«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»
статья по теме

Кураева Надежда Дмитриевна

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opit_raboti.docx97.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

                                         В.А.Сухомлинский. 

Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ЗПР сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

У детей с ЗПР наблюдается нарушение различных сторон речи. Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

Развивая мелкую моторику, то есть тонкие движения пальцев рук, мы, таким образом, стимулируем речевой центр, развиваем речь.

Важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики рук. На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, каких либо занятий.

Нарушение тонкой моторики у старших дошкольников с ЗПР затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

Существует несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей.

Существуют различные игры, цель которых развитие мелкой моторики у детей.

Пластилин или тесто для лепки

При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

Игры-шнуровки

В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

Доски Сегена (Вкладыши)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребёнок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки

Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребёнка.

Благодаря такому театральному реквизиту, как пальчиковые куклы или куклы-перчатки можно не только устроить кукольный спектакль с участием ребёнка, но и отлично потренировать пальчики.

Пальчиковые игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение.

На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга

Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество.

В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др.

Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Одним из видов технического творчества является конструирование.

По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является конструирование из природного материала.

Мотивация успешности при использовании природного материала сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как факто удержания внимания. В связи с этим я разработала цикл занятий по развитию технического творчества детей, которые учитывали характерные особенности детей с ЗПР и способствовали более результативному обучению и развитию.

Это и определило тему работы – «Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом».

Исходя из этого, была определена цель: создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи к овладению письмом посредством использования природного материала.

Для достижения цели, были определены задачи:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • развивать психические процессы: логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей;
  • формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.

1 этап работы.

Согласно данным психологов и физиологов у детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей 5-6 лет недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри.

В основу опыта положено соблюдение следующих требований к организации процесса развития мелкой моторики у детей (через фольклор, использование природного материала):

Для того, чтобы определить план работы, необходимо было провести диагностику. В ходе диагностики с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, сначала показывала еще раз, ребенок пытался повторить.

Для диагностики уровня переключаемости ребенка давала следующие задания:

  • Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  • «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
  • «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  •  «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  • Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  • «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)
  • Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.
  • Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

Кроме пальчиковых упражнений использовались также различные графические упражнения:

  • Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
  • Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линей.
  • Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

В ходе выполнения заданий выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела.

Проанализировав данные диагностики, я разработала перспективный план развития мелкой моторики детей от 3 до 7 лет средствами фольклора и природного материала (Приложение 1).

Были подобраны комплексы пальчиковой гимнастики, в том числе  на основе фольклорных произведений (Приложение 2).

Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений:

  • упражнения на нелинованной бумаге;

Эти упражнения проводятся   с постепенным усложнением заданий. Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем изображения должны быть крупнее. Обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам; штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаю различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям даю задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что, все задания выполняются в красочных тетрадях.

  • Упражнения на тетрадном листе в крупную клетку В тетрадях в крупную клетку выполняют задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.  

К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

В своей работе я использую различные формы  работы на развитие мелкой моторики рук:

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, паралона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  • Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка…
  • Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
  • игры с пальчиками с речевым сопровождением;
  • пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс);
  • графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
  • кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов.

Последний пункт наиболее интересен детям и мне, а кроме того, дает положительный эффект: это способствует не только развитию мелкой моторики рук, но развитию воображения, фантазии ребенка, приобщению к прикрасному.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п. Поэтому в работе с природным материалом все это надо учитывать.

Формы работы на речевой развитие:

  • Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением (фольклорные произведения);
  • Демонстрация воспитателем пальчиковой игры (выразительное исполнение текста, движений);
  • Разучивание с детьми элементов движений сначала одной, затем другой рукой без стихотворного сопровождения;
  • Выполнение наиболее сложных элементов движений обеими руками одновременно без стихотворного сопровождения;
  • Выполнение движений со стихотворным сопровождением;
  • Закрепление материала при многократном повторении при условии интереса и желания детей (средний – старший возраст);
  • Коллективные игры-забавы старших дошкольников.

Очень важным моментом работы является то, что практически вся работа по развитию мелкой моторики, речевого развития, работа с природным материалом проводится с небольшими подгруппами детей или индивидуально. И это не случайно, в группе находятся особенные дети – дети с задержкой психического и речевого развития, требующие индивидуального подхода, индивидуальной работы.

И вот здесь работа с природным материалом является наиболее приемлемой. Дети любят мастерить, перебирать мелкие предметы, играть с листочками, шишками, орешками и т.д. И своей задачей на данном этапе видела превратить, казалось бы, бессмысленные манипуляции в полезное, интересное занятие.

Поистине волшебным является мир природы. Зимой и летом, весной и осенью не перестает она удивлять нас и очаровывать. Природа была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы.

Природа просто своим присутствием воспитывает в человеке чувство доброты, порядочности, гуманистическое отношение ко всему окружающему миру. Познание законов гармонии и красоты природы помогает человеку осознать ее как непреходящую, истинную ценность.

Способы вовлечения дошкольников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность.

Мир природы - нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый.  Поэтому всю работу  распределяю по временам года. Вместе с Зимой учимся делать забавные игрушки. Весна-красна откроет секреты трав шелковых и украшений из плодов. Лето научит правильно засушивать листья и травы. Щедрая Осень покажет, как из семян выкладывать мозаику. Но для этого нужно познакомиться, прежде всего, с правилами безопасности при работе с природными и бросовыми материалами, подготовить необходимые инструменты для работы с дарами природы.

В легких изгибах листьев, в их грациозном очаровании прячется волшебная тайна. Это может быть лопоухий кролик, или неуклюжий медвежонок с бочкой меда, или веселый малыш, или просто красивый цветочный букет.

У нас получилась целая выставка, которую мы назвали «В гостях у сказки». Чинно шагают три медведя по лесу. Рядом присела на ветке сказочная жар-птица. Весело катится хорошо известный всем малышам Колобок. Резвится под пальмой озорная мартышка, над ней жарко печет солнце из красных листьев клена. А когда осень закончилась и красивых засушенных листочков больше не осталось, мы попробовали поимпровизировать с тканью, кружевом, бумажными салфетками. И у нас появилась новая выставка – «Зимние фантазии».

Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью создаются природные мастерские. Природную мастерскую можно организовать в уголке труда или в общей групповой комнате. В ней все может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливают ракушки.

Природный материал (семена культурных растений, распилы сухих деревьев разного диаметра, палочки) использованы в опыте как трафареты для создания образов фольклорных произведений на листе бумаги, а также для выкладывания предметов, животных, орнаментов, изготовления панно. Это богатый материал для развития не только мелкой моторики и речи, но и для развития творческого воображения.

Работа с природным материалом строится мною в следующем порядке:

  • Подготовка материала для работы с детьми (окраска семян растительными красителями, систематизация материала по цвету, форме, размеру);
  • Знакомство детей с материалом (Рассказ воспитателя о материале, обследовательские действия детей);
  • Показ воспитателем вариантов возможного использования материалов. Создание мотивации на действия с материалом;
  • Разнообразные игры детей с материалом;
  • Выполнение заданий по образцу;
  • Творческие задания на создание образов (дорисовка, оживление рисунков, выкладывание изображений, создание панно).

Наиболее часто для поделок использовались:

  • Шишки. Плоды хвойных деревьев — шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека.
  • Хвоя. Для поделки игрушек, например ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года.
  • Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы Деда-мороза. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком.
  • Желуди. Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой — плюской. Желуди созревают поздно осенью, в сентябре — октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку — из маленького, круглого.
  • Ветки. Разнообразные ветки используются в поделке для некоторых частей: рук, ног, шеи и т. д. Для изделий лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.
  • Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных и птиц или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которым необходимо учить детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука, голову жеребенка.
  • Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода.
  • Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки.
  • Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с этим материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.
  • Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.
  • Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п. Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли" (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, с. 258).

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу.

Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.

Для работы по развитию мелкой моторики мною разработана циклограмма работы по неделям (Приложение 3)

Дети с удовольствием участвуют в работе по созданию работ для выставок, которые мы представляем как в учреждении, так и на городском уровне – в Доме-музее народного творчества им. П.Комарова

Мы с детьми показываем открытые занятия, на которых демонстрируем свои умения и навыки.

Я создала персональный сайт в социальной сети работников образования, где делюсь опытом своей работы.

Отправляю детские работы на конкурсы различного уровня, в том числе на международный образовательный портал МАААМ

Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. В группе на свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик предлагаю детям:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы - вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • пробки от пластиковых бутылок: красные, синие и зеленые - для звукового анализа, всех цветов радуги - для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине - для нанизывания бус;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) - для завязывания узлов и с уже завязанными узлами - для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры - для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые - для развития координации движений пальцев рук;
  • коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • кастаньеты - для отстукивания ритмов;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам - для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами - пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
  • моталки - веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи - для самомассажа кистей.

Опыт моей работы интересует коллег, поэтому я все время стараюсь поделиться им. Готовлю консультации, даю рекомендации (Приложение 4).

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в способствовала совершенствованию:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
  • пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности.

Об этом говорят данные проведенного мониторинга – динамика достижений воспитанников:

Развитие мелкой моторики

Начальный период

Итоговые данные

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Старшая группа

10%

50%

40%

25%

45%

30%

Речевое развитие

Начальный период

Итоговые данные

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Старшая группа

0%

50%

50%

15%

55%

30%

У детей снизилась утомляемость, повысилась работоспособность, активизировались мыслительные, психические процессы. Дети стали более открытыми, активными, повысилась коммуникабельность –  дети научились работать в коллективе, общаться.

По итогам проведенной работы можно сделать выводы, что при систематической, целенаправленной, последовательно организованной коррекционной работе можно добиться положительных результатов.

Список используемых источников

Аксенова М. Развитие тонких движений рук у детей с нарушениями речи. // Дошкольное воспитание. 1990 - № 8 - С.62.

Бабаева Н. У школьного порога. М., 1992.

Баренцова Н. Готовим руку к письму. // Дошкольное воспитание. 1996 - №2 - С.89.

Богатеева 3. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием. // Дошкольное воспитание. 1987 - №8 С.49-53.

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). - СПб.: "Паритет", 2005.

Борякова.Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. - М.: "Гном-Пресс", 2000.

Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: 1982.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. – М.: Просвещение, 1991.

Давыдова Г.Н.  Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.: Скрипторий, 2007.

Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы – М.: Скрипто-рий, 2008.

Каше Т.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. Москва. Просвещение.

Любина Г. Рука развивает мозг. // Дошкольное воспитание, 2003; № 4, с.32 - 36.

Новотворцева Н.В. Учимся писать, обучение грамоте в детском саду. "Академия развития", 1998.

Объёмная аппликация / из опыта работы Петровой И.М. – СПб: Детство-Пресс, 2006.

Синицына Е. Умные пальчики. М., 1998.

Ткаченко Т.А. Использование физкультминуток для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. // Дошкольное воспитание. 1986 - №3 - С.36.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить. // Дошкольное воспитание. 1988 - №9 С.81-82; 1989 - №10 С.94-95.

Утенко И.С., Утенко Л.М. Флористика. Сухие букеты и композиции в нашем доме. – СПб: Золотой век, 2003

Фомина Л.В. Роль движений рук и моторной речи ребенка. // Проблемы речи и психолингвистики. - М.: МГПИИЯ, 1971. – С.36-40.

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Н. Новгород.: Флокс, 1995. - 32с.


1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...

Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития на занятиях по физической культуре

Комплексная целенаправленная работа по физическому воспитанию таких детей позволит скоррегировать отклонения в их физическом развитии и составит существенное звено в коррекции психических функций...