Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Занятие №2
материал на тему

Эмоции и их виды.

Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum._zanyatie_no2.docx152.51 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ №2

«Эмоции и их виды.

Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников»


    Вся наша жизнь сопровождается эмоциями - мы удивляемся, радуемся, тревожимся, грустим. Кто-то привык проявлять свои эмоции, кто-то склонен держать их под контролем, но главное что мы способны их переживать. Невозможно почувствовать настоящую радость без ощущения радости, осознать потерю близкого человека без боли утраты. Через свои эмоции мы проживаем жизнь и если с ними что-то не так мы теряем способность быть в этом мире по-настоящему.

     Эмоции - психические процессы, отражающие оценку ситуации для человека в плане удовлетворения его актуальных потребностей, и протекающие в форме субъективных переживаний и физиологических реакций.

     Эмоции основаны на прошлом опыте. Они заставляют нас действовать и реагировать исходя из прошлого опыта, вместо того чтобы отвечать на обстоятельства настоящего. Они уменьшают степень нашей ответственности – нашу способность реагировать и делать различия. Когда наши эмоции накалены до предела, нас можно посадить на рельсы, и мы не заметим надвигающегося на нас поезда. Эмоции могут полностью завладеть нами. Часто неосознанно именно они управляют нами, а не наоборот. Все эмоции берут начало из одного источника – желания, чувства обделенности чем-либо.

     Есть только один момент времени, когда мы можем работать над своими эмоциями – сейчас. Когда наш разум способен переносить нас в прошлое или в будущее, которое мы называем временем, мы можем получить доступ к своим эмоциям и изменить их только в настоящем.

     Эмоции имеют две стороны – объективную (человек, испытывающий эмоции может улыбаться, хмуриться, плакать, дрожать, у него меняется частота пульса, ритм дыхания и т. д.), а также субъективную – внутренние мысли и переживания человека по поводу тех или иных событий.

      Объективную сторону эмоций можно зафиксировать на полиграфе.

 http://www.no-stress.ru/files/image/Emotion%20-01.JPG

Классификация эмоций

 http://www.no-stress.ru/files/image/Emotion%20-02.JPG


 По знаку:

Эмоции делятся на положительные и отрицательные. Примером первых является радость и интерес, примером вторых – страх, гнев, ярость.

 

По интенсивности и длительности:

http://www.no-stress.ru/files/image/Emotion%20-03.JPG

Настроение– устойчивое эмоциональное состояние человека, окрашивающее в течение некоторого времени все его переживания. В отличие от чувств настроения не имеют явной направленности на какой-то объект.

 

Эмоция (в узком смысле слова) - переживание, возникающее у человека в ходе удовлетворения актуальной потребности.

 

Чувство - высшая, культурно обусловленная эмоция человека, связанная с определенным объектом. Чувство играет мотивирующую роль, направляя активность человека в определенном направлении.

Высшие чувства человека принято делить на нравственные, эстетические и интеллектуальные. Интеллектуальные чувства — чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, а также творческой деятельности в различных видах искусства, науки и техники. Нравственные чувства — чувства, в которых отражается отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением человека, его мыслями, идеями, принципами и традициями (чувство долга, патриотизма, любви к Родине). Эстетические чувства — это чувства, возникающие у человека в связи с удовлетворением или неудовлетворением его эстетических потребностей. К ним относятся чувства прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного и т. д.

 

Страсть - чисто человеческое эмоциональное состояние. Это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета.

 

Аффект – интенсивная, но кратковременная эмоциональная вспышка, захватывающая всю психику человека. Аффект приводит к утрате человеком чувства реальности, навязывая ему необходимость выполнения определенных действий, что сопровождается видимыми изменениями в его поведении. Чаще всего это негативные состояния, которые приводят к бурной эмоциональной разрядке и влекут за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.

 

По степени мобилизации организма:

Эмоции по воздействию на организм делят на стенические, которые активизируют организм и поднимают настроение (гнев, ярость, восторг), и астенические (тоска, печаль, грусть, стыд), расслабляющие человека и подавляющие активность организма.

 

По специфическому содержанию (модальности):

Радость  положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. В её основе лежит переживание чувственного удовольствия. У человека радость – социальное чувство, проявлением которого является улыбка. Эмоция радости важна для психического и соматического здоровья человека.

Удивление – не имеющее четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Оно вызывается резким изменением обстановки и может вызывать последующие позитивные эмоции – если обстоятельства оказались благоприятны, или негативные. 

Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информации о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Печаль – негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разлука, разочарование).

Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта, и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения важных для субъекта потребностей.

Отвращение – отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение –отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх –отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности. Страх отличается от тревоги. Особую группу составляют социальные страхи, мешающие человеку нормально адаптироваться в обществе. Различение таких понятий, как страх, тревога, испуг, паника, фобии и т. д.

Стыд –отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

 

Прежде чем выполнить упражнение «Поговорим о чувствах», я хочу вам прочитать сказку о чувствах.

СКАЗКА о чувствах

     Говорят, что однажды собрались в одном уголке земли вместе все человеческие чувства и качества. Когда СКУКА зевнула уже в третий раз, СУМАСШЕСТВИЕ предложило: – А давайте играть в прятки!? ИНТРИГА приподняла бровь: – Прятки? Что это за игра? СУМАСШЕСТВИЕ объяснило, что один из них, например, оно, водит, закрывает глаза и считает до миллиона, в то время как остальные прячутся. Тот, кто будет найден последним, станет водить в следующий раз и так далее. ЭНТУЗИАЗМ затанцевал с ЭЙФОРИЕЙ, РАДОСТЬ так прыгала, что убедила СОМНЕНИЕ, вот только АПАТИЯ, которую никогда ничего не интересовало, отказалась участвовать в игре. ПРАВДА предпочла не прятаться, потому что, в конце концов, ее всегда находят, ГОРДОСТЬ сказала, что это совершенно дурацкая игра (её ничего кроме себя самой не волновало), ТРУСОСТИ очень не хотелось рисковать. – Раз, два, три, – начало счет СУМАСШЕСТВИЕ. Первой спряталась ЛЕНЬ, она укрылась за ближайшим камнем на дороге, ВЕРА поднялась на небеса, а ЗАВИСТЬ спряталась в тени ТРИУМФА, который собственными силами умудрился взобраться на верхушку самого высокого дерева. БЛАГОРОДСТВО очень долго не могло спрятаться, так как каждое место, которое оно находило, казалось идеальным для его друзей: Кристально чистое озеро? Для КРАСОТЫ. Расщелина дерева? Так это для СТРАХА. Крыло бабочки? Для СЛАДОСТРАСТИЯ. Дуновение ветерка? Ведь это для СВОБОДЫ! Итак, оно замаскировалось в лучике солнца. ЭГОИЗМ, напротив, нашел только для себя теплое и уютное местечко. ЛОЖЬ спряталась на глубине океана (на самом деле она укрылась в радуге), а СТРАСТЬ и ЖЕЛАНИЕ затаились в жерле вулкана. ЗАБЫВЧИВОСТЬ, даже не помню, где она спряталась, но это не важно. Когда СУМАСШЕСТВИЕ досчитало до 999999, ЛЮБОВЬ все еще искала, где бы ей прятаться, но все уже было занято. Но вдруг она увидела дивный розовый куст и решила укрыться среди его цветов. – Миллион! – сосчитало СУМАСШЕСТВИЕ и принялось искать. Первой оно, конечно же, нашло ЛЕНЬ. Потом услышало, как ВЕРА спорит с Богом, а о СТРАСТИ и ЖЕЛАНИИ оно узнало по тому, как дрожит вулкан, затем СУМАСШЕСТВИЕ увидело ЗАВИСТЬ и догадалось, где прячется ТРИУМФ. ЭГОИЗМ и искать было не нужно, потому что местом, где он прятался, оказался улей пчел, которые решили выгнать непрошеного гостя. В поисках СУМАСШЕСТВИЕ подошло напиться к ручью и увидело КРАСОТУ. СОМНЕНИЕ сидело у забора, решая, с какой же стороны ему спрятаться. Итак, все были найдены: ТАЛАНТ – в свежей и сочной траве, ПЕЧАЛЬ – в темной пещере, ЛОЖЬ – в радуге (если честно, то она пряталась на дне океана). Вот только ЛЮБОВЬ найти не могли. СУМАСШЕСТВИЕ искало за каждым деревом, в каждом ручейке, на вершине каждой горы и, наконец, он решило посмотреть в розовых кустах, и когда раздвигало ветки, услышало крик. Острые шипы роз поранили ЛЮБВИ глаза. СУМАСШЕСТВИЕ не знало, что и делать, принялось извиняться, плакало, молило, просило прощения и в искупление своей вины пообещало ЛЮБВИ стать ее поводырём. И вот с тех пор, когда впервые на земле играли в прятки... ЛЮБОВЬ слепа и СУМАСШЕСТВИЕ водит её за руку...

УПРАЖНЕНИЕ «Поговорим  о  чувствах»

    Разделитесь на пары. Мне хочется узнать, сколько слов, обозначающих различные чувства, вы можете назвать за одну минуту. Каждый раз, когда один из вас будет называть какое-то чувство, о котором ранее не шла речь, второй должен будет громко считать. 

    Это выглядит примерно так: один из партнеров говорит: «Любовь», другой считает: «Один», затем вновь первый говорит: «Гнев», а второй считает: «Два», и т. д. 

    Через минуту спросить, какая пара назвала больше всех чувств…

    А теперь скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытывали вчера, когда вы вернулись с работы… (30 секунд.)

    Скажите, какие чувства вы испытывали, когда последний раз что-то сломали… (30 секунд.)

    Дайте еще пару заданий подобного рода, соответствующих уровню развития детей. Если во время ответов Вы заметите у кого-то из отвечающих скованность и смущение, не настаивайте, давайте слово другим. В конце концов, своими чувствами люди делятся обычно только с близкими и друзьями.

    Анализ упражнения: 

    — С кем вы говорите о своих чувствах?

    — О каких чувствах вам бывает легче говорить?

    — О каком чувстве вам говорить труднее?

    — Какое чувство нравится вам больше других?

    — Какое, по-вашему, самое неприятное чувство?

    — Почему важно, чтобы мы могли говорить о своих чувствах?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД

 «Король Боровик не в духе»

Руководитель  читает стихотворение, а участники действуют согласно тексту.

Шел король Боровик,
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком,
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД

«Соленый чай»

     Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.
    Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
    Выразительные движения. Голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен - ребенок выглядит так, словно он подавился и сплевывает.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТЮД

«Ласка»

     Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок»

     Наша жизнь немыслима без общения. Человек – существо социальное, вне общества его жизнь в большинстве своем не имеет значения. Общение представляет собой  сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

     В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

     Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного человека к  другому.

     Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего человек вступает в акт общения?». Цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

     Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи.

     Общаться люди могут с помощью словесных (вербальных) средств и бессловесных (невербальных). К словесным относится устная и письменная речь, а к бессловесным – сопровождающие жесты, мимика, темп, тембровая окраска голоса говорящего, дикция. Очень важны при общении и такие невербальные средства, как положение участника разговора в пространстве, активная или скупая жестикуляция, внешний вид и даже запах. Вербальную информацию индивид воспринимает с помощью разума, а невербальную он подчас способен понять лишь интуитивно. Таким образом, общение – это комплекс разных средств и способов, которыми человек пытается донести до собеседника или некоторого количества людей определенную информацию.

     Словесные средства общения  строятся по определенному принципу. Необходимо уметь и говорить, и слушать. Что такое общение вербальное? Это слова: сказанные и услышанные, написанные и прочитанные, наводящие на размышления, требующие обдумывания. С их помощью выражаются мысли или цели. Чтобы эти слова были понятны, нужно владеть не только грамотной речью и знать правила языка, но и уметь эффектно преподнести эти самые слова, где-то расставить акценты, где-то заострить внимание.

     Воспитатель – главное действующее лицо педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

     Успех воспитательного процесса во многом зависит от эмоционального контакта педагога с детьми. Важно, чтобы с первых дней дети почувствовали расположение к нему, уверенность в том, что в любой момент найдут у воспитателя поддержку и будут поняты. Хороший воспитатель заботится не только об условиях пребывания ребёнка в ДОУ, но и о душевном комфорте его родителей. Таким образом, воспитателю необходимо находить эмоциональный контакт не только с детьми, но и с их родителями и голос и его  богатство интонаций играют в нахождении психологического контакта с детьми и взрослыми ведущую роль.

     Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Педагогическое общение – это система взаимодействия педагога с детьми с целью оказания на них воспитательного воздействия, формирования педагогически целесообразных взаимоотношений и самооценки ребенка, создания благоприятного для психического развития микроклимата.

     В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения.


Стили общения


    Что же такое стиль педагогического общения, в чем его своеобразие, как он формируется? Об этом следует поговорить подробно. Для продуктивной коммуникативной деятельности педагог должен знать, что общение пронизывает всю систему педагогического воздействия, каждый его микроэлемент.

 
    Можно выделить следующие характеристики общения в процессе педагогической деятельности:

  •   общая сложившаяся система общения педагога и учащихся  

       (определенный стиль  общения);

  •   система общения, характерная для конкретного этапа педагогической

  деятельности;

  •   ситуативная система общения, возникающая при решении конкретной  

  педагогической и коммуникативной задачи.

     Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.  В стиле общения находят выражение:

  •   особенности коммуникативных возможностей учителя;
  •   сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;
  •  творческая индивидуальность педагога;
  •  особенности ученического коллектива.


    Причем необходимо подчеркнуть,
что стиль общения педагога с детьми - категория  социально и нравственно насыщенная. Она воплощает в себе социально - этические установки общества и воспитателя как его представителя.

     В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.


1. Авторитарный 
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что воспитатель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный воспитатель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д.Исследования показали, что такое поведение воспитателя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: "Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел". Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. Воспитатель последовательно предъявляет к воспитанникам  требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического.
 
2. Попустительский
Главной особенностью попустительского стиля руководства по сути дела является самоустранение руководителя из учебно-производственного процесса, снятие с себя ответственности за происходящее. Попустительский стиль оказывается наименее предпочтительным среди перечисленных. При попустительском стиле руководства воспитатель стремится, как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность детей, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Непоследовательный стиль характерен тем, что воспитатель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из описанных выше стилей руководства.

3.Демократический
Что касается демократического стиля, то здесь в первую очередь оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях. Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении дети не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении.

 
4. Общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью
В основе этого стиля - единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Ведь увлеченность совместным с детьми творческим поиском - результат не только коммуникативной деятельности воспитателя, но в большей степени его отношения к педагогической деятельности в целом. Театральный педагог М.О.Кнебель заметила, что педагогическое чувство "гонит тебя к молодежи, заставляет находить пути к ней..." Такой стиль общения отличал деятельность В.А.Сухомлинского. Этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-воспитательной деятельности. Увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск. Говоря о системе взаимоотношений педагога с воспитанниками, А.С.Макаренко утверждал, что педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деятельности. Необходимо формировать дружественность как определенный тон в отношениях педагога с коллективом.

5. Общение-дистанция
Этот стиль общения используют как опытные педагоги, так и начинающие. Суть его заключается в том, что в системе взаимоотношений педагога и детей в качестве ограничителя выступает дистанция. Но и здесь нужно соблюдать меру. Гипертрофирование дистанции ведет к формализации всей системы социально - психологического взаимодействия воспитателя и детей и не способствует созданию истинно творческой атмосферы. Дистанция должна существовать в системе взаимоотношений  воспитателя и детей, она необходима. Но она должна вытекать из общей логики отношений ребенка и педагога, а не диктоваться воспитателем как основа взаимоотношений. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога, строится на его авторитете. Превращение "дистанционного показателя" в доминанту педагогического общения резко снижает общий творческий уровень совместной работы педагога и учащихся. Это ведет к утверждению авторитарного принципа в системе взаимоотношений педагога с детьми, который, в конечном счете, отрицательно сказывается на результатах деятельности.
В чем популярность этого стиля общения? Дело в том, что молодые воспитатели  нередко считают, что общение-дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения в  педагогической среде. Но в большинстве случаев использование этого стиля общения в чистом виде ведет к педагогическим неудачам. Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а через взаимопонимание, в процессе совместной творческой деятельности. И здесь чрезвычайно важно найти как общий стиль общения, так и ситуативный подход к человеку. Общение-дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие педагоги, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой воспитатель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.


7. Заигрывание 
Опять-таки характерное, в основном, для молодых воспитателей и связанное с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление этого стиля общения вызвано, с одной стороны, стремлением молодого педагога быстро установить контакт с детьми, желанием понравиться группе, а с другой стороны - отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. А.С.Макаренко резко осуждал такую "погоню за любовью". Он говорил: "Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением... Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносит большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска... не должно быть в нашей жизни... Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред..."
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения, возникает в результате: а) непонимания педагогом стоящих перед ним ответственных педагогических задач;

 б) отсутствия навыков общения;

в) боязни общения с группой  и одновременно желания наладить контакт с детьми.

 
    В чистом виде стилей педагогического общения  не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.

     А сейчас я познакомлю вас с речевыми позициями воспитателя в общении с детьми.

«Наседка»

  • все делает за детей сама, опережает действия ребенка;
  • старается всем помочь, суетлива;
  • у «Наседки» каждый ребенок на виду;
  • в речи преобладают уменьшительно – ласкательные существительные, сюсюканье;
  • у «Наседки» дети всегда опрятные, чистые;
  • не дает детям самостоятельности.

Плюс позиции для родителей. У этого воспитателя дети всегда ухоженные, опрятные. Некоторый «+» для здоровья детей.

Минус: не формируется самостоятельность детей.

«Красная шапочка»

  • у «Красной шапочки» всегда хорошее настроение, на лице улыбка;
  • везде видит один позитив (дома все хорошо, на работе одна только помощь: всеобщая внешняя и внутренняя радость);
  • речь  эмоциональна, на повышенном тоне.

 Если ребенок обращается к «Красной шапочке» с просьбой о помощи в решении какой-либо проблемы, она всем  своим видом показывает, что не стоит обращать  на это внимание, ведь жизнь прекрасна.

Плюс:  своим примером показывает ребенку, как надо радоваться жизни и получать удовольствие.

Минус: в состоянии радости человек громко и эмоционально говорит, не замечая состояние других людей. Он не думает о том, что может помешать своей восторженной речью. Если ребенок находится в страхе или переизбытке от такой эмоциональной речи  отстраняется от воспитателя.

                                                                   

«Мальвина»

Девиз «Я все знаю лучше всех и все должны мне подчиняться», считает себя умнее всех;

  • любит учить, требует, чтобы все ее слушали;
  • не любит возражений, раздражается, когда ее не понимают;
  • никого близко к себе не подпускает;
  • делает много замечаний;
  • речь назидательная.

Минус: никого близко к себе не подпускает (если она даже любит какого – то ребенка, то ближе, чем на расстояние вытянутой руки она его не подпускает). Назидательная речь «Мальвины» не дает возможность передать знания детям. Нарушается взаимопонимание между воспитателем и ребенком.

«Снежная королева»

В эту позицию воспитатель чаще всего входит на утренниках, досугах.

  • увлечена собой, на детей обращает минимум внимания;
  • речь правильная, присутствуют нотки строгости;
  • безупречный внешний вид.

При общении с таким педагогом у ребенка занижается самооценка. Он видит, что по  сравнению со «Снежной королевой»  он далек от совершенства.

Минус: холодность при красоте, которая мешает взаимодействию между ребенком и взрослым. У детей не развивается творчество. При общении со «Снежной королевой» у ребенка занижается самооценка.

«Спящая красавица»

 Девиз: «Что воля, что неволя – все равно. День закончится и я пойду домой»

  • является антиподом «Красной шапочки»;
  • по натуре – пессимистка;
  • недовольство везде (дома одни проблемы, на работе один только контроль, внутри у «Спящей красавицы» нет жизненных сил);
  • безразличное отношение ко всему (не контролирует воспитательно – образовательный процесс);
  • речь неэмоциональная, невыразительная;
  • производит впечатление безразличного, усталого человека.

Минус: дети, как в зеркальном изображении переносят это поведение на свое собственное. У «Спящей красавицы» нет сил руководить детьми, а у детей появляется безразличие к окружающему (они не берегут книги, игрушки, начинают переносить свое безразличие к объектам природы, безразличие переносится на отношения со сверстниками).

«Карабас Барабас»

  • агрессивная натура;
  • стиль общения – позиция крика, силы, страха, наказания;
  • держит всех в страхе;
  • позитив отсутствует ( везде видит только отрицательное);
  • речь крикливая, приказная, упрек следует за упреком;
  • подавляет на корню любое возражение ребенка;

При общении с «Карабасом Барабасом» у ребенка  нарушаются моральные принципы поведения в обществе.

Минус: нарушаются моральные нормы поведения ребенка в обществе.

«Мэри Поппинс»

 Девиз: «Ничему не учить, не воспитывать специально, а создавать ситуации и условия, в которых ребенок захочет развиваться»

  • очень творческий человек;
  • не любит штампов;
  • для «Мэри Поппинс» главное – дети, она их хорошо знает;
  • детей специально не обучает, а развивает в игровой форме;
  • дети ее очень любят, а родители уважают;
  • речь спокойная, выразительная, образная.

Для «Мэри Поппинс» «Программа» не главное. Если видит, что дети с легкостью справляются – может усложнить, если нет – упростить. К каждому ребенку находит подход. Ведет глубокую предварительную работу к непосредственной образовательной деятельности.

ИГРА «Равновесие»

Все встают в круг, берутся за руки и рассчитываются на первый-второй.

Игроки под №1 наклоняются к центру, а игроки под №2 отклоняются назад, так что в целом возникает равновесие между всеми членами группы.

Если это получилось и все чувствуют себя устойчиво в таком положении, части круга меняются местами: №1 наклон назад, №2 – к центру круга.

Задание усложняется. Каждый игрок наклоняется все ниже и ниже. Группа должна самостоятельно найти темп, подходящий ей, при котором можно не нарушать равновесия и соблюдать синхронность. Во время игры нельзя разговаривать.

ИГРА «Дружелюбные требования»

Что бы ты сказал в следующих ситуациях:

1)Ты видишь нескольких играющих друг с другом ребят и хочешь включиться в игру...

2) Твоя подруга взяла у тебя книгу почитать и не возвращает ее обратно. Ты хочешь получить книгу назад...

3) Кто-то из ребят смеется над твоей новой прической...

4) Ты стоишь в магазине в очереди в кассу, а какая-то женщина пытается подойти без очереди...

5) Вы дома давно ни во что не играли все вместе. Ты узнал новую игру и хочешь, чтобы родители поиграли в нее вместе с тобой...

Инструкция: Временами все мы чего-то хотим от других людей. Например, хотим, чтобы они приняли нас в свою игру. Я, например, хочу, чтобы вы меня слушали, или чтобы вы достали тетради. Когда мы чего-то хотим от другого человека, мы можем выразить свое желание удачно или же не очень. Если мы тревожимся или робеем, то формулируем наши желания недостаточно ясно. Если мы чересчур решительны и напористы, то можем задеть чувства другого человека, оскорбить или обидеть его. Лучше всего, если мы высказываем свои требования ясно и дружелюбно. Сделать это можно, например, следующим образом... Мы смотрим человеку прямо в глаза, говорим спокойным и уверенным голосом и сразу начинаем с того, чего мы хотим, говоря, например: "Я хочу... Мне нужно... " Разумеется, мы не всегда слышим в ответ "да", и не всегда получаем то, чего хотим. Но если мы вовсе не пытаемся получить желаемое, то гораздо чаще оказываемся разочарованными и испытываем чувство собственной слабости и беспомощности. Мне хочется, чтобы вы сегодня поучились выдвигать свои требования ясно и дружелюбно.

Представьте себе, что вы пришли за покупками в магазин, и продавщица неполностью дает вам сдачу. Что вы ей скажете? (Обсудите с детьми различные эффективные и неэффективные варианты реплик в данном случае.)

Теперь возьмите листы, которые я для вас приготовила. Объединитесь по трое и сядьте вместе со своими партнерами. Просмотрите один за другим все примеры. Каждый из вас должен будет сказать, как он сформулирует свое требование в описанной ситуации. А двое других будут внимательно его слушать и потом скажут, что они об этом думают... (20 минут.)

Анализ упражнения:

— Чему полезному для себя ты научился?

— Как ты высказываешь свои требования: слишком робко или чересчур напористо?

- Что дается тебе легче: предъявлять требования взрослым или другим детям?

- Почему так важно высказывать требования дружелюбным тоном?

- Как ты реагируешь, когда слышишь в ответ "нет"?

- Кто из ребят класса, по-твоему, умеет хорошо предъявлять требования?

- Как предъявляет свои требования классу ваш учитель?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ЭТЮД

«Кривляка»


Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, ну, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного.

Во время этюда звучит музыка Г. Окунева «Гримасы».

РЕФЛЕКСИЯ «Гусеница»

 Гусеница – ребёнок. Яблоко – его внутренний, неведомый мир.

Насколько сегодня воспитатель смог “вытянуть” гусеницу наружу, насколько помог  раскрыться, насколько заинтересовал – в зависимости от этого ребята либо прячут гусеницу внутрь, либо максимально достают её из отверстия.

РЕЛАКСАЦИЯ «Руки»

     Сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости “вытекает” из кистей рук на землю, - вот она струиться от головы к плечам, перетекает по предплечьям, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчетливо физически ощущаете теплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так одну - две минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по группе. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь, открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.

     Упражнение снимает усталость, помогает установить психическое равновесие, баланс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятий семинара-практикума с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"

План занятий семинара-практикума "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников"...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников".Занятие №1

Ценность семинара заключается в его практической направленности, получении актуальных знаний, закреплении навыков работы, обмене опытов между участниками и ведущим.  В процессе изучения курса сем...

Семинар-практикум с педагогами "Формирование эмоциональной стабильности у дошкольников". Рекомендации к занятию №2

Рекомендации к занятию №2. Эмоции и их виды.Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольников...