Ознакомление с окружающей действительностью в художественно-эстетическом воспитании (младшая группа)
статья (младшая группа) на тему

Иванова  Елена Сергеевна

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающей действительностью в художественно-эстетическом воспитании (младшая группа)

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

Эстетическое восприятие- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

Эстетическое воспитание учит ребёнка гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру. Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Целью образовательной области «Художественное творчество» является формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, через решение следующих задач:

1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) .

2 .Развитие детского творчества.

3. Приобщение к изобразительному искусству.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства, получать потом от этого удовольствие. Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа. Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности, проходя сложный путь от простейших действий к процессам образного воспроизведения форм.

Важную роль играет эстетическая развивающая среда. Необходимо обращать внимание на оформления разных помещений, формировать понимание зависимости оформления помещения от его функции. Подводить детей к оценке окружающей среды. Уже с раннего возраста у ребёнка должно развиваться чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту родной природы. Дети, получая первые эстетические впечатления, овладевают различными видами художественного творчества. В младшей группе это-рисование и лепка. Художественная деятельность увлекательна для малышей. Они имеют возможность передать свои впечатления об окружающей действительности с помощью карандаша, красок, глины, пластилина. Этот процесс вызывает у детей чувство радости, удивления.

Все виды художественного творчества объединяет отражение действительности: рисунки позволяют отразить предметы и явления на плоскости, в цвете; лепка даёт объёмное изображение предмета, иногда это бывает роспись готовой формы (например декоративная лепка по мотивам народной игрушки) .Дети учатся различать и подбирать цвет, передавать своё отношение к предмету, персонажу. Работа с разными материалами и знакомство с приёмами их использования расширяет кругозор детей, знания об окружающем мире. Наблюдения, впечатления об окружающей действительности, образы сказок служат содержанием детских работ.

В младшей группе замысел только развивается, поэтому сюжета в работах ещё нет. В процессе обучения ребёнок постепенно овладевает навыками изображения предметов и явлений, умением узнавать образ, изображённый в рисунке, лепке. Необходимо стараться вызвать интерес к худ. творчеству, подводя детей к пониманию того, что в рисунке, лепке можно изображать различные предметы и явления. Воспитатель обращает внимание на ритм мазков, линий, с помощью которых можно передать такие явления, как «дождь капает», «листья падают», «снег идёт», «звери ходят по лесу» и т. д.

Игровая ситуация помогает вызвать интерес к образу, «сделать его живым».Так малыши с удовольствием лепят орешки для белочки или морковку для зайчика, а затем кормят их. Игра сопровождается разговорами, звукоподражанием. Воспитатель, сохраняя игровую ситуацию часто ведёт диалог от лица собачки, зайчики, киски.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры. Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские игрушки, поделки, сделанные вручную.

В процессе обучения рисованию, лепке важное место играет совместное творчество взрослого и ребёнка. Посредством этого приёма малыши дополняют рисунок или лепку, выполненную взрослым. Например: дорисовывают снег на деревьях или листья. В лепке например: лучики для солнца или точки на спинке божьей коровки.

Важно включить ребёнка в активную работу с первых минут художественной деятельности, используя эмоциональную установку на предпологаемые действия. В процессе художественной деятельности, которая проводится с опорой на наглядность, учитываются эмоциональные реакции малышей.

Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красивое особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее.

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Для формирования художественно-эстетического восприятия действительности большое значение имеет взаимосвязь художественного творчества, музыки, художественного слова.

Учитывая воспитательное значение результатов детского творчества, необходимо использовать их для игры, выставки, при оформлении помещения к празднику, для подарка родителям. При этом необходимо использовать работы всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел художественными навыками. Такие приёмы радуют и детей, и взрослых. В младшей группе очень важно объяснить родителям возможности детей, чтобы мамы и папы оценивали творчество своих детей адекватно. Часто родители ждут от своих детей больше, чем они могут, сравнивают своего ребёнка с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по ознакомлению с искусством (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие") в подготовительной группе детского сада "Герои русских былин"

Занятие позволяет знакомить детей с историческим жанром в изобразительном искусстве, вспомнить разнообразие исторических тем и сюжетов: сказка, мифы, события из истории, библейские сюжеты, познакомить...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Заборчик для зайчика» для детей младшей группы

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в младшей группе общеразвивающей направленности на тему: «Забор...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим, математике и художественно-эстетической деятельности.

Цели:Дать детям знания о том, что большими помощниками человека являются пальцы рук, которыми совершается много действий.Расширить знания детей о профессиях.Познакомить детей с пословицей «Умелы...

Консультация "Использование ИКТ в процессе ознакомления с окружающим миром в художественно-эстетическом развитии дошкольников"

Слайд 1Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Национальный детский сад №16 "Бадм цецг"КОНСУЛЬТАЦИЯ"Использование ИКТ в процессе ознакомления с окружающим мир...