Наблюдение «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца ,старший дошкольный возраст»    
методическая разработка (старшая группа) на тему

Казакова Нина Борисовна

Наблюдение за птицами в течение месяца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakovoy_n.b.docx40.69 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца  ( 6 наблюдений) старший дошкольный возраст»

 
 

                                           

Казакова Нина Борисовна
                                          Воспитатель МБДОУ№2

                                                     с.Таремское Павловский район
 
 
 
 
 


 
 

Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей и побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

1 Наблюдение .

«Кто прилетает к нам на кормушку»

Цель: Закреплять знания о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.        

-Воспитатель:

-Ребята, отгадайте мою загадку:

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

-О ком эта загадка? Почему думаете, что это птица?

- Давайте посмотрим, кто прилетел к нам на участок?

-Почему ты думаешь, что это воробей? (Описать птицу.)

-Ребята, посмотрите, а кто еще прилетел, что за птица? (Ворона.)

-Расскажите, какая она?

- Скажите, кто из них больше, крупнее?

-А клюв у них одинаковый?

-Кто из них сильнее?

-Кто кого боится? Почему?

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о какой они птице:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это...          (Ворона)

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится хитрой кошки.        (Воробей)

-Как кричат ворона, воробей, синица?Ы

Давайте послушаем, а вдруг услышим?

8Игровое упражнение «Кто как голос подаёт»:

- Ворона что делает? (Ворона каркает).

- Синица что делает? (Синица тенькает)

- Сорока что делает? (Сорока трещит)

- Воробей что делает? (Воробей чирикает)

- Дятел что делает? (Дятел стучит)

-А как они передвигаются? Покажите.(имитация движений) (Ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.),

Пальчиковая игра «Птички».                                                                                                             Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т.д.

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Задание: Понаблюдать за птицами вместе с родителями. Если заметите, что-то интересное в поведении птиц, расскажите всем.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку

2 Наблюдение.

«Что едят птицы»

Цель: Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм. Научить детей правильно их кормить.

-Воспитатель:

-Ребята, что это за стол накрывают для гостей?

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.         (Кормушка)

- А что мы насыпали с утра в кормушку? Какой корм?

- Снегири – ягоды рябины.
-Синицы – семечки ,сало
-Голубь – хлебные крошки.
-Воробей – зерна.
-Давайте посмотрим, какие гости прилетели к нашей кормушке?

Прилетела к нам синичка

Это птичка-невеличка

Тинькает в саду весь день:

Тень-тинь-тинь, тилинь-тинь-тень.

- Давайте посмотрим, а что любит синичка? (Сало, семечки.)

-Как ест синичка? Какой у нее клюв?

-Про какую птичку говорится:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червяков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...        (Воробей)

-Чем может угоститься у нас воробей? Давайте посмотрим, что он ест?

-Как воробей берет корм? Какой у него клюв? А ест ли он сало? Почему не

-А что ест ворона? Кто видел?

-Какой клюв у вороны? (Изогнутый.)

-А прилетала ли ворона к нашей кормушке? Садилась ли она на нее?

-Что можно сказать про птицу, которая ест все? (Она всеядна.)

-Как она ест? Покажите.(имитация движений)

- Ребята, а много ли корма сразу съедают птицы?

- Правильно, едят они немного, но часто. Когда птица сыта, ей не страшен холод.

-А вот если бы вы стали птицами вы бы боялись: холода или голода? Голода. Почему?(проблемная  ситуация)

-А подкармливали мы птиц в теплое время года? Почему?

-А надо ли подкармливать их в холод? Почему?

-Давайте договоримся и будем их подкармливать каждый день, тем самым мы им поможем пережить холода.

-Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Дети выполняют движения по тексту:

-Птицы крыльями махали – все летали и летали,
-Птицы в воздухе кружились, 
-На дорогу опустились,
-По дорожке поскакали,
-Крошки, зернышки клевали.

Подвижная игра “В птицу превратись”.

Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев других птиц.

Задание: Вместе с родителями сделать кормушки для подкормки птиц и вывесить около дома.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку.

 широко раскрыты крылья; хвост, шея и ноги вытянуты

3 Наблюдение.

«Какие они птицы. Что у них есть.»

Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде птиц. Выявлять характерные особенности птиц. Воспитывать желание заботиться о них, помогать им.

-Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, не видно ли у нас на участке птиц? Каких птиц вы видите

-Расскажите о воробье, какой он?(небольшой описательный рассказ)

- А что вы знаете о вороне?

- Скажите ворона и воробей, чем-то похожи? Чем? Это птицы. (Уних есть перья, крылья, хвост, клюв, лапы...)

- А почему птицы летают? Что им помогает? (Крылья, хвост.)

-А можем ли мы полететь? Попробуйте. Почему нет?(исследование)

- А когда птица летит, когда крылья у нее распущены или когда сложены?

-А зачем им перья? А меняют ли они их на зиму, как некоторые животные - заяц, белка...? (сравнение между птицами и животными )

- Как вы думаете, зоркие ли у них глаза? Хорошо ли они видят? Видят ли они нас?

-А видел ли кто уши у птиц? А есть ли они у птиц? А слышат ли они нас?

-А как проверить, что птицы нас слышат? (исследование)

-Птицы нас видят и слышат, поэтому как надо себя вести, наблюдая за ними? (Тихо, не шуметь, не делать резких движений, громко не разговаривать, быть осторожными.)

-Одинаковые ли у них клювы? Почему разные, с чем это связано? Что ест воробей, что – ворона?(сравнение между птицами).

- Как ходит ворона, покажите. ( имитация движения) Какие у нее лапы?

-А какие лапы у воробья? Как он передвигается? Почему не может ходить?

-Походите как вороны, покажите, как передвигаются воробьи.

-А есть ли у птиц враги? Кто?

-А трудно ли быть птицей?

-В какое время года птицам труднее? Почему?

-Чем мы можем им помочь?

Подвижная игра “Кто как передвигается?:

 развитие творческого воображения, подражательности.

                                         

4 Наблюдение.

«Как птицы относятся друг к другу»

Цель: Показать детям, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание наблюдать за ними.

-Воспитатель:

-Вы дружные ребята? Как думаете, а птицы дружат? (составление небольшого рассказа).

-Какие птицы дружат между собой? Давайте понаблюдаем за ними.

-Почему думаете, что воробьи дружат? (Летают, стайкой, кормятся вместе...)

-А бывают ли среди них ссоры? Кто видел? Как они дрались? Как думаете из-за чего?

-Почему воробьи живут стайкой? (Легче добывать корм.)

-А вороны так же дружны между собой?

-А дружны ли вороны с воробьями? Может ли воробей на пасть на ворону? Почему нет?

-А если вы вдруг превратились в ворон, кого бы вы  боялись?  (проблемная ситуация)

- Как ведут себя птицы, если увидят корм? (Одна прилетит, затем слетаются другие.)

-Как они едят, не отнимают ли друг у друга корм? Ссорятся ли на кормушке? Почему птицы следят друг за другом?

-Так легко ли быть птицей? Почему нет? Кто бы из вас хотел быть птицей?(составление рассказа «Если бы я был птицей)

Дидактическая игра "Назови ласково

Подвижная игра: «Воробьи и вороны»

Цель: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде, упражнять в ориентировке в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения.

5 Наблюдение

«Как птицы относятся к человеку»

Цель: Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.

Воспитатель:

-Посмотрите, прилетели ли птицы к нам на участок? Какие? Что они делают?(составление рассказа)

- А как вы думаете, видят ли птицы нас?

- Слышат ли они нас? Что будет, если мы закричим?(исследование)

-Боимся ли мы птиц? Почему нет?

- А боятся ли птицы нас? Почему думаете, что боятся?

- Как думаете, пугливы ли они? Как надо вести себя при наблюдении за птицами?

- Все ли птицы сразу при приближении человека улетают?

-Какие птицы смелее: воробьи, вороны, голуби?

-Как птицам согреться зимой? И где поесть?( птицы зимой прилетают к человеку? (проблемная ситуация)

Хлебных крошек не жалей,

Птиц ты накорми скорей:

Птицам голодно зимой,

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная игра «Снегири» 
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)


ы

6 Наблюдение.

«Поведение птиц в хмурую и солнечную погоду»

Цель: Показать детям, что поведение птиц зависит от состояния погоды. Учить помогать им в холодное время года.

Воспитатель:

-Ребята, какая у нас сейчас погода?

- А видно ли наших друзей – птиц?

-Что они делают, давайте посмотрим?

-Как себя ведут?

- А когда холодно, чем заняты птицы? Весело ли им? Не мерзнут ли они?

- Почему в холода воробьи сидят, нахохлившись и прижавшись, друг к другу? Покажите, как они сидят. (имитация движений)

-А как вы думаете, бывает ли холодно вороне?

-Как она сидит на ветке во время холодов, морозов?

-А где греются голуби? (Под крышей домов, в отдушинах.)

-А рады ли птицы солнышку? Почему рады? Что они делают на солнце?

-Когда птицам легче живется: зимой или летом? Когда тепло или холодно? Почему?(проблемная ситуация)

-Чем в холода мы можем им помочь?

И г р а малой подвижности: «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?»: дети становятся в круг, кому бросили мяч – должен ответить на вопрос. Например: воробей какой? И т. п.

Подвижная игра.

«Вороны»

Цель :умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, говорить то громко, то тихо.

-Вот под елочкой зеленой

-Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)

-Целый день они кричали,

-Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по участку, размахивая руками как крыльями)

-Только к ночи умолкают

-И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают).

Список литературы:

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада: Для занятий с детьми 5-6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Интернет :«Социальная сеть работников образования» ; «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в рамках каскадной модели повышения квалификации по программе «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения «ФГОС » по теме: «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца» Cтарший дошкольный возраст

Развитие  детей дошкольного возраста направлено на формирование  познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный п...

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца в старшей группе. (ОСЕНЬ)...

Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца зимой.

Наблюдение за зимними объектами в зимнее время на прогулке...

Презентация. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Система непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца, старший дошкольный возраст»

Сиситема непрерывного наблюдения за природными объектами в течении месяца, старший дошкольный возраст"...

Проект «Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течении месяца».

проявление любви к природе необходимое для развития детей – все это является актуальностью ...