шаги правды»

Чтение отрывка из сказки ,обсуждение ситуации.

Игра «Кто ты?»

Психогимнастическое упражнение «Мячик»

Рефлексия

Прощание

30мин.

январь

3

Занятие 9 «Лучше не бывает»

Приветствие

Прохождение по волшебному коридору в страну Лучше не бывает.

Зеркальная поляна.

Упражнение у зеркала «Похвали себя»

Этюд «Вальс цветов»

Чтение сказки и обсуждение ситуации.

Элемент арт-тарапии: Дети под музыку рисуют свои хорошие стороны души.

Этюд «Машина времени» дети изображают взрослых, а затем детей.

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Развлечение 10 « По стране падающих камней»

Под звуки музыки релаксации дети «отправляются в путешествие»

Встреча с Шапокляк. Оценка ее поступков.

Дети путешествуют по карте и попадают по пути в разные ситуации. Откуда ищут выход.

1час.

2 блок – «Школа Мудрой совы»

Задачи: повышение уровня школьной компетентности.

Расширение кругозора и развития речи.

Развитие произвольного поведения.

Развитие психических процессов.

4,5ч.

февраль

1

Занятие 1 «Школа Мудрой совы»

Приветствие

Упражнение «Вежливые слова»

Упражнение «Школьные правила»

Игра «Трутень и пчелы»

Упражнение «Школа для животных»

Упражнение «Разноцветный лист»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 2 2Школьные правила»

Приветствие

Игра «Паутинка»

Упражнение «Школьные правила»

Пальчиковая гимнастика

Упражнение «А в школе…»

Упражнение «Цветные дорожки» из фигур

Работа в тетрадях

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 3 «Говорим один – говорим хором»

Приветствие

Упражнение «Передаем по кругу»

Упражнение «Говори один – говори хором»

Упражнение «Фигурный диктант»

Динамическая пауза

Упражнение «Разрезные картинки»

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Занятие 4 «Задания Мудрой совы»

Приветствие

Этюд «Изобрази животное»

Упражнение для глаз «Фигуры»

Упражнение «Говори хором – говори один»

Упражнение «Соедини точки по порядку»

Рефлексия

Прощание

30мин.

март

1

Занятие 5 «Помоги Мудрой сове найти фигуры»

Приветствие

Игра «Летает – не летает»

Упражнение «Какая фигура спряталась»

Упражнение «Разноцветные фигурки»

Динамическая пауза

Упражнение «Сортировка»

Рефлексия

Прощание

30мин.

2

Занятие 6 «Загадки Мудрой совы»

Приветствие

Игра «Море волнуется»

Игра «Отгадай»

Пальчиковая гимнастика

Элемент арт-терапии Рисование под музыку весну.

Рефлексия

Прощание

30мин.

3

Занятие 7 «Ребусы Мудрой совы»

Приветствие

Ребус «Какая буква спряталась»

Упражнение «Внимание – рисуем!»

Упражнение «Говори один – говори хором»

Ребус «Что получится»

Рефлексия

Прощание

30мин.

4

Развлечение 8 Конкурс Самый лучший будущий первоклассник»

Приветствие

Задания конкурса:

  1. Продолжи предложение
  2. Задачи о школьных принадлежностях
  3. Игра «Собери портфель»
  4. Составь слово
  5. Какое слово спряталось
  6. Игра «Цифроград»
  7. Дорисуй

Рефлексия

Прощание

1час

Тематическое планирование психолого-педагогического процесса

подготовки детей с ОВЗ к школе на учебный год.

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

1.Первичная диагностика  готовности детей подготовительной группы к систематическому школьному обучению

2.Экскурсия в школу на линейку посвященную «Дню знаний»

1.Индивидуальные консультации по результатам диагностики

2.Выступление на родительском собрании на тему: «На пути к школе»

1.Консультация по итогам диагностики

2.Оформление папки взаимосвязи психолога и воспитателей

Октябрь

1.Первичная диагностика мотивационной готовности детей к школе

2.Посещения урока в школе.

1.Индивидуальные консультации по результатам диагностики

2.Информация на стенде «Советы психолога»

тема:«Психологическая готовности детей к школе»

Тематическая консультация

«Воспитателю об особенностях развития ребенка 6-7лет».

Ноябрь

1.Коррекционно - развивающие занятия «Школа эмоций и чувств» занятие№1-4

2.Индивидуальная работа

Заседание родительского клуба1«Мотивационно-волевая готовность к школе»  

2.Информация на стенде «Советы психолога» по теме клуба

Семинар практикум «Интеграция деятельности педагогов ДОУ по формирования личностной готовности к школе детей с нарушением речи»

Декабрь

1.Коррекционно - развивающие занятия «Школа эмоций и чувств» занятие№5-8

2.Индивидуальная работа

1. Заседание родительского клуба 2

« Формирование самооценки ребенка»»

2.Информация на стенде «Советы психолога» по теме клуба

Тематическая консультация

«Тренируем память и внимание»

Январь

1.Коррекционно - развивающие занятия «Школа эмоций и чувств» занятие№9

Развлечение «По стране падающих камней»

2.Индивидуальная работа

1.Заседание родительского клуба 3 «Коммуникативная готовность ребенка»

2.Информация на стенде «Советы психолога» по теме клуба

Тематическая консультация

«Вебральные и невебральные средства коммуникации»

Февраль

1.Коррекционно - развивающие занятия «Школа Мудрой Совы» занятие№10-13

2.Индивидуальная работа

1.Заседание родительского клуба 4 «Интеллектуальная готовность ребенка»

2.Информация на стенде «Советы психолога» по теме клуба

Тематическая консультация

«Готовность детей к школе в сфере общения»

               

Март

1.Коррекционно - развивающие занятия «Школа Мудрой Совы» занятие№14-16

Развлечение «Конкурс самый лучший будущий первоклассник»

2.Индивидуальная работа

1.Заседание родительского клуба 5 «Роль семьи в воспитании самостоятельность у ребенка»

2.Информация на стенде «Советы психолога» по теме клуба

Тематическая консультация

«Эмоционально-волевая и психологическая готовность. Дидактические игры»

Апрель

1.Диагностика  психологической и мотивационной готовности к школе

2.Экскурсия в школьную библиотеку

1.Буклет «Скоро в школу»

2. Родительское собрание с участием учителя начальных классов.

Консультация по итогам диагностики.

Май

1.Выставка детских рисунков «Что я видел в школе»

2.Выпускной вечер

1.Индивидуальные консультации по результатам диагностики

Мониторинг детского развития выпускника ДОУ.

Литература

  1. Алябьева ЕЛ. Коррекционно-развивающие упражнения для детей старшего дошкольного возраста. -  М., 2004.
  2. Андреева Е.Д., Вохмянина Т.В. Программа работы психолога в детском дошкольном учреждении. - М., 1994.
  3. Айзман Р., Жарова Г. и др. Готов ли ребенок к школе? Диагностика в экспериментах, заданиях, рисунках и таблицах. - М., 2006.
  4. Арцишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников - М., 2008.
  5. Белкина В.Н., Васильева Н.Н, Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. -  Ярославль: Академия развития, Академия К, 1998.
  6. Веракс Н.Е., Комарова Т.С. Программа "От рождения до школы"  - М:2010.
  7. Гаврилина С.Е., Кутявина Н.Н. Развиваем руки - чтоб и учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 1998.
  8. Дошкольная педагогика-журнал №1, 2010.
  9. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. 3-е изд., испр. -СПб.: Союз, 1997.
  10. Ильина М.Н. Подготовка к школе. Развивающие упражнения и тесты. - СПб., 2006.
  11. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-еизд., дополн. и перераб. — СПб.: Речь, 2002.
  12. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. -М., 2004.
  13. Куликовская ТА. Артикуляционная гимнастика для малышей. - М., 2008.
  14. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  15. Кряжева НА. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.
  16. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. - СПб., 1996.
  17. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.; 2000.
  18. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 2004.
  19. Панфилова МА. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. - М.: Гном и Д, 2000.
  20. Семенака М.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5- 8 лет. - М.: Аркти, 2003.
  21.  Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольникаов. - Ростов н/Д: 2007.
  22. Пожиленко ЕА. Артикуляционная гимнастика. - СПб., 2006.
  23. Психолог в детском саду № 2 1999 Ежеквартальный  научно-практический журнал (соредакторы Колесников В.Г., Лидерс А.Г.)
  24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. - М., 1993.
  25. Узорова О.В., Нефедова ЕА. Физкультурные минутки. - М., 2005.
  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.
  27. Хухлаева О., Хухлаев О., Первушина И. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. - М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2001.
  28. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. М.,2012.
  29. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. - М.: Просвещение; Вла- дос, 1995.
  30. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.

 http://iulyaplatonowa.narod.ru/index/0-18 - персональный сайт педагога-психолога Платоновой Ю.В.

http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/matematicheskie-fizminutki - социальная сеть работников образования.

приложение

Родительский  клуб  «На  пороге  школы»

 Цель:  профилактика  возможных  трудностей  ребенка  при  адаптации  к  школе.

Задачи:  повышение  родительской  компетенции  в  вопросах  психологической  готовности  детей  к  школе,  их  социализации  в  школьной  среде;  обучение  родителей  эффективным  способам  общения  (активное  слушание,  разрешение  конфликтов  и  др.).  

                                         Содержание  занятий – встреч:

   Основной метод – интеракционный – формирование  группы  как  целого,  создание  специфических  групповых  форм  и  правил  поведения,  акцент  на  действии  механизма  обратной  связи  при  общей  эмоциональной  поддержке,  моделирование  конфликтных  ситуаций  и  выбор  способов  их  разрешения.

  Занятия  клуба  проводятся  ежемесячно.  Выбор  тем  для  встреч  с  родителями  определяется  компонентами  психологической  готовности  к  школе.

В  процессе  работы  широко  используются   приемы  и  способы  вербального  взаимодействия,  ориентированные  на  активное   усвоение родителями  нового  опыта  и  его  использования  в  реальных  жизненных  обстоятельствах,  ведущее  в  дальнейшем  к  самораскрытию  их  собственных  потенциальных  возможностей.

                                               Структура  занятий

     Занятие состоит  из  нескольких  частей: «приветствие»,  «разминка», «основная часть»,«обратная  связь»,  Занятия  с родителями   тематически  связана  с  занятиями детей.  Цель  «приветствия»  и  «разминки»  - сплочение  группы  и  настрой  на  дальнейшую  работу.  В  «основной  части»  группа  продвигается  к  достижению  цели,  обозначенной  темой  занятия.  В  заключительной  части  родители-участники  группы  делятся  своими  впечатлениями,  прощаются.  Занятия  проводятся  1  раз  в  месяц. , 7 час  в  год

                          Тематическое  планирование  занятий  

                                Темы  занятий,

                    рассматриваемые  вопросы

Кол-во

часов

Срок

проведения

1.

Необходимые  предпосылки  успешной  адаптации  в  школе

1. Что  такое  «готовность  к  школе»?

2.Особенности  развития  детей  6-7-летнео  возраста.                                

1 час

Октябрь

2.

Мотивационно - волевая  готовность.

1.Роль  семьи  в  нравственно-волевой  подготовке  ребенка    

  к  школьному  обучению.

2.Развитие  произвольности.  Школьные  правила.                                      

1 час

Ноябрь

3.

Формирование  самооценки  ребенка.  

1. Отношение  к  себе.  

2. Ведущие  мотивы  поведения  и  отношений.        

1 час

Декабрь

4.

 Коммуникативная  готовность.                                                                                      

 1.  .Взаимодействие  ребенка  с  другими  (детьми,  взрослыми)                    

1 час

Январь

5.

Интеллектуальная  готовность.

1. Особенности  развития  познавательных  процессов  дошкольника.

2. Развитие  интеллектуальных  способностей.                                            

1 час

Февраль

6.

Роль  семьи  в  воспитании  самостоятельности.

1. Игра  как  средство   развития  ребенка.                                                     

1 час

Март

7.

О  работоспособности  и  утомляемости  при  умственных  нагрузках.

1. Режим  дня  и  его  роль  на  этапе  подготовки   к  школе  и  в  школьном  обучении.

2. Подведение  итогов  работы   клуба.

Деловая  игра «Готовность  к  школе» (совместно  с детьми).                                                                                  

1 час

Апрель

                                             Ожидаемые  результаты

1. Отработка   новых  способов  и  приемов  воспитания   на этапе  подготовки  ребенка  к  школе.

2. Преодоление  родителями  неадекватных  личных  установок,  особенностей  поведения.

3. Отработка  новых  приемов  и  способов  взаимодействия  с  ребенком.

4. Расширение  сферы  психологических  знаний  о  развитии  детей  старшего  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.

Поступление  ребенка  в  школу  -  новый  этап  в  его  жизни,  требующий  немалых  усилий  у  всех:  и  у  ребенка,  и  у  взрослых.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

 Бумага– доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность сами...

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик»)

Проект рабочей программы по теме «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами» (кружковая работа «Волшебный квадратик») ...

Рабочая программа "Психологическое сопровождение интеллектуально одаренных детей старшего дошкольного возраста".

В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрожденияОдаренные дет...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни), разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни),разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Модифицированная рабочая программа консультационного пункта «Будущий первоклассник» детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: формирование положительной мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов; подготовка к умению писать графическим пишущим инструментом, развитие реч...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИЖНЕВАРТОВСКА ДС №38 «ДОМОВЕНОК» НА 2020 – 2021 УЧЕБН

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТ 2 ДО 3 ЛЕТПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ г. НИ...