Консультация для воспитателей. Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.
консультация на тему

Булмасова Нина Васильевна

В консультации подробно раскрыто понятие "дидактическая игра", а также предложена система дидактических игр с блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей.

Дидактические игры с блоками Дьенеша как одна из форм развития общих способностей дошкольников.

    Способности - это индивидуальные психологические особенности, отличающие одних людей от других. Речь идет только о тех особенностях, которые содействуют успешной деятельности. Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, хотя и обусловливают быстроту их приобретения. Способность - одно из базовых качеств психики. Общие способности — индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения, высокой эффективности во многих видах деятельности.

    Развитие общих способностей начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей жизни. К факторам, влияющим на развитие способностей, относят: генетические, внутриутробного развития, момента рождения, окружающей среды (психическая стимуляция, поддержка, питание), социальные условия.

    Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988). Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактические игры отличаются от остальных рядом характерных особенностей:

  • познавательное содержание в них объединяется с игровой

формой;

  • присутствуют игровые правила и игровые действия;
  • определены дидактические задачи.

    Дидактические игры способствуют развитию общих способностей детей: интеллектуальных, саморегуляции.

    Автором - разработчиком дидактического пособия – «Логические блоки», венгерским психологом и математиком Дьенешем предложена система дидактических игр с данным пособием. Более полная система игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша представлена в книгах «Давайте поиграем» А.А. Столяра и «Логика и математика для дошкольников» З.А. Михайловой. Система игр представлена по принципу – от простого к сложному.

     На основе разработок Михайловой З.А. Лелявиной Н.О. и Финкельштейн Б.Б. разработан комплект «Давайте вместе поиграем», который включает в себя иллюстративный вспомогательный материал для изготовления игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами и методические советы по использованию дидактических игр с блоками. Также Финкельштейн Б.Б. разработаны альбомы к циклу игр с дидактическим материалом – блоки Дьенеша для детей каждого возрастного периода.

      Дидактические игры с блоками Дьенеша можно проводить с детьми, начиная с 2-3 лет, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

     Система работы начинается с занятия по ознакомлению детей с блоками и их свойствами: «Сказка о чудесной коробочке с блоками»

 Далее с детьми проводятся следующие дидактические игры:

«Угадай блок» (по 2-3 свойствам);

«Выложи предмет» (в альбоме «Блоки Дьенеша для самых

маленьких»);

«Составь узор» (плоский вариант блоков Дьенеша);

«Сложи предмет» (плоский вариант);

«Бусы» (выкладывание бус из заданных блоков);

«Художники» (с готовыми «эскизами», детям нужно их

«дописать»);

«Угощение для медвежат» (подбор двух блоков с одним

различным свойством);

«Магазин» (купить игрушку с таким же блоком, как «денежка»

у ребенка);

«Логический поезд» (расставить блок по вагонам в

соответствии с заданным изменяющимся свойством);

«Найди пару».

     На следующем возрастном этапе (4-5 лет) детей знакомят с карточками - обозначением свойств блоков (большой – маленький; красный – синий – желтый; толстый – тонкий) – дидактическая игра «Карточки – символы свойств». Далее с детьми проводятся те же дидактические игры, как и на предыдущем этапе, при этом включая в ход игры использование карточек – свойств. На этом этапе для игры «Выложи предмет» используется альбом Финкельштейн Б.Б. «Лепим нелепицы».

     На последнем этапе работы (5-7 лет) дидактические игры усложняются. К уже изученным карточкам – свойствам блоков добавляются карточки – отрицания свойств (не толстый – тонкий, не тонкий – толстый, не большой – маленький, не маленький – большой, не красный – синий или желтый, не желтый – красный или синий, не синий – желтый или красный). Сначала проводятся уже знакомые игры с новыми свойствами отрицания.

Далее к изученным играм добавляются новые:

«Архитекторы» (дети разрабатывают проект детской площадки,

выбирая материал в соответствии с заданными правилами);

«Логический поезд» (использование карточек с числовым

соотнесением);

«Мозайка цифр» (дети расшифровывают карточку и выбирают

нужный блок);

Игры с использованием логических кубиков - свойств: «День

рождения» (замещение – подарок), «Рыбалка» (замещение – рыбы), «Космос» (инопланетяне) и т.д. в соответствии с выбранной темой.

Также на этом этапе используются альбомы Фенкельштейн Б.Б. – «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков», «Спасатели приходят на помощь» для индивидуальной работы и работы в небольшой подгруппе детей (2-3 человека).

     Применение системы дидактических игр с блоками Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста способствует:

- ознакомлению детей с геометрическими фигурами и формой

предметов, размером;

- развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать,

классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

- усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры

мышления;

- развитию познавательных процессов;

- а на более поздних этапах – развитию творческих

способностей.

 

Список использованной литературы:

Википедия. http://ru.wikipedia.org/wiki

Давайте поиграем / Под ред. А.А. Столяра. – М., 1996 .

Беленок И. Л., Мишина Ю. Д. Развитие общих способностей личности: учебное пособие.: Новосиб. Гос. Ун-т. - Новосибирск, 2005. - 112 с.

Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша.: ООО «Корвет». – СПб, 11с.

Логика и математика для дошкольников / Под ред. З.А. Михайловой. – СПб, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с блоками Дьенеша - как одна из форм интеллектуального развития дошкольников

Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике....

Дидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из форм развития общих способностей дошкольников с нарушением зрения.

В.В. КондрацоваМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Начальная школа - детский сад №1 компенсирующего вида»г. Сергиев Посад, РоссияДидактические игры с блоками Дьенеша, как одна из фо...

Использование блоков Дьенеша и развивающих игр для развития познавательных способностей дошкольников

Создание пространства для комфортного и эффективного познавательного развития ребёнка - одна из первостепенных задач педагогов....

Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников

Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольников...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к этнокультурному наследию, как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»

Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его худ...