Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев, рук детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук, сенсорику;

3. Улучшить общую двигательную активность;

4. Содействовать нормализации речевой функции;

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. «Предметная развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

3. «Безопасность материалов и оборудования» — обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность, материал должен быть доступным, интересным и разнообразным.

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности:

• Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

• Провести анкетирование родителей, собрание на тему: «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют».

• Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

• Массаж кистей рук;

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

• пальчиковый театр;

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д., также лепка из глины;

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками, свечкой и т. д. ;

• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

• различные виды аппликаций;

• рисование по трафаретам;

• штриховка в заданном направлении;

• дорисовка (по принципу симметрии) ;

• лабиринты;

• Дидактические игры;

• Шнуровка, пуговицы, прищепки;

• игры с мелкими предметами;

• пазлы, мозаика, матрёшки, пирамидки;

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М. : Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики»

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Выступление на педсовете, выступление на родительском групповом собрании.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности, ребёнку тяжело освоиться среди сверстников и такие дети считают себя «чужими».

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, мышление, ЗУН (знание, умение, навыки, а также словарный запас.

План работы по самообразованию

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук, а также картотеку игр на развитие дыхания, артикуляционных гимнастик.

4. Консультация для родителей «Развиваем пальчики, улучшаем речь».

5. Провести с родителями мини – тест «Хорошо ли слышит мой ребёнок? »

6. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? »; «Со словами можно и нужно играть! ».

7. Упражнения по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей дошкольного возраста с ТНР.

В данной презентации представлены наиболее любимые детьми упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Они будут способствовать  развитию умения красиво писать и улучшат речь ребенка.Кром...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУКДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его рук, кистей, речевых умений (мелкой пальцевой моторики)....

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

laquo;Источник способностей и дарование детей на        кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысл...