Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Составление "Воспитательного плана действий"
методическая разработка на тему

Ганюк Инга Юрьевна

Как одному воспитателю справиться с задачами воспитания, не отвлекаясь на них специально, ведь у педагога есть и своя программа работы с группой?  Для приостановления и последующего постепенного уменьшения числа случаев нарушений поведения необходимо разработать оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным ребёнком, инструментом которого является «Воспитательный план действий».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._1_dokument_shagi.docx18.16 КБ
PDF icon 2_dokument_vospitatelnyy_plan_deystviy.pdf191.89 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика личностных расстройств у детей

дошкольного возраста

Составление «Воспитательного плана действий»

    Важно строить взаимодействие с ребёнком так, чтобы его Я становилось сильнее, необходимо демонстрировать уважительное внимание к проявлениям его личности, давать справедливую оценку его поступкам и при этом оставаться в позиции безусловного принятия ценности его как Личности. Ног в группе не один ребёнок, дети в дошкольном учреждении живут по правилам и должны выполнять определённые процедуры. Как одному воспитателю справиться с задачами воспитания, не отвлекаясь на них специально, ведь у педагога есть и своя программа работы с группой?  Для приостановления и последующего постепенного уменьшения числа случаев нарушений поведения необходимо разработать оптимальную стратегию и тактику общения с конкретным ребёнком, инструментом которого является «Воспитательный план действий».

   «Воспитательный план действий» - это индивидуальная исследовательско-коррекционная программа работы воспитателя с конкретным ребёнком, имеющим проблемы с поведением.

    Пять шагов «Воспитательного плана действий»:

  1. Наблюдение и описание поведения проблемных детей.
  2. Обнаружение скрытой цели нарушения поведения.
  3. Выбор техники педагогического вмешательства.
  4. Разработка стратегии и тактики поддержки ребёнка для повышения его самоуважения и развития самости.
  5. Включение родителей и коллег-педагогов в реализацию «Воспитательного плана действий».

  «Воспитательный план действий» - это диагностический, коррекционный и воспитывающий инструмент, обучающий педагога находить ответы на проступки ребёнка, ответы научно обоснованные, а не спонтанные, «естественные». Каждый из пяти шагов приближает педагога к правильному выбору.

                   Учимся описывать поведение ребёнка

    Прежде чем определить мотив поведения ребёнка и избрать тактику воспитательного воздействия, необходимо научиться точно собирать факты и формулировать, что, собственно произошло.

Рецепт точности описания поведения ребёнка:

1.Собирайте и точно формулируйте факты.

   Качественное описание поведения ребёнка включает: точное указание того, ЧТО делает ребёнок, нарушая поведение, КОГДА, ГДЕ и КАК ЧАСТО он обычно это делает.

2.Избегайте субъективных оценок.

   ЧТО делает ребёнок, должно быть кратко сформулировано без субъективных добавлений, украшений. Взрослый видит нарушения поведения сквозь призму своих эмоций или призму несоответствия этого поведения ожидаемому или должному. Будьте объективны. Описывайте только то, что вы сами наблюдали, иначе вы рискуете поддаться чужим влияниям и описывать рассказы других людей об этом ребёнке.

3.Регистрируйте частоту поведения.

   Объективное описание поведения включает также информацию о том, КАК ЧАСТО возникает подобное поведение. Когда у вас возникают трудности с определённым ребёнком, возникает иллюзия, что это поведение является ЧАЩЕ чем на самом деле. Например, вам кажется, что Наташа «всё время» отбирает игрушки у других детей. Но если «задокументировать» её поведение в течение нескольких дней, взрослый удивится, обнаружив, что она только 3 раза взяла без спроса куклу и что это кукла Тани.

    Использование слов  «редко», «обычно», «часто», «временами», «постоянно», «однажды», «никогда», «всегда»  не внесёт ясности в описание поведения ребёнка, так как эти слова означают для разных людей разные вещи.

    Нет способов изменить «невыносимое» поведение. Но есть техники, чтобы помочь Наташе просить разрешения поиграть чужой куклой или Лене не задирать других ребят во время прогулки. Речь идёт о том, как научить ребёнка просить разрешения поиграть чужой игрушкой или попроситься в игру к другим детям. Речь идёт о формировании социальных навыков и умений.

4.Удвойте объективность.

    Вот простой способ проверить, объективно ли вы описываете поведение ребёнка. Если ваши слова описывают то же, что можно показать с помощью видеокамеры или диктофона ваше описание точно. Никакая воспроизводящая техника не может зафиксировать такие вещи, как «неуважительное» поведение или «необщительность».

Уберите их из вашего описания. Описывайте поведение, которое мешает вам более всего: что это, когда и как часто оно возникает. Старайтесь точно цитировать детей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста.

Особая острота проблемы связана с тем фактом, что личностные расстройства у дошкольников очень часто происходят из нарушенных внутрисемейных отношений. Поэтому опытные воспитатели и психологи интуитив...

методичка по теме самообразования "Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста".

Эффективные практические советы по коррекции поведенческих проблем и профилактике личностных расстройств детей старшего дошкольного возраста. Применяю на практике. Помогает!...

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

5-7 лет -это возраст возникновения личностных растройств.  В данной статье расматриваются не все  личностные расстройства, а  лишь те, которые в психотерапевтической литературе  от...

Конкурс образовательных инициатив Мастер - класс для педагогов ДОУ "Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использование арт - педагогических техник".

"Профилактика эмоциональных расстройств у детей дошкольного возраста через использованиеарт-педагогических техник".(в рамках региональной научно – практической конференции «Итоги и перспективы введени...

Презентация "Личностные расстройства у детей дошкольного возраста и их профилактика"

Презентация "Личностные расстройства у детей дошкольного возраста и их профилактика"...

Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста

Презентацию "Профилактика личностных расстройст у детей дошкольного возраста" можно использовать при проведении группового консультирования воспитателей"....

«Логоритмика как профилактика и преодоление речевых расстройств у детей дошкольного возраста»

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи"...