Первые шаги в математику
консультация (старшая группа) на тему

Загороднева Нина Васильевна

Представлена консультация для родителей по обучению ребёнка дошкольного возраста математическим понятиям.  Чьо необходимо сделать родителям, чтобы ребёнок легчеусвоил математику  и полюбил её.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervye_shagi_v_matematiku._konsultatsiya_dlya_roditeley.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2

Консультация для родителей

«Первые шаги в математику»

Воспитатель Загороднева Нина Васильевна

р.п. Сосновка 2011 год.

Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с общим недоразвитием речи. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности детей: в играх, наблюдениях, трудовом процессе, в рисовании, конструировании.

К концу дошкольного, началу младшего школьного возраста у детей с общим недоразвитием речи формируются такие знания о пространстве: как форма (прямоугольник, квадрат, круг, треугольник, овал);

величина (большой, маленький, больше, меньше, одинаковые, равные, крупно, мелко, половина, пополам);

 протяжённость (длинный, короткий, широкий, узкий, высокий, слева, справа, горизонтально, прямо, наклонно);

 положение в пространстве и пространственная связь (посередине, выше середины, ниже середины, справа, слева, сбоку, ближе, дальше, спереди, сзади, за, перед).

Овладение указанными знаниями о пространстве предполагает: умение выделять и различать пространственные признаки, правильно их называть и использовать словесные обозначения в экспрессивной речи, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных операций, связанных с активными действиями.

Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно - кинестетическим, зрительного и слухового анализаторов входе совершения различных видов деятельности ребёнка, направленные на активное познание окружающей действительности.

Развитие пространственной ориентировки и представление о пространстве происходит в тесной связи с формированием ощущения схемы своего тела, с расширением практического опыта детей, с изменением структуры предметно - игрового действия, связанного с дальнейшим совершенствованием двигательных умений. Формирующиеся пространственные представления находят своё отражение и дальнейшее развитие в предметно - игровой, изобразительной, конструктивной и бытовой деятельности детей.

Качественные изменения при формировании пространственного восприятия связаны с развитием речи у детей, с пониманием и активным употреблением ими словесных обозначений пространственнотношений, выраженных предлогами, наречиями.

Как заниматься с ребенком?

Задание № 1

Цель: выявить понимание схемы собственного тела; пространственных отношений в группе реальных предметов, изображенных на картинке и предметно - игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

1. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

- Подними правую руку.

- Подними левую руку.

- Прикоснись левой рукой к правому уху, дальше аналогично.

2. Усвоение ориентировок слева — справа.

Стихотворение В. Берестова.

Стоял человек на развилке дорог. Где право , где лево « понять' он не мог. Но вдруг ученик в голове почесал той самой рукой , которой писал, . И мячик кидал, и страницы листал, И ложку держал, и пол подметал, «Победа!» - раздался ликующий крик: Где право, где лево узнал ученик.

3. Движение по заданной инструкции (усвоение левых и правых частей тела, левой правой стороны). Мы в строю шагаем браво.

Мы науки познаём.

Знаем лево , знаем право.

И, конечно же, кругом.

Это правая рука.

Ох, наука нелегка !

«Стойкий оловянный солдатик»

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

4. Уточнение пространственных взаимоотношений.

- стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева;

- по инструкции расположить предметы слева и справа от данного ;

- определить своё место по отношению к соседу, ориентируясь на соответствующую руку соседа ( «Я стою справа от Жени, а Женя -от меня.»);

- стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у сначала у себя , затем у товарища, левую руку, правую руку и т. д.

5. Игра «Части тела».

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука.» Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

6. «Определи по следу».

На листке в разных направлениях нарисованы отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Задание №2 Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

1. «Соколиный глаз» - соревнование для опытных стрелков.

На листе бумаги нарисован лук со стрелами и яблоко. Нужно провести ровную прямую линию от лука до яблока не прерываясь и не отрывая руки от листа.

2. «Соревнование - стрельба по тарелочкам»

На листе бумаги нарисован лук со стрелами и множество тарелок в разных направлениях. Нужно провести ровные прямые линии от лука до тарелочек не отрывая руки от листа.

 3. «Попади карандашом в кружки» (А.Э. 'Симановский).

На листе изображены ряды кружков диаметром около 3 мм. Кружки располагаются пятью рядами по пять кружков в ряду. Расстояние между кружками со всех направлениях равно 1 см. Ребенок должен, не отрывая предплечья от стола, как можно быстрее и точнее поставить точки во все кружки.

Движение строго определено.

1-вариант: впервой строчке направление движения слева - направо, во второй строчке справа - налево.

П-вариант: в первом столбике направление движения сверху - вниз, во втором столбике снизу - вверх и т.д.

Задание №3 Цель: выявить понимание правого и левого направления в пространстве.

1. «Мышиные бега.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)

На листе бумаги контуры мышек, бегущих влево и вправо. Требуется раскрасить их в разные цвета.

2. «Полёт ласточек.» (О.И. Крушельнщкая, АН. Третьякова) Упражнение аналогичное «Мышиным бегам», но усложнено большим количеством и расположением ласточек.

Задание №4 Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с рисованием.

  1. «Машина едет по дороге» (А.Л. Ветер).
  2. На листе бумаги нарисована дорога, которая может быть прямой, извилистой, зигзагообразной, с поворотами. У одного конца дороги нарисована машина, у другого - дом. Машина должна проехать по дорожке к дому. Ребенок, не отрывая карандаша от бумаги и стараясь не выйти за пределы дорожки, соединяет линией машину с домом.

Можно придумать множество аналогичных игр. Можно использовать для тренировок и прохождение простейших лабиринтов.

2.«Опытный водитель» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова)

3. «И снова за руль.» (О.И. Крушельнщкая, А.Н. Третьякова) Второе и третье задания аналогичны первому «Машина едет по дороге.»

4. Указанным образом разместить на листе бумаги геометрические фигуры, нарисовав их или используя готовые;

5. Нарисовать фигуры по опорным точкам, имея при этом образец рисунка, выполненный по точкам;

6. Без опорных точек воспроизвести направление рисунка, пользуясь образцом. В случае затруднения - дополнительные упражнения, в которых необходимо

а) различить стороны листа; б) провести прямые линии от середины листа по различным направлениям;

в) обвести контур рисунка;

г) воспроизвести рисунок большей сложности, чем тот, что предложен в основном задании.

7, Обведение шаблонов, трафаретов, обведение контуров по тонкой линии, по штриховке, по точкам, закрашивание и штрихование по различным линиям.

Задание № 5

Цель: Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.

1. Методика «Грибок». (О.И. Крушельнщкой, А.Н. Третьяковой) Методика представляет собой задание на дорисовывание картинки, изображающей грибок.

Перед ребёнком лежит лист бумаги с недорисованным грибом и карандаш. Логопед просит дорисовать рисунок.

2.Методика "Домик" (Н.И. Гуткиной).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция испытуемому: "Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с "Домиком") Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что - то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Задание № 6

Цель: выявить пространственную ориентировку, связанную с

рисованием; умение точно выполнять требование ведущего (взрослого);

графические навыки.

1. Графический диктант. (О.И. Крушелъницкая, А.Н. Третьякова) Задание выполняется на листе в клетку. Ребёнок должен вести линию из точки так, как ему диктует ведущий. Например: 6 клеток вправо, 2клетки вниз и т. д. В заключении дети сравнивают свой рисунок с образцом.

2. Графический диктант «Вычерти орнамент» Д.Б. Элъконипа - А.Л. Венгера.

Выполняя первое задание, ребенок на листке в клеточку от поставленных предварительно точек вычерчивает орнамент, следуя указаниям ведущего. Ведущий диктует группе детей, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.

3. Более сложная методика «Образец и правило» предполагает одновременное следование в своей работе образцу (дается задание нарисовать по точкам точно такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (оговаривается условие: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т.е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком и треугольник с треугольником). Ребенок, стараясь выполнить задание, может рисовать фигуру, похожую на заданную, пренебрегая правилом, и, наоборот, ориентироваться только на правило, соединяя разные точки и не сверяясь с образцом. Таким образом методика выявляет уровень ориентировки ребенка на сложную систему требований.

Задание № 7

Цель: выявить понимание пространственных отношений «вверх-вниз»,

«сверху-снизу».

Л Ориентировка на листе бумаги:

Нарисуй в верхнем правом углу листа - солнце, в нижнем левом углу -цветок, в верхнем левом углу листа - тучку (облако), в нижнем правом углу -домик (ёлочку), по середине листа - бабочку (дождик).

Положите оранжевый треугольник, положите сверху желтый прямоугольник, а снизу от оранжевого - красный.

2, Ориентировка в пространстве:

Что наверху, что внизу? (анализ башен, построенных из геометрических тел).

3. Упражнения в употреблении предлогов: за, из-за, около, от, перед, в, из.

Вступление: Когда-то находчивый, умный, ловкий, хитрый Кот в сапогах был маленьким шаловливым котенком, который любил играть в прятки.

Ведущий показывает карточки, где нарисовано, куда прячется котенок, и помогает детям вопросами типа: - Куда спрятался котенок? Откуда выскочил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"

Конспект занятия по математие во 2 младшей группе "Первые шаги в математику"...

Проект для детей первой младшей группы "Первые шаги в математику"

Математическое развитие  имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Поэтому работа по математическому развитию начинается еще в ран...

Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры «Первые шаги в математику» для первой младшей группы.

СП ГБОУ СОШ №1 д\с «Теремок» с. Приволжье       Проект по формированию у дошкольников элементарных математических представлений через дидактические игры...

Конспект занятия математика Первые шаги в математику

Конспект занятия математикаПервые шаги в математикуЗанятие 1 Бегите ко мне [1]Задачи: учить сравнивать предметы по цвету, устанавливать их сходство и различие; развивать внимание, сосредоточеннос...

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы.

Развивающая интерактивная игра: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В МАТЕМАТИКУ» для первой младшей группы....