Тренинг для воспитателей "Учимся быть добрее. Развитие эмпатии"
план-конспект занятия на тему

 

Тренинг для воспитателей

 «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»

 

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

 Задачи тренинга:

 1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

 2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

 3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

 4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

 5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

 

Ход тренинга

 

1. Снятие мышечных зажимов.

 

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

-       но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);

-       наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);

-       но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);

-       документацию затопчим (движение ногами);

-       начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);

-       но мы, воспитатели детского сада «Алые паруса», знаем, что опираясь друг на друга, мы можем расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).

 

 2.Упражнение «Встреча».

 

         Воспитатели удобно устраиваются на своих местах.  «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

         «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

         А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

 После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

         После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

3.Упражнение « Мой самый трудный ребенок».

 

 Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

          Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

 

 4. Упражнение  «Интонация».

 

         Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.

 

5. Упражнение «Зеркало».

         Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

         Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между педагогами или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

 

6.     Заключительный этап.  Групповая рефлексия.

Беседа о том,что воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных,

 … « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_vospitateley.dobrota.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение 2.

Тренинг для воспитателей

 «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»

Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям.

 Задачи тренинга: 

 1. Выработать позитивное отношение к ребенку.

 2. Развитие коммуникативных средств общения с ребенком.

 3. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

 4. Формирование способов эффективной саморегуляции.

 5. Развитие умения общаться с коллегами по работе и с заведующей учреждения, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи.

Ход тренинга

1. Снятие мышечных зажимов.

Педагогическая зарядка:

- ох уж эти детки (качаем головой);

- голова кругом (круговые движения головой);

- что с ними делать (поднимаем-опускаем плечи);

- но мы гордимся ими (выдвижение грудной клетки вперед);

- сбросим груз проблем (резкое опускание плеч);

- родители тянут нас в одну сторону, дети в другую (наклоны в стороны);

  • но мы дружно скажем: все проблемы от нас, а деньги к нам!(работа руками);
  • наша работа бесконечна (круговые движения бедрами в форме восьмерки);
  • но мы любим свою работу (резкое движение бедрами вперед);
  • документацию затопчим (движение ногами);
  • начальство давит с одной стороны, дети с другой (давление на руки соседа в кругу);
  • но мы, воспитатели детского сада «Алые паруса», знаем, что опираясь друг на друга, мы можем расслабиться и отдохнуть (обхват за локти и наклон назад).

 2.Упражнение «Встреча».

         Воспитатели удобно устраиваются на своих местах.  «Расслабьтесь, сядьте свободнее, спокойно подышите несколько минут», - психолог просит группу визуализировать образы и картинки, которые он будет словесно описывать.

         «Представьте, что в настоящий момент вы находитесь у себя дома, в своем доме или квартире. Вы сидите там, где вы обычно отдыхаете, где вам особенно уютно и хорошо. Вы внутренне готовитесь к встрече, важной для вас. Вы сосредоточены и внимательны к самим себе.

         А теперь вы мысленно встаете и идете по направлению к выходу. Открываете дверь и медленно спускаетесь по ступенькам лестницы. Выходите из затемненного подъезда на улицу в светлое пространство летнего, солнечного дня. На улице навстречу вам идет ребенок. Он приближается все ближе и ближе. Приглядитесь, этот ребенок – вы сами, какой вы были, когда учились в начальной школе. Посмотрите, как эта девочка одета, какое у нее выражение лица, настроение. Постарайтесь, как можно более подробно рассмотреть ее. Задайте ей важный для вас вопрос и постарайтесь услышать от нее ответ.

 После этого повернитесь и медленно, не спеша, возвращайтесь в свою квартиру.

         После этого упражнения психолог задает вопросы: «Опишите свой образ, какой вы в детстве, и какой возник сейчас в вашем воображении»; «Какой вопрос вы задали, какой ответ получили?»; «Опишите ваши переживания и впечатления».

3.Упражнение « Мой самый трудный ребенок».

 Цель упражнения: развитие у воспитателей эмоционально- положительного отношения к детям, обмен опытом между ними на предмет общения с трудным ребенком.

         Участники группы по очереди рассказывают о своем трудном ребенке: как он выглядит, как ведет себя в группе, какие сложные ситуации с ним возникали и т. п. Воспитатели описывают, как они взаимодействуют с такими детьми. Группа помогает найти более эффективные способы воздействия, привлекая в обсуждение свой практический опыт. При анализе ситуаций, взятых из реального опыта воспитателей, психолог направляет их внимание на поиск таких способов общения с учениками, с помощью которых можно получить положительный педагогический результат.

 

 4. Упражнение  «Интонация». 

         Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.

 

5. Упражнение «Зеркало». 

         Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.

         Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между педагогами или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми ( в том числе воспитателями и детьми) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.

  1. Заключительный этап.  Групповая рефлексия.

Беседа о том,что воспитатель не должен закладывать негативный проект развития отрицательно воспринятого ребенка, он обязан формировать эмоционально- положительное отношение к детям, развивать педагогическую рефлексию – умение выделять способы собственных действий, корректировать и изменять их для нахождения оптимальных,

 … « Если бы я была в хорошем настроении, свежая и отдохнувшая, я с радостью торопилась бы в свою группу. Я иду по улице, думаю о своих ребятах и хочу побыстрее их увидеть. Я захожу в детский сад, встречаю коллег по работе, со всеми здороваюсь, обмениваюсь улыбками. Иду в свою группу. Вхожу и говорю: « Здравствуйте, ребята!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия интегративной области коммуникация (развитие речи) в старшей группе на тему: "Хочу быть добрым"

Занятие по развитию речи по произведениям Сэльмы Лагерлёф и Льва Толстого. В основе занятия - формирование нравственного облика человека. Предшествующая работа: чтение и анализ произведений....

Эмоционально-положительное отношение к детям. Развитие эмпатии.-тренинг для воспитателей

Развитие профессионально важных качеств, как педагогическая рефлексия, эмпатия, позитивные установки по отношению к детям....

Мастер класс в рамках тренинга «Эмоционально положительное отношение к детям. Развитие эмпатии»

Педагогическая эмпатия - это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа  выражения....

Психолого-педагогический тренинг для педагогов «Развитие эмпатии и умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми».План-конспект.

В своей работе педагог-психолог так же проводит тренинги для педагогического коллектива.Тема развития эмпатии помогает не только сохранить и повысить свое педагогичское мастерство, но и восстановить о...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

«Идите, дети, в мир большой дорогами добра!» (Развитие эмпатии детей дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.)

На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,...