Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста
статья на тему

Шалдыбина Елена Викторовна

Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для педагога и его воспитанников? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_office_word_konsultatsii.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Культура – это творческая созидательная    

                                                                       деятельность по преобразованию природы

                                                                       и общества.

                                                                                                              А.И. Арнольдов    

           Начиная работать над темой «этикет», у меня возникли вопросы: что такое культура поведения? Что такое этикет? Как соотносятся друг с другом этикет и культура поведения? Что из них важнее и нужнее для педагога и его воспитанников?

          Культура –  это творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества.

          Цель этой деятельности – синтез материальных и духовных ценностей, гармонизация человека с природой, общества и самим с собой.

                                                                                                              А.И. Арнольдов

           В этой деятельности есть область -  поведения.

          Поведение – это образ жизни и действий, отражающий сущность личности человека, особенно его характер и темперамент, а также потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания. А культура поведения – это поведение конкретного человека – члена социума.

          Культура поведения – это совокупность форм способов поведения, отражающих нравственные и этические нормы, принятые в обществе.    

          В основе культуры лежат обычаи, традиции, нравы ,порядки, привычки. В ходе исторического развития формировались связанные с поведением этические и эстетические взгляды. И только на основе этого появилось такое явление как этикет.

          Изучив и прочитав литературу об этикете, я поняла, что этикет играет в жизни человека весьма важную роль, выполняя ряд функций: коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную. Пришла к выводу, что в основе этикетного поведения всегда лежат нравственные нормы, а эстетика поведения является его необходимым условием. Дети – наше будущее, наша гордость. И поэтому мы должны понимать, что привлекательность нашего ребенка не только в красоте его внешнего вида. Главное в другом – как подрастающий ребенок ведет себя? Как держится на людях? Каковы его манеры, мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Поэтому вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают в нашем мире. Понаблюдав за детьми, я поняла, что формирование культуры поведения и этикетному поведению уделяется мало внимания, как в семье, так и в дошкольных учреждениях. И поэтому мне захотелось более углубленно познакомить детей с этикетом.

          Этикет слово французского происхождения, одно из значений которого – церемониал. В 16 веке «этикет» означал свод правил поведения при дворе французского короля. В наше время этикет – это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства. В настоящее время основными правилами этикета можно назвать следующие: проявление уважения к окружающим людям, стремление не ставить их в неудобное положение и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой.

          Мы не всегда можем руководствоваться правилами этикета, но, зная его, яснее осознаем пути развития культуры своего поведения. В ситуациях, когда одни этикетные правила противоречат другим, мы выбираем те, которые представляются нам наиболее разумными. Например, мы знаем, что столовый этикет предписывает пользоваться ножом и вилкой, но как мы поступим, оказавшись в доме, хозяева которого – в силу каких-то причин – не придают этому значения и не подали ножи? Надо ли требовать нож, чем поставим в неудобное положение хозяйку, или принять те правила, по которым живут в этом доме? Или другая ситуация. Мы не умеем пользоваться с толовыми приборами, но пришли в дом, в котором неукоснительно придерживаются правил столового этикета. Что делать? Желательно изучить современный этикет, и начинать это следует в детском возрасте.

           Формирование основ поведенческой культуры происходит следующим образом: мы должны дать ребенку:

  1. знание правил этикета;
  2. понимание его разумности и необходимости;
  3. умение применять его практически;
  4. эмоциональное переживание от его выполнения.

          Знать и уметь соблюдать правила этикета надо, а чтобы они вошли в привычку, обучать детей этому необходимо с самого раннего возраста.

          Педагогические подходы к обучению детей правилам современного этикета включают:

  1. Позитивный настрой.
  2. Пример взрослых ( прежде всего, воспитателя).

Ребенок оценивает взрослых. Зная нормы этикета, воспитатель имеет возможность осознанно строить свое профессиональное поведение и создавать условия, способствующие успешному воспитанию детей.

  1. Связь с семьей.

Это условие позволяет выработать единство требований к ребенку. Совместно усилия родителей и педагогов наиболее эффективно могут влиять на культурное развитие детей. Ведь основы нравственного воспитания закладываются в семье. Где вырос человек, какой стиль общения был принят у него дома, насколько внимательно и бережно он относится к людям.

          В ходе работы мы придерживались следующих способов педагогического воздействия на детей при обучении правилам этикета: приучение, упражнения, организация воспитывающих ситуаций, поощрение, пример для подражания, словесные методы. Самый лучший способ привить детям хорошие манеры – постоянно показывать им пример

          Своим примером я старалась показать детям, что этикет начинается с внешнего вида. Недаром говорят: «Встречают по одежке, провожают по уму».

Следила за тем, чтобы моя речь была грамотна, культурна и безупречно вежлива.

          Существует множество разновидностей этикета, например, деловой, семейный, столовый, подарочный и т.д. Но мне захотелось заострить свое внимание на двух разделах: культура еды, культура общения (речь).

          Общение – основное условие развития ребенка. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различные положения. Основой культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Непременное условие культуры общения - это формирование у детей открытости, доверия и дружелюбия.

Качеством общения человека с человеком является вежливость. Культура общения – это не только вежливость, но и тактичность Это человеческое качество, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место.
         Учтя все вышесказанное, работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения осуществляла в двух направлениях: формирование представления о нравственных нормах поведения и накопление практического опыта. Использовала различные методы и приемы, такие как беседы по сюжетным картинкам, кукольный театр, игры-инсценировки, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, этические беседы. Детям очень нравится обыгрывать и решать проблемные ситуации: «Каким я хочу видеть себя», «Найди хорошие слова…», №Какие бывают поступки», «Сколько хороших дел можно сделать за пять минут» и т.д.  

          Обыгрывали их с помощью игр-драматизаций, таких как: «Медведь - Невежа»,  «Маша обедает», «Капризка», «Угощение», «Что такое хорошо, что такое плохо»;  сюжетно-ролевых игр: «Кафе», «Гости», «Парикмахерская», «Магазин».

          Я намеренно создавала ситуации, а потом наблюдала, как дети находят выход из них, просила объяснить сделанный выбор, доказать свою правоту, вступала в игру, когда видела, что дети не могут самостоятельно разрешит спор. Очень понравились детям стихи о вежливых словах, они с удовольствием их заучивают.

          Совместно с детьми придумали и сделали игру, которая помогает дежурным сервировать стол. Утром с дежурными обговариваем меню, подбираем нужную карточку со схемой сервировки, благодаря этому дети лучше усвоили правила сервировки стола.

          Главным средством общения является язык, речь, слово, воспитание культуры речи. Каждодневно закреплялись с детьми принятые формы приветствия, обращения друг к другу, формы благодарности, извинения.

         Работа, проводимая в детском саду по формированию у детей культуры общения, наиболее результативна только тогда, когда находит продолжении е в семье.

          Работая над своей темой, пришла к выводу, что вежливость не рождается сама собой, ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Ибо основа этикета – воспитанность, вежливость, уважительное отношение к себе и к окружающим.

          Дети стали больше понимать значение этикета, используют эти знания в повседневной жизни. В своей речи чаще стали употреблять вежливые слова, умеют слушать собеседника. В общении между собой не допускают грубости, насмешек. Уважительно относятся к окружающим, заботятся о младших, помогают им, понимая, что они старше и многое умеют. В ходе проведенной работы дети научились чутко реагировать на оценку своих действий и поступков, правильно понимают эмоциональное состояние других.

          Хочется надеяться, что знания, полученные детьми, помогут им в далнейшей жизни.

         

         

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                           

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ОСНОВНЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОДЕЖДЕ ДЕТЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ САДУ».      

Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! А в одежде повседневной,         заниматься даже вредно!

Физкультурные занятия – основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям.

Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематическом осуществлении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, выполнение которых обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепление здоровья ребенка, приобретение им правильных двигательных навыков, воспитание физических качеств и эмоционально-положительного отношения к физкультуре и спорту, всестороннее развитие личности.

Физкультурное занятие обязательно требует соблюдения техники безопасности  при его проведении. Одним из обязательных условий её соблюдения является наличие  спортивной формы у детей.

 Ребенок получает полное физическое развитие, учится ползать, бегать, лазать. Чтобы вашему ребенку было удобно,  необходимо приобрести: футболку, шорты, чешки (носки с прорезиненной подошвой), носочки для занятий в помещении; удобную спортивную одежду и спортивную обувь (кеды, кроссовки) для занятий на улице.

  Родителям и воспитателям нужно помнить, что во время физических упражнений повышается потоотделение, поэтому если ребенок наденет шорты на колготки, он вспотеет, в связи с этим основным  требованием при проведении физкультуры в помещении является обязательное одевание носочков. Так же следует знать, что в этой же одежде, в соответствии с санитарными требованиями, нельзя находиться далее в групповой комнате, то есть у вашего ребенка должна быть специальная форма для занятий физкультурой, которая одевается непосредственно перед занятием и снимается после него.                                                             Одежда  детей должна быть чистая, сухая, из материалов, обладающих хорошей тепло – проводимостью, соответствовать размеру ребенка и не стеснять его движений. Обувь должна соответствовать размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение, быть лёгкой и удобной, подошва – мягкой и гибкой.                                                                           Спортивная форма для занятий в помещении:

1.Футболка. Футболка должна быть изготовлена из несинтетических, дышащих материалов, без декоративных элементов, отвлекающих внимание детей. Желательно, чтобы у всех детей группы были футболки определённого цвета.
Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

2.Шорты. Шорты должны быть неширокие, не ниже колен.
Многие дети приходят на занятие в бриджах, что мешает им выполнять основные виды движения, такие как прыжки, бег, упражнения на растяжку и т.д.

3.Обувь. Необходимо иметь чешки или носки на прорезиненной подошве,  они не скользят при выполнении упражнений. За счет тонкой подошвы дети невольно проводят профилактику плоскостопия.

4.Носочки. Носки лучше не слишком теплые, предназначенные для частых стирок. Желательно подобрать их по цвету под физкультурную форму.

Давайте приучать детей к спорту вместе и правильно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

Значение нравственного воспитания детей. Методы формирования нравственных ценностей у детей дошкольного возраста....

«Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

Помещаю свой опыт работы в помощь другим педагогам. Этот материал я использовала на конкурсе "Воспитатель года"...

"Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста"

Cколько написано в мире статейИ сколько прочитано лекций умныхО том, как воспитывать наших детей,Пытливых, добрых, смешных и шумных.Советы несутся со всех сторонПишут ученые и писателиИ методисты и во...

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста

РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Картотека дидактических игр по формированию культуры поведения у детей дошкольного возраста

Материал направлен на воспитание у детей дошкольного возраста культуры поведения....

Консультация «Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста»

laquo;Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания» -  В. А. Сухомлинский....

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста.

1. ВведениеЦели,задачи.Актуальность темы.Поисковая работа.Предполагаемые результаты.2.Содержание       3.Заключение.3.1 Результаты работы.4.Литература.5.Приложения.5.1 Ко...