Деятельность педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения в рамках внедрения ФГОС ДО
консультация на тему

Бодрова Марина Анатольевна

Консультация для педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnost_pedagoga-psikhologa_v_fgos.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельность педагога-психолога

в условиях дошкольного учреждения в рамках внедрения ФГОС ДО.

Консультация для педагога-психолога

Разработала Бодрова М.А.Старший воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ)

с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко»

  С сентября 2013 года с учетом вступления в силу нового закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольная организация становится первой ступенью образования. Государство теперь гарантирует не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Вводится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

     Основными целями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования являются:

  • Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  • Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
  • Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации.

Важно отметить, что в проекте Стандарта наложено вето на требования к оценке образовательных результатов. Все дети разные и у каждого будет своя траектория развития. А чтобы вариативность не превратилась в хаос, в Стандарт заложены требования к содержанию, которые будут ориентирами для разработчиков программ. Инновационность Стандарта определяется тем, что он сочетает в себе одновременно индивидуализацию и социализацию на уровне дошкольника. Индивидуализация характеризует уникальный вектор развития ребенка в этом возрасте. Социализация же выражена в регламентации системы условий развития ребенка. В Стандарте часто повторяется целевая установка – поощрение инициативы самостоятельности ребенка. Раньше делали упор на то, что взрослый – главный, направляющий. Теперь он – посредник, который поддерживает активную инициативу ребенка.

    В Стандарте указано, что право на мониторинг развития ребенка имеет не воспитатель, а человек, обладающий соответствующими компетенциями, то есть педагог-психолог. И только с разрешения родителей.  Если школьный Стандарт предполагает три направления развития ребенка – личностное, предметное развитие и метапредметное развитие, то в дошкольном стандарте оставили только одно – личностное.

     Ключевая характеристика готовности к школе – это мотивационная готовность, что дает преемственность в формировании УУД (Универсальные Учебные Действия), как основы умения учиться. Выделяют четыре блока Универсальных Учебных Действий: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Не секрет, что современные дети живут в новом информационном пространстве. Они не хотят учиться! Чтобы решить эту проблему необходимо вводить новые методы обучения, например, проектирование. Чтобы минимизировать дискомфорт, при переходе в другой коллектив (из детского сада в начальную школу), необходимо сотрудничество со школой в виде совместных педагогических советов, совместного проведения мониторингов развития детей, взаимопосещений мероприятий в ДОУ и уроков в школе, приглашения дошколят на школьные праздники, экскурсии в школу. Хотя с момента разработки и экспериментального внедрения стандартов прошло немало времени, отношение к ним  психологов весьма противоречиво. Это связано с тем, что психологи не видят своего места в новых, непривычных для себя условиях.

Реальность такова, что восприятие деятельности психолога в рамках внедрения ФГОС ДО часто мифологизировано и не отражает существующую реальность.  Представляем ряд распространенных мифов о деятельности психолога при внедрении ФГОС ДО.

     Миф 1-й. Федеральные стандарты написаны для воспитателей, а педагог-психолог в этом не участвует, поэтому на его деятельности это не отразится...

    Федеральные государственные стандарты – один из главных документов системы образования, определяющий базовые нормы и правила, по которым должен жить детский сад. Это касается не только педагогов,  детей, но и всех участников образовательного процесса, к которым относится и психолог.  Никогда еще стандарты не были столь психологичны в том смысле, что в них заложены психологические результаты, достигаемые ДОУ в области коммуникации, социализации, сохранения и поддержания индивидуальности ребенка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Отсюда – новые технологии, методы работы детского сада, новые системы оценивания результатов. Меняется детский сад – меняется и деятельность каждого субъекта образовательной деятельности, в том числе и педагога-психолога. Он не может не включаться в то, чем живет ДОУ, тем более что достижение «психологических» результатов невозможно без участия психолога как специалиста по развитию, который понимает условия организации развивающего процесса в детском саду и может быть полезен в этом качестве Наивно думать, что в  XXI веке психолог будет работать по-старому. Изменения неизбежны, но в каждом учреждении они будут свои.

     Миф 2-й. Психолог в одиночку ответственен за реализацию новых стандартов в детском саду

    Реализация новых образовательных стандартов – задача всего коллектива ДОУ, а не одного психолога. Новые результаты достигаются за счет действий педагогов. Психолог может работать совместно с воспитателем, работать в  команде по внедрению ФГОС, но только не в одиночку!  Иногда приходится слушать, что  на психолога пытаются «повесить» достижение новых результатов. Это неправильная установка. В данной ситуации психологу крайне важно удерживать собственную профессиональную позицию во взаимодействии с администрацией и педагогами, не поддаваясь на подобные провокации. Это относится и к ситуации, когда психологу предлагают провести мероприятие. Да, психолог может провести какое -то мероприятие, но только вместе воспитателем. Советуем больше работать в тандеме, и тогда будет результат!

     Миф 3-й. Работа по сопровождению новых образовательных стандартов – это лишняя головная боль и нагрузка для психолога

    Внедрение новых стандартов – это уникальная возможность для психолога по-другому посмотреть на собственную деятельность, выстроить ее в системном ключе, с упором на приоритетные направления, такие как проектирование, мониторинг. Это приведет к перераспределению направлений деятельности, а не к появлению дополнительной нагрузки на психолога. Когда все заранее настроены на результат, становится понятно, что должно получиться на выходе. Деятельность психолога в данной ситуации четко вписана в общую систему работы детского сада, тем самым она становится актуальной, востребованной и видимой.

      Миф 4-й. Задача психолога при работе в рамках ФГОС ограничивается занятиями с детьми по запросу.

    Данные дети, безусловно, остаются в поле зрения психолога, однако его работа по сопровождению стандартов мало связана с непосредственной работой с детьми. Как я уже отмечала выше, именно работа в связке с воспитателями, администрацией для достижения результатов становится одним из приоритетов. Поэтому вектор действий психолога смещается. На первый план выходят такие направления деятельности, как участие в проектировании, в разработке параметров диагностики и проведении мониторинга, участие в проведении совместных обучающих и проектировочных мероприятий для педагогов, консультирование специалистов и др.

    Миф 5-й. Меня не зовут в команду детского сада, значит, мое участие там не нужно

    Не зовут – вовсе не значит, что внедрение новых стандартов не требует участия психолога. Возможно, администрация не понимает роли психолога в данном вопросе или видит психолога только в определенной функции, делая выводы на основе его предыдущей деятельности в детском саду. Важно не бояться самому выйти на контакт с администрацией по поводу места и роли психолога в ходе внедрения ФГОС. Целесообразно прийти с конструктивными предложениями относительно того, чем психолог может быть полезен. В любом случае начинать общение надо после предварительного знакомства с документами, которые приняты в дошкольном учреждении по внедрению ФГОС, с самими нормативными документами по ФГОС, а также прояснив обстановку, связанную с особенностями внедрения ФГОС в данном учреждении, чтобы быть во всеоружии.

Новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности дошколят. Именно это способствует достижению заявленных в стандарте результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС

До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденн...

"Инновационные формы работы педагога-психолога с родителями и педагогами в рамках внедрения ФГОС"

В настоящее время взаимодействие с семьями воспитанников, занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС...

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...