"Нетрадиционные формы работы с родителями"
статья на тему

Тиунова Татьяна Николаевна

В статье представлен опыт работы с родителями с применением нетрдиционных форм; схема классификации нетрадиционных форм общения Т.Кротовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_raboty_s_roditelyami_-_seminar.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Нетрадиционные формы работы с родителями»

(из опыта работы)

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Цель:  повышение педагогической  компетентности  воспитателей  в вопросах работы с родителями.

Задачи:

- распространение опыта работы с родителями в рамках  семинара с  воспитателями с целью применения  его на практике коллегами.

Материал: ИКТ - презентация «Нетрадиционные формы работы с родителями», фотоматериал, стенд с литературой по данному направлению.

Ход выступления:

В настоящее время особой популярностью в работе педагогов с родителями применяются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Через эти формы родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены. В своей практике по работе с родителями я применила схему классификации нетрадиционных форм общения Татьяны Викторовны Кротовой (доцент кафедры дошкольной педагогики МПГУ). Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в таблице.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения общения

1.Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Я в своей работе применяю анкетирование. Планируем внедрить в практику «Почтовый ящик».

2. Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Эта работа в группе так же проводится. Участие родителей и детей в выставках осуществляется:

-  внутри дет.сада («Дары Осени», «Символ года – овечка», «Ах, эта шляпка»);

- на уровне города (музей; детская библиотека);

- на федеральном уровне (интернет-конкурсы «Подарок маме», «Пасха»).

3.Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

В своей практике я широко применяю консультации в нетрадиционной форме, через выпуск буклетов. Эти буклеты родители могут взять домой, а не в спешке читать в приемной.

4. Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Я использую в своей практике форму – мини-библиотека по темам «Здоровье и дети», «Уроки улицы», «Мастерим своими руками». 

Наиболее эффективным направлением в работе мною была выбрана досуговая форма организации общения педагогов и родителей. К данной группе относится проведение досугов вне ДОУ таких, как посещение катка, «Художественной галереи», «Городского парада Победы», «Участие в интернет-конкурсах».

Главная цель работы с родителями: 

1. установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами;

2. всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, через организацию досугов с родителями и детьми.

Мною были поставлены следующие задачи:

1. установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей;

2. создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3. создание здоровьесберегающей образовательной среды;

4. привитие культурных норм.

Для реализации данных задач и эффективности использования досуговой формы сотрудничества с семьей мною уделялось достаточное внимание предварительной работе и педагогическому содержанию мероприятия.

В результате анкетирования была выявлена инициативная группа родителей, у которых проявились организаторские способности. Родителям были даны индивидуальные поручения по привлечению большего количества семей воспитанников к посещению городского катка. Мною проводились в группе беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, показывались приемы катания, что способствовало проявлению интереса у детей к фигурному катанию. В данном мероприятии на начальном этапе приняли участие 5 семей.

На протяжении второй младшей группы посещение катка воспитателями и семьями воспитанников осуществлялось 2 раза в месяц, некоторые семьи проводили свой досуг на катке каждые выходные.

На протяжении средней группы наблюдалось увеличение количества семей (до 9 семей), посещающих каток. Родители и дети занимались как индивидуально, так и посещали секцию фигурного катания (3 человека).

Такая нетрадиционная форма помогает создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса.

Следующая нетрадиционная форма – информационно–коммуникационные технологии.

В результате опросов родителей, были выбраны творческие семьи, привлекли их к участию в интернет-конкурсах (5 семей). Данная форма работы была введена в марте 2010 г. Мною были отправлены работы по темам «Подарок маме», «Пасха» и получены следующие результаты – 1,2,3 места, дипломы были вывешены в приемной «Наши достижения». Родители увидели результат и стали активно интересоваться. Данную форму работы я планирую использовать и в дальнейшем, так как она способствует приобретению опыта партнерских отношений, как в семье, так и между педагогом и семьями воспитанников.

Таким образом, использование досуговой формы и ИКТ способствуют тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники различных мероприятий в нашей группе и детского сада.

Из выше сказанного следует, что использование нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей способствует повышению эффективности работы с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны Тема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».

Из опыта работы учителя – логопеда Мануиловой Татьяны АлександровныТема: «Нетрадиционные формы работы с родителями детей – логопатов».      Нарушения речи – распрос...

ОПЫТ РАБОТЫ учителя – логопеда Мануиловой Татьяны Александровны "Нетрадиционные формы работы с родителями". Внесён в муниципальный банк ППО Муниципального образования Каневской район от 06.05.2013 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  общеразвивающего вида № 20 станицы Каневской муниципального образования Каневской район Краснодарского края...

Нетрадиционные формы работы с родителями в воспитательно-образовательном процессе ДОУ (из опыта работы)

Проект по работе с родителями " Давайте будем дружить друг с другом":  Внедрение в практику нетрадиционных форм и методов взаимодействия педагогов с семьей с целью повышения активности родителей ...

Нетрадиционные формы работы с родителями: «Командная работа»

То, как ребенок общается со своими родителями – определяет его поведение и взаимодействие с окружающим миром. Опыт и модель общение внутри семьи – формирует поведение ребёнка в реальном мире. Общение ...

Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ

Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...

Нетрадиционные формы работы с родителями "Все работы хороши"

Конспекты и сценарии работы с родителями на тему "Все работы хороши"...