«Осеннины» Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бодина Любовь Васильевна

«Осеннины» (осенние посиделки). Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osenniny.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 129  Выборгского района  Санкт - Петербурга

   

«Осеннины»

(осенние посиделки)

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы

Составитель

музыкальный руководитель

Бодина Любовь Васильевна

Вид деятельности – фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Задачи:

  1. Приобщать детей к истокам народного творчества.
  2. Развивать любознательность детей.
  3. Развивать речь, движения, музыкальные и творческие способности  детей через игру, потешку, хоровод.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Совершенствовать умение анализировать и сравнивать.
  6. Воспитывать любовь и интерес к народным традициям, обрядам, устному творчеству.
  7. Расширять музыкальный кругозор.
  8. Воспитывать элементарную культуру поведения в процессе коллективного движения под музыку.
  9. Создавать радостную атмосферу, благодаря яркости и доступности фольклора.

Интеграция:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- физическое развитие;

Предварительная работа:

- знакомство с народными обрядовыми традициями и праздниками;

- знакомство с народным  костюмом;

- знакомство с народными инструментами;

- понятийный словарь;

- знакомство с малыми формами фольклора;

- знакомство с народными играми и хороводами;

Оборудование и материал:

- оформление развивающей среды для развлечения:

а) павлово-посадские платки;

б) хохломская посуда;

в) прялки, печка, лавки, короба, домотканый половик;

г) русские народные шумовые музыкальные инструменты;

д) ложки, платочки, лапти;

е) сарафаны, блузки, атласные ленты – девочкам; косоворотки, лапти – мальчикам; сарафан и кокошник для ведущего; юбки, блузки, платки хозяюшкам.

Дети входят в зал хороводным шагом под музыку «Субботея»  друг за другом змейкой. Выполняют движения, останавливаются полукругом у центральной стены, русский поклон.

Хозяюшка: Здравствуйте, красны девицы, умелые мастерицы.

                      Долгонько у меня не бывали, не шили, не вышивали,

                      Песни не певали, меня не потешали.

                      Здравствуйте и вам, господа залётные.

                      Нет нынче серьёзных дел, Осенины начинаем.

                      Всех, кто весел и умел, на посиделки приглашаем.

Дети: (по очереди) А как новый-то урожай, подарил нам каравай

Кто от каравая отломит, того никакая хворь не сломит.

Угощайтесь, да силой наливайтесь  

(ребёнок « обносит» каравай  и ставит его на стол перед гостями)

Август варит, сентябрь к столу подаёт.

Сентябрь-вересень, хоть и холоден, а сыт.

А уж в октябре, что на поле останется, то зиме достанется.

Да и с солнцем пора распрощаться, ближе к печке подбираться.

Ноября ждать – время не терять,

Что не дошито – дошить, что не спрядено – спрясть.

        Рус. нар. песня «Прялица» в обр. А.Абрамского (исполняют девочки)

Дети (мальчики): Какова пряха, такова на ней и рубаха.

                                 Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

                Рус. нар. песня  «Во кузнице»  (исполняют мальчики)

Дети (девочки): 

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.

Я притопну каблучком и махну платочком,

Закружусь я ветерком, полечу листочком.

                                  Танец с платочками «Ух!» (исполняют девочки).

Мальчик :  А мы хлопнем сейчас, да притопнем ножками,

                      Развесёлый у нас будет танец с ложками.

                              Танец с ложками   (исполняют мальчики)

Хозяйка:  На зелёном на лугу пляшет девица в кругу,

А весёлый хоровод,  плясовую ей поёт.

                                         Инсценировка песни «Погуляй-ка, Наташенька».

Хозяйка: Осень пришла, всех с гнёзд согнала.

Птицы в лесу шуг-шуг, улетают с севера на юг.

Курлыси, курлыси улетают до весны по Руси, по Руси.

                                  Игра «Уж как по мосту-мосточку…»

(Дрёма ложится на скамью около печки.  Хозяйка подходит к Дрёме).

Хозяйка:  Ой, как внучок мой Дрёма спит.

                   Он спит, где сидит, а как ляжет и подавно храпит.

                   Помогите, дети разбудить Дрёму.

(Дети берут русские народные инструменты и подходят к Дрёме.)

Ребёнок:Тебе полно, Дрёма, спать. Пора тебе, Дрёма, вставать! (тормошит)

(Дрёма зевает, потягивается, встаёт)

Дрёма:  Пришло мне время встать, да кругом походить, да себя показать.

              На людей поглядеть, самому поглазеть!

Все дети хором: Ты, Дрёма, не спи. Нам играть помоги!

Дрёма: Как у нашего соседа весела была беседа.

Музыканты (по очереди):

                              Гуси в гусли.

                              Утки в дудки.

                              Чечётки в трещотки.

                              Синицы в ложки стучат понемножку.

                              Лихо играют, народ потешают.

               Оркестр  «Во саду ли в огороде…»

Хозяйка: А хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

                Она прибирай, она подавай, она за всех отвечай.

Дети (по очереди):

               Ваша изба ровно тепла.

               Домом жить – не лукошко  шить.

               Дом вести - не лапти плести.

               Домом жить – не развесив уши ходить.

Хозяйка: Эй, честной народ, танцевать пришёл черёд!

Ребёнок: Кто трудился от души. Веселей теперь пляши!

                  Парная пляска  «Патока с имбирём»

Хозяйка: Тай-тай, налетай!

                  Кто играть идёт, собирайся народ!

(дети встают по кругу, приседают)

                          Игра  «Меланья»

(Игра проводится 2-3 раза,  Меланью выбирают считалкой)

(За печкой слышен шорох)

Хозяйка:  Не понятно, что случилось? Чудо в печке притаилось (подходит, стучит по печке)     Кто там?

(Из-за печки выходит домовой Нафаня, кланяется)

Нафаня:  Здравствуйте, народ честной! Я, Нафаня – домовой!

Никогда я не тужу, здесь за печкой я сижу.

В доме вашем проживаю, счастье в доме охраняю.

Не шалю, не безображу, по кастрюлькам я не лажу,

Не гремлю горшками лихо, а сижу за печкой тихо.

А сейчас я детвору приглашаю на игру.

Дударь, Дударь, дударище, старый. Старый старичище…

                                     Игра  «Дударь»

Нафаня:  Вы здесь пели и плясали, в игры ловко поиграли.

Я вас за всё благодарю (поклон). И гостинцы подарю.

Есть внизу у печки дверка, а за дверкой есть лазейка,

А в лазейке сухари для весёлой детворы.

(Домовой достаёт мешочки с сухарями, отдаёт их Хозяйке и собирается уходить)

Ну, ребята, мне пора!

Хозяйка: Эй, Нафаня, не спеши, с нами вместе попляши!

Нафаня:  Нет, я лучше посижу, на ребяток погляжу (садится у печки)

Хозяйка:  А теперь мы спляшем, праздник будет краше.

                         Хоровод  «Ах ты, берёза» (дети садятся на места)

Хозяйка:  Ой, а где же домовой?  Вот ведь хитренький какой,

                   Потихоньку убежал и ни слова не сказал.

                   Ну и пусть себе идёт, дом наш дружный бережёт.

                   Пора в группу возвращаться, сухарями угощаться.  (уходят)

Понятийный словарь

Осенины – осенние посиделки.

Хворь -  боль болезнь, недуг.

Гостьба – гощение, пребывание в гостях.

Пряха – женщина, которая прядёт.

Прялица – снаряд для прядения.

Пословица – краткое изреченье, поученье.

Поговорка – слух, молва.

Домовой – дедушка, доможил, хозяин.

Дударь – играющий на дудке, на волынке.

Гостинец – подарок, приношение.

Лазейка – тесный вход и выход, проход ползком.

Короб – лубяной кузов или ящик, плетёная корзинища.

Вл.Даль «Толковый словарь» в 4-х томах. Москва 1989 г. Изд. Русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"

Сценарий Фольклорного праздника для детей старшей группы "Благовещение - начало Весны"...

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы , проведенного совместно с народным коллективом " Родник " на тему : " Рождественская елочка"

В череде новогодних мероприятий особое  значение имеет Рождество - чудесный праздник , несущий веру в лучшее, любовь к людям и жизни, к ее вечному обновлению. Каждый год в  организации ...

Сценарий фольклорного праздника для детей старшей группы: «Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»

Сценарий фольклорного праздникадля детей старшей группы:«Идёт Весна – красна, отворяй-ка ворота»...