«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»
материал (средняя группа) на тему

Полторацкая Анна Александровна

Сообщение для выступления на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poltoratskaya_a.a.-rmo.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театральной деятельности»(1слайд)

(2 слайд)«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В.А.Сухомлинский

        (3слайд) Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. (4сл)Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.(5слд) На протяжении 12  лет в  нашем дошкольном учреждении функционирует единая система духовно-нравственного воспитания на основе взаимодействия всех участников образовательного процесса. МДОУ является региональной площадкой по формированию духовно-нравственного воспитания дошкольников через ознакомление с русской народной культурой и основами православия.(6сл) Одним из средств формирования нравственного здоровья, развитие творческих  способностей, психологическое раскрепощение детей   является также и театрализованная деятельность.(7слд) Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. (8)Театрализованная деятельность также позволяет формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность.(9сл) Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

(10слд) Разрабатывая задачи по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в театральной игре были выделены следующие направления:

 1. Воспитание гуманных чувств детей.

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • (11сл)формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • (12слд)развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма.

  • (13слд)Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива; (14слд)
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • (15слд)развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • (16слд)поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

3. Воспитание любви к Родине.

  • (17слд)приобщение детей к моральным ценностям (дружба, отзывчивость, взаимопомощь, храбрость);
  • (18сл)формирование дружелюбных чувств к людям разных национальностей, потребности делать что – то для других;
  • (19сл)воспитание чувства сопричастности к жизни детского сада, города, страны.

Методологической основой моей работы в этом направлении являются труды ведущих педагогов и психологов: Я.А. Коменского, Дж. Локка, А.С. Макаренко, И.П. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского. Опираясь на материалы по театральной деятельности дошкольников Маханевой  и Н.Ф. Губановой и  психофизиологические особенности детей среднего возраста разработана программа дополнительного образования «Лукоморье»,в (20слд) которой основной задачей является — не только развить творческие способности, не только научить их быть артистами, но и помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром. Занятия кружка, начиная со второй младшей группы, проводятся систематически один раз в неделю. Содержание всех занятий имеет духовно – нравственную направленность и проводятся в различных формах (беседы-презентации, (21слд) игры-драматизации, (22слд)экскурсии в сельский клуб, библиотеку, экскурсии по селу Акатьево). (23слд)Так в младшем дошкольном возрасте - воспитывается чувство заботы о слабых, отрицательное отношение к капризам детей, интерес и бережное отношение к театральным куклам, чувство дружбы и взаимовыручки, стремление детей радоваться успехам сверстников.(24слд)В процессе разыгрывания сказок происходит воспитание интереса к русским народным сказкам, развивается культура общения. (25слд) Дети учатся оценивать свое поведение и поведение сверстников по отношению к своим близким, определяют нравственные качества (послушание, забота о маме, умение соотносить свои желания с существующей ситуацией).(26слд)В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие способностей оценивать поступки героев, воспитывается чувство дружбы и товарищества,  развивается стремление быть отзывчивыми к взрослым и детям, умение проявлять внимание к их душевному состоянию. (27слд)Большое внимание уделяется воспитанию чувства сотрудничества и взаимопомощи, стремлению детей радоваться успехам сверстников

(28слд)В группе и на прогулочном  участке созданы условия способствующие духовно-нравственному воспитанию дошкольников  средствами театрализованной деятельности:

(29слд)1.Создана предметно-развивающая среда, которой оборудована театральная зона, где размещены:

(30слд)- различные виды театров: бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе ;(31слд)

- реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей, набор кукол, ширма для кукольного театра,  элементы костюмов, маски;

- атрибуты для различных игровых позиций: природный материал, афиши, касса, билеты, декорации,.

2. Подобраны специальные тексты;

3.Моделируются проблемные ситуации с доступным нравственным содержанием, лежащие в основе театрализованных игр;

(32слд)Жанр  сказок является щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества. (33слд)Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира. Если вы просто  будете рассказывать младшим дошкольникам о добре, взаимовыручке и доброте, то  толк от этого, наверное, будет небольшой. А после драматизации или показа кукольного спектакля :«Под грибом» по мотивам сказки  В. Сутеева ,«Заюшкина избушка» ,«Кот и петушок» дети будут относится к окружающим, скорее всего, более внимательно. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как   «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших.(34 слд)Регулярно проводятся выступления детей занимающихся в кружке перед  малышами. (35слд)Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях.   

(36слд)Чтобы полностью осуществить воспитание правильного отношения детей к людям, природе, умение бережно обращаться с живыми существами в  своей работе я использую современные педагогические технологии: метод проектной деятельности, который в свою очередь предполагает тесное взаимодействии с семьей  и социумом.(37слд)

(38слд)Наши родители получают огромное удовольствие от наблюдения за игрой собственных детей. И, кстати, воспитываются сами. Многие взрослые, посмотрев наши спектакли и пьесы,  видят свои ошибки в  семейном воспитании.(39слд) В МДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников. (40слд)

(41слд)В начале учебного года провожу беседы-консультации с родителями по теме "Искусство – прекрасный воспитатель", «Театр дома» и знакомлю с планом образовательной работы, в который включаю занятия по кружку. Обращаю внимание, что искусство, в частности театр, растит активного, самостоятельного человека, не теряющегося в потоке современной жизни.

Посещение учреждений социального окружения :клуба, библиотеки, школы формирует у  дошкольников ценностное, социо- культурное отношение к жизни.

(42слд) Критерием духовно-нравственного воспитания могут быть только реальные поступки детей, их побудительные мотивы. Результаты, которые мною достигнуты:

- дети знают определённые сказочные сюжеты, составляющие духовный опыт человечества;

- научились понимать сюжетную линию сказки, выделять проблему, актуализированную в сказке, выражать свои мысли и чувства.

В результате проделанной работы дети (на мой взгляд) стали добрее, отзывчивее, внимательнее к окружающим.

Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных мероприятиях. В нашей работе немало трудностей и проблем, успешно преодолеть их мне помогает педагогический коллектив единомышленников, который всегда готов понять ребенка, помочь ему осознать себя как личность и адаптироваться в современном мире.

 (43слд)  Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно –нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества МДОУ с семьей.(44слд)

Литература:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17Мигунова Е.В. М 57  Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..

  1. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  2. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

19 Н.Ф.Губанова «Театральная деятельность дошкольников» Вако 2011г
20 М.Д Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» ТЦ Сфера 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

План самообразования воспитателя по теме «Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»...

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"

Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию дошкольников  средствами театральной деятельности "Цветик-семицветик"...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Опыт работы нашего детского сада по театрализованной деятельности...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности...

Программа «Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

1. Анализ ситуацииДанный проект направлен на формирование познавательных процессов и социальную адаптацию детей младшего возраста, а также является средством гуманизации воспитательного процесса ...

Презентация "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами театрально - игровой деятельности".

Приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям – является одной из актуальных проблем педагогической практики. Поэтому внедряя в образовательный процесс региональный компонент, как...