Выступление на педагогическом совете "Осуществление вариативного развивающего образования с целью творческого и художественно-эстетического развития".
материал на тему

Комарова Наталия Михайловна

Тезисы выступления на педагогическом совете "Осуществление вариативного развивающего образования с целью творческого и художественно-эстетического развития".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2014-_2015_pedsovet.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осуществление вариативного развивающего образования с целью творческого и художественно-эстетического развития детей».

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

В своей работе я большое внимание уделяю художественно-эстетическому развитию воспитанников.

На своих занятиях и уроках я формирую творчески активную личность, способную воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

 Формирую художественный вкус, вырабатываю и совершенствую в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

 

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.

В нашей прогимназии художественно-эстетическое развитие начинается с входа – это художественно-эстетическое оформление участков, лестничных проёмов, ресторана, картинная галерея.

Таким образом, художественно-эстетическое развитие - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Я считаю, только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Сущность данного процесса можно определить следующим образом:  во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного; во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее; в-третьих, задача художественно-эстетического развития заключается в формировании художественного вкуса; наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества .

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Ребенок должен не только видеть прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, самостоятельно создавать продукты  творчества.

Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.

Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе художественно-эстетического развития. Рисование является средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.        

Цель моей работы развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.

Моя творческая деятельность осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы работы: групповые и подгрупповые занятия, праздники, развлечения, дидактические игры, выставки рисунков и поделок, свободную  художественную деятельность; организацию конкурсов, выставок, эстетическое оформление интерьера.

Тем самым мной осуществляется вариативное развитие творческого потенциала детей.

 Игра является ведущим видом деятельности для детей дошкольного возраста, дети не просто играют, но и через игру приобретают знания, умения, опыт, развивают свои творческие способности. Именно на игру я  опираюсь в своей работе. Ведь играя, дети без перегрузки усваивают необходимые знания. Занимаясь с детьми рисованием, я уделяю большое внимание играм, развивающим вариативное мышление и творческие способности ведь мало научить детей рисовать, главное научить их мыслить.

Главным в моей работе, является всесторонние развитие ребенка,  развитие его мотивационной сферы,  интеллектуальных и творческих сил .

Основными задачами моей работы являются:

               формирование мотивации учения, ориентированные на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

               развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей;

               развитие речи, умение аргументировать свои высказывания;

               увеличение объема внимания и памяти.

Все эти задачи я легко решаю, опираясь в своей работе  на дидактические игры. В ходе игр осуществляется личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в парах, в группах. Дети не замечают, что идет процесс обучения, они учатся играя. Для этого весь наглядный материал я стараюсь сделать ярким, красочным,  интересным для детей, использую  загадки, стихи, физ.минутки, музыку. Например, можно спросить у ребенка: какие цветовые тона использовал художник для передачи настроения, какой из двух предметов расположен дальше (ближе) и почему, какие используются выразительные средства в изображении картины  и т.д.

Все эти вопросы можно обратить в игру кисточка (краски) «ожила» и спрашивает, если ребенок без затруднения находит ответ надо спросить его, почему он так думает, тем самым мы не только закрепим понятия, но и научим детей мыслить и рассуждать.

На занятиях я предлагаю детям самостоятельный выбор деятельности, выбор изобразительных средств (восковые мелки, цветные карандаши, акварель, гуашь).

Ребенок всегда откликается на прекрасное в природе, предметном мире, искусстве, на добрые чувства людей. Большое значение при этом имеют личный опыт малыша, его побуждения, стремления, переживания.

Таким образом, осуществление вариативного развивающего образования позволяет создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического  воспитания, духовно богатую, всесторонне развитую личность.

   Например, на занятии в старшей группе тема «Зимняя сказка» дети самостоятельно разделились на три подгруппы. Первая подгруппа рисовала зимний узор на стекле - рисование гуашью, вторая подгруппа расписывала посуду с помощью росписи «Гжель» - акварелью, третья подгруппа рисовала портрет снегурочки.

На занятии по теме «Щелкунчик» дети по желанию выбирали вид деятельности и средства изобразительной деятельности. Одна  подгруппа рисовала сказочный дворец акварелью и гуашью, другая подгруппа выполняла аппликацию.

На комплексном НОД «Баю –бай» Дети рисовали кисточкой и по желанию нетрадиционной техникой рисования – пальчиком.

На комплексном НОД в средней группе «Ночной город» дети совмещали два вида деятельности рисование и аппликация. Вид деятельности дети определяли самостоятельно.

На уроке в школе по теме «Цветы» Обучающиеся совмещали по желанию виды деятельности рисование, рисование жгутиками и пластилинографию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружной семинар "Реализация регионального проекта «Внедрение модели вариативного развивающего образования в условиях дошкольной образовательной организации» на территории Барабинского района"

18 апреля  2018 года на базе  МКДОУ №7 «Радуга» Барабинского района   проведен  окружной семинар для руководителей муниципальных органов управления образованием,...

Выступление на городском методическом объединении: «Интеграция и синтез искусств, как средство художественно-эстетического развития дошкольников»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятия...

Конспект педагогического мероприятия с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по художественно-эстетическому развитию «Юные художники» (художественная гостиная)

Данный конспект можно использовать для закрепления в конце года пройденного материала по художественно-эстетическому развитию. Вспомнить с детьми жанры живописи, холодные и теплые оттенки, способы сме...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования» детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» На современном этапе развития...

Проект по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»

Проект  по художественно-эстетическому направлению «Развитие художественно-творческих способностей посредством использования нетрадиционной техники рисования»...