Фрактальное рисование
тест на тему

Измалкова Галина Владимировна

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fraktalnoe_risovanie.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фрактальное рисование

Арт-терапия одно из множества современных направлений раскрытия своего духовного роста, природного потенциала, творческих способностей, которые, несомненно, есть у каждого из нас. Арт-терапия уходит корнями в древнейшее искусство, как известно, наши предки рисовали наскальные рисунки, устраивали пляски у костра и пели песни. Они рисовали то, что видели, что их окружало, складывали песни о том, что им помогало выживать - огонь, деревья, земля, вода, ветер, звёзды на ночном небе, животные - осознанные природные стихии и отраженные образы в творческом порыве материализации образов. Арт-терапия - это отражение древнейших инстинктов человека, прошедших многовековую эволюцию, и дошедшая до нашего времени в разных формах современного искусства. Арт-терапия одухотворяет человека, делает душу светлее, учит тому, чтобы проблемы становились задачами, которые потом решаются, теряют свою значимость и в последствии отступают от человека, наполняя пространство души созерцанием красоты мира, в котором мы живём.

Одно из направлений арт-терапии - энергетическое фрактальное рисование. Метод, получивший название "фрактальный", был впервые применен в 1991 г. на семинарах, посвященных проблемам резервных возможностей человека и способам их самореализации. На метод не влияют ни этнические, ни национальные, ни территориальные различия. Возраст людей прошедших метод от 6 лет до 96 лет. Везде, где применяется этот метод, — результат всегда одинаково высок. Простота и доступность метода основана на надежной научной базе - работы Б. Мандельброта, Е. Файдыш, М. Люшера, Полуяхтова Т.З, Комов А.Е. и др.)

Суть метода, базируется на использовании взаимосвязей между ручной "моторикой" человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. Рисунок несёт информацию о состоянии души и тела. Данный метод основывается также на учёте рационального и интуитивного в восприятии человека и в его творческой активности, который я применяю в работе с людьми. Это уникальный метод, который позволяет соприкоснуться с чем-то важным внутри нас, чему обычно мы не даём ни облика, ни голоса, но оно не только живо в нас, но и сильно влияет на наши выборы, желания, на качество нашей жизни.Метод позволяет задействовать глубинные механизмы подсознания, позволяет улучшить состояние своего здоровья, гармонизировать ситуации, связанные с творческими и межличностными проблемами.

Главная задача метода фрактального рисования – самовыражение человека через рисунок, выполненный по определённым правилам. Происходит замена слов рисунками – это переход не только к новой системе кодирования информации, но и к новым методам описания окружающего нас мира.

При освоении метода возрастает духовная составляющая человека, проявляются творческие возможности, которые без сомнения есть в каждом из нас. Фракталы являются символом нового этапа развития естествознания, этапа слияния науки и искусства, этих двух дополняющих друг друга способов познания природы - аналитического и интуитивного.

Инструменты:

  1. набор цветных карандашей, фломастеров и ручек по возможности большего количества цветовых оттенков;
  2. лист ватмана формата А 4;
  3. шариковая (гелевая) ручка черного или темно-синего цвета, в крайнем случае, черный тонкий фломастер.

Как рисовать.

  1. Лист перед собой расположить по горизонтали;
  2. Шарик ручки устанавливаем в любой точке листа;
  3. Закрыв глаза, 45 – 60 сек. рисуем непрерывную линию, стараясь заполнить как можно большую площадь листа;
  4. Линия должна быть четкая и хорошо прочерченная;
  5. Скорость движения ручки средняя, без резких росчерков;
  6. Рисуем спокойно, стараясь разнообразить направления линий, с большим количеством пересечений по горизонтали, вертикали и диагонали, выполняя круговые, овальные, геометрические и любые другие контуры, стараясь разнообразить движения кисти руки и не допуская частых повторов: только круговых форм; только петлеобразных форм; только 8-образных форм; только углообразных форм.
  7. Белый фон рисунка необходимо оставить идеально чистым, без помарок, пятен и надписей.
  8. Закрашивая тестовый рисунок, карандаши, фломастеры и цветные ручки (из общего набора) надо брать только с закрытыми глазами.

Несколько полезных советов:

  1. Начало и окончание линии обязательно подведите или закруглите к ближайшей точке пересечения. Еще раз подчеркиваем, что линию ведем плавно, со средней скоростью (не очень быстро и не очень медленно). Рука движется свободно, как бы сама собой. Не изображайте знакомые фигуры (цветы, домики, деревья и др.).
  2. Соотношение крупных, средних и мелких ячеек на площади рисунка должно быть близким к 1/3, т. е. треть больших, треть средних, треть маленьких.
  3. Если, открыв глаза, Вы обнаружили, что в рисунке получилось большое количество крупных ячеек, необходимо закрыть глаза и еще некоторое время наносить линию, стараясь не выходить за пределы листа.
  4. При закрашивании необходимо помнить, что соседние ячейки, разделенные линией, нельзя заполнять одним и тем же цветом. Допускается закрашивание соседних ячеек, если они соприкасаются в точке пересечения. Нельзя закрашивать одним оттенком или цветом группу ячеек.
  5. Ячейки необходимо закрашивать без штрихов, аккуратно и ровно. Самые маленькие ячейки старайтесь закрашивать только ручкой.
  6. Карандаши надо брать из общей массы, с закрытыми глазами: что попадется в руки. Сами ячейки закрашивайте открыв глаза, не выбирая место расположения ячейки: куда рука карандаш поставила, там и закрашивайте.
  7. Одним цветом можно закрасить либо одну ячейку, либо несколько ячеек в разных местах рисунка, но не более 10—15. В случае, когда в руки попадается карандаш одного и того же цвета, и нет желания использовать этот цвет, необходимо закрасить хотя бы одну ячейку и лишь затем поменять карандаш.
  8. Допускается и рекомендуется использовать при закрашивании одновременно и карандаши, и фломастеры, и ручки.

Анализ фрактального рисунка

Ярко выраженные черты характера, индивидуальные качества и особенности поведения и состояния автора рисунка можно определить по следующим параметрам:

  1. характер линии;
  2. размер и конфигурация рисунка;
  3. размер и конфигурация ячеек;
  4. цветовая гамма рисунка,
  5. отдельные доминирующие цвета и оттенки.

Если рисунок содержит характерные особенности, которые занимают до 60—75% его площади, это указывает на то, что качества и черты характера автора, а также его состояние ярко выражены.  Особенности, занимающие 30—35% площади рисунка, указывают на средний показатель качеств и черт характера.

1. Анализ и расшифровка информации, содержащейся во фрактальном рисунке, начинается с линий.

Сначала необходимо посмотреть и оценить качество линии, которой нарисован контур рисунка. Оценить, насколько линия плавная, насколько линия прочерченная, контрастная, толстая. Необходимо оценить скорость, с какой линия проведена. Определить: спокоен был человек в момент нанесения или находился в агрессивном состоянии.

Четко прочерченная линия — уверенный, твердый характер, целеустремленность и самостоятельность, аккуратность, исполнительность, обязательность.

Нажим при проведении линии не везде одинаковый — чаще всего это творческий человек с гибким характером, мечтатель, не всегда устойчивые эмоции, иногда проявляется неуверенность в себе.

Слабо прочерченные линии — болезненное состояние, комплексы, заметная неуверенность в себе.

Резкие, угловато прочерченные линии — эмоциональное напряжение, стрессовое состояние.

Линии с плавными переходами — гармоничное, стабильное состояние.

Расположение линий по концентрическому кругу, кругообразный повтор в рисунке — склонность к навязчивым состояниям, неврозам.

2. Размер и конфигурация рисунка

Маленький рисунок (не более 1/3 площади листа) — с одной стороны, комплексы и заниженная самооценка, с другой — склонность к эгоцентризму.

Средний размер (около2/3 площади листа) и овальный периметр рисунка — чаще всего это показатель уравновешенного характера.

Большой рисунок (значительно больше 2/3 площади листа) с линиями, выходящими за пределы листа, — нестабильное эмоциональное состояние, в некоторых случаях неспособность к концентрации внимания.

Прямоугольная форма периметра рисунка — прямолинейный, зачастую сложный характер.

Конфигурация рисунка с причудливо выраженными "хвостиками" по его периметру — яркая индивидуальность, неординарность, в некоторых случаях нестабильность характера.

3. Ячейки. Конфигурация и размеры

Ячейки на фрактальном рисунке тоже несут в себе достаточный объем информации об его авторе. Когда линия многократно пересекается в пространстве, получается огромное количество ячеек разных размеров, конфигураций и пропорциональных соотношений. Они могут быть треугольные, петлеобразные, круглые, вытянутые и т.д. Ячейки могут раскрыть чрезвычайно любопытные подробности, а их совокупность дает четкую картину о человеке как личности.

Гармоническое сочетание размеров ячеек на всей площади рисунка (1/3 крупных, 1/3 средних, 1/3 маленьких) — говорит об уверенности в себе, целеустремленности, стабильности.

Большое количество крупных ячеек — добрая открытая натура.

Большое количество средних ячеек — исполнительность, аккуратность, педантизм, наличие аналитических способностей, склонность к точным наукам.

Большое количество мелких ячеек — закомплексованность, стремление к детализации, в некоторых случаях неуверенность в себе, но всегда аккуратность и старательность.

Плавные, округлые ячейки с небольшим числом геометрических форм — рассудительный спокойный характер, склонность к творчеству.

Большое количество геометрических форм — ярко выраженная склонность к анализу, скептицизм в оценках, прямолинейный авторитарный характер.

Резко прочерченные, угловатые, неровные ячейки — эмоциональная нестабильность, раздражение, стресс.

Примечание. 
Внимательно проанализируйте геометрические формы ячеек:

  • а) заметное, количество ячеек геометрической формы, полученных просто пересечением линий, показывает наличие твердого характера и присутствие деловых качеств. Но при этом отмечается некоторый комплекс зависимости от настроения;
  • б) геометрические формы ячеек, прорисованные соответствующими движениями руки и заполняющие весь или большую часть рисунка, свидетельствуют о прямолинейном, консервативном типе характера, также этому человеку могут быть присущи такие черты, как целеустремленность и бескомпромиссность.

4. Пятна

Маленькие черные (точечными пятнами) ячейки — наличие качества "формирователя" событий (о чем человек думает, то и происходит).

Любое небольшое черное пятно — свидетельство начала изменения событий в настоящем времени.

Заметное количество средних пятен или большое пятно черного цвета — энергетический голод, обесточенность (нежеланный труд, работа вхолостую).

Большое локальное темное пятно — острая проблема личного характера

5. Характерные цветовые акценты.

Большие ячейки красного цвета — предрасположенность к навязчивым состояниям, тревожность.

Заметное количество красных пятен среднего размера — напряженность, неустойчивые эмоции.

Одна или несколько больших ячеек коричневого цвета — долго не решаемые проблемы межличностных отношений.

Большое количество оттенков зеленого цвета — природная способность организма к саморегуляции.

Одна или несколько крупных ячеек лилового цвета — тревожное состояние, агрессия, острый стресс.

6. Цвет

Чистый без пятен и помарок белый фон рисунка — высокая концентрация внимания, исполнительность, пунктуальность.

Случайно или намеренно не закрашенные ячейки белого цвета — говорят о значительной невостребованности природных особенностей.

О других цветах можно сказать следующее:

  1. лимонно-желтый — цвет педагога, учителя
  2. цыпляче-желтый — цвет "ретранслятора", передатчика информации, комментатора
  3. зеленый цвет всех оттенков - цвет здоровой энергии, оптимальная способность сопротивляемости и самовосстановления организма, способности к целительству
  4. синий цвет:

Голубой — цвет спокойной энергии

Синий и темно-синий — цвет холодной равнодушной энергии

Сиреневый — цвет сильной энергии

  1. фиолетовый — цвет фонтанирующей энергии
  2. лиловый — цвет мощной, неуправляемой энергии
  3. красный цвет:

розовый — цвет теплой энергии

алый, малиновый — цвет, сигнализирующий о наличии опасности, цвет тревоги

  1. густой оттенок красного цвета, бордовый, вишневый - цвет силы, агрессивной энергии.
  2. оранжевый цвет — цвет жизненной, сексуальной энергии
  3. светлые оттенки коричневого цвета (золотистый, бежевый, охра, песочный)— цвет чистой энергии, святой энергии
  4. коричневый, темно-коричневый — цвет, определяющий наличие беды, глубоких переживаний, депрессии (в сочетании с другими темными цветами и оттенками)
  5. серый цвет — цвет, определяющий наличие нестабильных энергий, в сочетании с другими темными цветами — пограничное состояние. В малом количестве этот цвет означает скорое изменение происходящих событий.
  6. черный цвет — цвет энергетической ямы, вакуума, пустоты, энергетического обесточивания.

Примечание. В целом, говоря о цвете, необходимо отметить следующее:

  • а) темные оттенки цветов показывают наличие чрезмерных (порой приобретающих отрицательное значение) качеств энергетических функций цвета;
  • б) средняя насыщенность цвета — оптимальные качества по энергетическим функциям цвета;
  • в) светлые, прозрачные тона каждого цвета — резервные или мало проявленные качества по энергетическим функциям цвета.

В данном описании даны лишь краткие характеристики цветов (см приложение 1). Однако, это тот параметр, который является основным в методике фрактального рисунка. Как уже говорилось, цвета, преобладающие во фрактальном рисунке, являются цветами, преобладающими и в ауре автора рисунка. И они характеризуют наличие определенных качеств характера, эмоциональное и физическое состояние.

Метод фрактального рисунка может использоваться в индивидуальной работе с клиентом, для снятия напряжения и усталости у детей и взрослых, с целью диагностики и в корррекционно-развивающей работе с детьми и взрослыми, для изучения взаимоотношений в коллективе, с целью выявления психологической совместимости членов коллектива.

Характеристики по цветам

Белый

Начнем с белого цвета, так как он имеет для нас достаточно большое значение. Он является фоном, на котором воспроизводится фрактальный рисунок, и анализ фрактального рисунка мы начинаем именно с качественной оценки фона. Уже по фону листа ватмана, на котором изображен рисунок, мы многое можем сказать о человеке. Чистота белого фона, отсутствие помарок, пятен, случайных надписей показывают отношение человека к самому себе и к тому, что он делает.

Энергетически белый цвет является суммой всех цветов и содержит в себе функции резервных энергий. Это — энергии как некие невостребованные качества. Белый цвет учитывается лишь в том случае, когда в рисунке некоторые ячейки остаются незакрашенными. Обязательным условием технологии является закрашивание всех ячеек, и это правило всегда подчеркивается. Поэтому если, несмотря на все предупреждения, в рисунке оказываются ячейки белого цвета, это однозначно указывает на то, что автор зачастую не востребован как творческая личность.

Желтый

Желтый цвет оказывает мощное комплексное воздействие на наш организм. Он не утомляет, стимулирует зрение и нервную систему, влияет на наши умственные способности, активизирует деятельность мозга.

С желтым цветом связана у нас способность к приему, переработке и дальнейшей передаче поступающей к нам информации. Он определяет ее количество и качество, способствует концентрации внимания.

Преобладание желтого цвета в рисунке говорит о желании и способности человека к самоосознанию.

Желтый цвет определяет наше интуитивное начало, нашу способность к быстроте мышления и реакции, а также является символом свободы выбора и самоорганизации.

С энергетическими функциями желтого цвета связана деятельность таких органов, как поджелудочная железа, солнечное сплетение, печень, желчный пузырь, селезенка, пищеварительный тракт, а также нервной системы.

Терапевтический эффект желтого цвета велик. Он тонизирует и очищает организм. Гармонизирует состояние энергетической системы человека. Способствует выведению из организма солей и шлаков. Снижает остроту комплексов и нивелирует состояние депрессии.

Желтый цвет выражает основную человеческую потребность в самореализации. В ней заложен высший смысл всех изменений. Желтый цвет помогает нам в этом, поэтому его используют люди, вставшие на путь самопознания. Он снимает напряжение, помогает разрядить обстановку.

Желтый цвет во фрактальном рисунке раскрывает информационные функции автора и их качественную сторону. Большое число ячеек желтого цвета говорит о способности человека принимать и обрабатывать значительный объем информации. Это присуще людям открытым, любознательным, ищущим.

Всегда много желтого цвета в рисунках педагогов и учителей. Если ячейки желтого цвета гармонично расположены по всей структуре рисунка, это говорит о том, что человек является прекрасным работником, самостоятелен, способен справиться с любым заданием, выдержан, дипломатичен, в меру тщеславен.

Когда в рисунке присутствуют большие пятна желтого цвета, а информационные качества его автора никаким образом не проявляются, это свидетельствует о невостребованности человека, хотя наверняка он или интересный рассказчик, или увлекается какой-либо областью знаний.

Светло-желтые, лимонные и цыпляче-желтые оттенки характеризуют в человеке ярко выраженное качество "ретранслятора": такой человек способен воспринимать информацию и затем четко, ясно, интересно ее передавать. Как правило, люди, в рисунках которых этот цвет доминирует, обладают достаточно выраженным качеством интуиции и способны работать с информационными полями среды.

Преобладание в фрактальном рисунке оттенка цыпляче-желтого цвета характеризует человека, способного передавать свою мысль четко, понятно и грамотно. Как правило, такой оттенок доминирует у людей с большим опытом педагогической практики, у артистов, экскурсоводов, переводчиков, руководителей структурных подразделений и т. д. Дети часто используют различные оттенки желтого цвета в своих рисунках, что определяет их тягу к познанию мира, их способность к восприятию и передачи информации.

Примечание. Этот комментарий относится абсолютно ко всем цветам и их оттенкам. Иногда в процессе анализа рисунка отслеживаются заметно выраженные отрицательные проявления по характеристике состояния человека, хотя на первый взгляд мы видим преобладание положительного цвета. В этом случае необходимо внимательно рассмотреть, с какими цветами соседствует преобладающий цвет, как правило, это контрастирующие между собой цвета и оттенки. В большинстве случаев именно этот фактор определяет выраженные отрицательные качества в состоянии человека. И только практический опыт анализа тестовых рисунков в процессе расшифровки (это не менее 21—25 рисунков разных людей) даст возможность точно ориентироваться в особенностях сочетания цветов, в той или иной характеристике.

Зеленый

Поговорим теперь о зеленом цвете. Все великолепие природы заключено в нем. Он олицетворяет равновесие сущего вокруг нас. Зеленый всегда ассоциируется у нас со здоровьем и процветанием. Во фрактальном рисунке зеленый рассматривается как цвет здоровой энергии.

Человек, у которого преобладает зеленый цвет в рисунке, более других наделен природными качествами к самокоррекции. Этот человек проницателен, склонен к деловому сотрудничеству, способен выслушать и понять своего собеседника. Доминирующий зеленый цвет и его оттенки также свидетельствуют о природной способности автора рисунка к целительству..

Зеленый — цвет процветания, финансового и материального благополучия. Человек, желающий добиться успеха в бизнесе, должен окружать себя зеленым цветом.

Зеленый цвет по энергетическим функциям отвечает за состояние плечевых суставов, органов дыхания и в целом за деятельность сердечно-сосудистой системы. Положительно влияет на сосуды коры головного мозга.

Нормализует артериальное давление, снимается головные боли, частую утомляемость глаз, повышает общий тонус организма.

Доминирующие салатные оттенки зеленого цвета свидетельствуют о наличии стабильного здоровья как наследственного качества, а в случае болезни именно эти качества чаще всего дают возможность человеку быстро и без осложнений решить возникшие проблемы.

Травянисто-зеленый цвет, близкий к болотному, указывает на большую физическую выносливость человека. Таким людям крайне важен фактор реализации природных качеств как в спорте, так и в профессиональной деятельности, где эти качества в полной мере будут востребованы. Для таких людей крайне важна профессиональная реализация и востребованность в жизни. Отсутствие воз-можности в реализации своих физических способностей, усиливает в человеке раздражение, грубость, агрессию.

Частое сочетание зеленого цвета с желтым свидетельствует о повышенной чувствительности и наличии уникальных качеств человека (проявленных или скрытых) в области энергоинформационного обмена.

Сочетание светлых оттенков зеленого, желтого и синего цветов в рисунке говорит о выраженных качествах коммуникабельности. Чаще всего рядом с таким человеком другие люди ощущают комфорт и спокойствие. К такому человеку всегда хочется прикоснуться, побыть с ним рядом. Авторы подобных рисунков, как правило, гармоничны и способны своей гармонией делиться с окружающими.

Синий

Синий цвет олицетворяет собой покой. Стремление человека к стабильности и равновесию.

Энергетические функции оттенков синего цвета связаны с деятельностью костной системы, позвоночника, спинного мозга, железами внутренней секреции.

Этот цвет оказывает общее успокаивающее действие. Купирует воспалительные процессы в организме, снижает артериальное давление. Свет синей лампы имеет физио-терапевтический воздействие, в этом заключается ее всем известный оздоровительный эффект.

Автор, в работе которого преобладает синий цвет, даже в моменты сильного волнения не проявляет эмоций, сохраняя внешнее спокойствие и беспристрастность. Во фрактальном рисунке синий цвет характеризуется как цвет спокойной, а при наличии темных оттенков синего цвета — холодной энергии.

Преобладание темно-синего цвета в рисунке является свидетельством наличия напряжения эмоционального состояния человека, переходящего порой в клиническую депрессию. Синий цвет, как и любой другой, необходим, без него невозможно достичь гармонии. Но избыток синего, темно-синего цвета и, как часто бывает, в сочетании с черным отражает негативное состояние. В этом случае человек не способен на адекватную оценку происходящих событий, он не видит перспективы и не в состоянии решать возникшие проблемы. Зачастую это признак депрессивного состояния, при котором необходима помощь специалиста.

Если синий цвет присутствует в сочетании с красным, коричневым и черным цветами, это говорит о неблагополучии эмоциональной среды, в которой человек находится.

Если темно-синий цвет соседствует в рисунке с желтым, значит, автор близок к решению той жизненной проблемы, которая ввергла его в состояние депрессии.

Гармоничное сочетание синего, голубого, зеленого и оранжевого цветов дает положительную динамику развития и решения длительной проблемы в жизни человека. Подобное сочетание цветов зачастую используется в задачах коррекции. Вообще, присутствие синего цвета в рисунке должно быть непременным условием. Он привносит необходимую стабильность и уверенность в том, что все будет так, как надо.

Голубой

Прежде всего, это цвет, характеризующий развитие интеллекта. Он показывает, насколько человек способен к самовыражению. Это цвет правды, честности, преданности. Он символизирует духовную жизнь человека.

Голубой цвет относится к самым популярным и используемым цветам. Кроме того, голубой цвет приносит спокойствие и уверенность.

Энергетическая функция голубого цвета влияет на работу щитовидной железы и органы верхних дыхательных путей.

Голубой цвет имеет большой терапевтический эффект, стабилизирует деятельность нервной системы, оказывает положительное влияние на кровеносную систему.

Голубой цвет также успешно используется в задачах коррекции. Обычно, когда в рисунке присутствуют ячейки среднего размера, закрашенные голубым цветом, это говорит о том, что автор — человек, любящий свою семью, ценящий семейный уют и комфорт.

В некоторых случаях большое количество ячеек голубого цвета свидетельствует о чрезмерной обидчивости и ранимости автора рисунка. Особенно ярко это проявляется у детей. Анализируя сочетание голубого цвета в совокупности всей гаммы спектра, крайне важно составить для себя целостную картину цветовых характеристик.

Сиреневый

Важное значение при анализе фрактального рисунка имеет сиреневый цвет. Он так же, как и синий, вносит элемент спокойствия во фрактальный рисунок, но гораздо в меньшей степени. Сиреневый цвет показывает нам, что человек сильный энергетик. Он не просто мощно генерирует, он генерирует именно светлые формы физических энергий. Чаще всего это глубоко положительный че-ловек, с ним всегда приятно общаться, он способен и готов прийти на помощь другому человеку.

Сиреневый цвет почти всегда показывает, что человек, его применяющий, способен к работе в очень серьезных энергетических режимах. Он всегда может поделиться своей энергией с другим, причем без видимого ущерба для себя.

Негативное влияние большого количества сиреневого цвета проявляется в том, что он может человека характеризовать как тщеславного, ищущего почестей и славы. Также очень часто сиреневый цвет присутствует во фрактальных рисунках детей и подростков, особенно он характерен для переходного возраста, в этом случае он говорит о быстром уходе детства, о слишком быстром взрослении ребенка.

В терапевтическом смысле сиреневый цвет отвечает за качество работы иммунной системы. Поэтому его присутствие, а тем более доминанта, может говорить о нарушениях в ее работе.

Фиолетовый

На характеристике фиолетового цвета мы хотели бы остановиться поподробнее. Фиолетовый цвет хотя и является оттенком синего цвета, уже ничего общего с ним не имеет.

Этот цвет продолжает энергетическую характеристику человека. Его, как правило, используют люди, которые имеют неограниченный энергетический запас. Это цвет мощной фонтанирующей энергии. В случае, когда фиолетовый цвет доминирует, речь идет уже о необузданной энергии, что бывает чрезвычайно редко, но бывает. Большое количество данного цвета на рисунке говорит о том, что человек не востребован как генератор этой самой энергии. Он аккумулирует такое количество энергии, что сам уже не способен ее перераспределить. Эта энергия застаивается, и у человека начинаются проблемы.

Зачастую фиолетовый цвет характеризует так называемых трудоголиков. Для такого человека жизнь — это труд, вынужденное безделье для них означает смерть или, по крайней мере, затяжную депрессию. Для людей, использующих фиолетовый цвет, крайне важным является их самореализация и самовыражение. Потому что если такой человек не реализован профессионально, значит, дома Вы имеете диктатора, у Вас домострой, и Вы, как говорят в народе,  "ходите по одной половице".

С точки зрения терапии духа, значение фиолетового цвета огромно. Фиолетовый — это цвет седьмой высшей чакры человека — Сахасрары, расположенной на макушке головы. Поэтому использование фиолетового цвета может показывать нам, насколько человек готов к интеграции всей своей сущности, к целостному восприятию себя как личности, к слиянию в единое целое всех аспектов нашего бытия.

Фиолетовый цвет олицетворяет собой единство и борьбу противоположностей. Именно в нем достигают своего апогея антагонистические противоположности синего цвета.

С одной стороны, мы видим человека, готового к расширению своего сознания до слияния его со всем окружающим миром, с другой стороны, это может быть духовно ущербный человек, к тому же страдающий разными формами психического расстройства.

Поэтому фиолетового цвета во фрактальном рисунке не может быть много, обычно он используется вкупе с другими цветами. Если же он доминирует, автор рисунка нуждается в очень пристальном внимании.

Если же его нет вообще, в этом нет ничего страшного.

Лиловый

Характеристикой лилового цвета мы заканчиваем разговор об оттенках синего цвета. Лиловый цвет еще более драматизирует ситуацию. Все, что мы говорили о фиолетовом цвете, относится и к лиловому с одной только разницей: лиловый цвет еще более усугубляет свойства фиолетовых тонов.

Ситуаций, когда доминирует лиловый цвет, практически не бывает, но если он в рисунке все-таки заметен, это говорит о наличии "бешеной", неуправляемой энергии. С таким человеком обращаться надо крайне осторожно. Обычно это состояние агрессии, причем часто неконтролируемой.

Если в рисунке небольшое количество ячеек лилового цвета и они маленького размера, это не должно вызывать беспокойства. В то же время если лиловый цвет все-таки преобладает, это может говорить о том, что человек склонен к оккультизму. Преобладание лилового цвета присуще людям, склонным к фанатизму.

Красный

Это очень интересный и парадоксальный цвет. С одной стороны, это цвет власти, цвет богов, жрецов и монархов. В Древнем Риме красный цвет олицетворял власть и могущество, был любимым цветом римских легионеров. У персов и скифов красный цвет обозначал цвет воинского сословия и был цветом царей и жрецов.

Красный цвет у многих народов считался цветом плодородия, он олицетворяет нашу земную жизнь. Это цвет огня, цвет жизни.

Если человек хочет привлечь к себе внимание, он стремиться одеться в красное. Человек, неуверенный в себе, никогда не будет использовать этот цвет.

В то же время красный цвет — это сигнал о том, что человек находится в неуравновешенном состоянии, что у него блокирована его энергетическая система, возможны психические нарушения или чрезмерная возбудимость.

Красный — это цвет тревоги. Красный сигнал светофора предупреждает об опасности, которая нас ждет на перекрестке. Красным цветом всегда предостерегают, что необходимо быть внимательным и осторожным.

С красным цветом связаны такие качества, как эгоизм, завышенная самооценка, но, с другой стороны, он может указывать на признание своей вины и стремление к искуплению.

Избыток этого цвета будоражит нас и действует как красная тряпка на быка, но в то же время это тот эликсир, который впрыскивает адреналин в нашу кровь, улучшает кровообращение и сердечную деятельность, лечит довольно разнообразные заболевания.

Если Вы хотите кому-нибудь понравиться, Вы непременно наденете что-нибудь красное. Красный цвет неразделим с женственностью и красотой. Он повышает работоспособность и улучшает настроение. Он аккумулирует весь Ваш энергетический потенциал.

Вся мощь природы заключена в красном цвете, вся ее неиссякаемая, грозная, мощная и несокрушимая сила.

Во фрактальном рисунке он проявляется во всей своей красоте и силе.

Если красного цвета очень много в рисунке, это сигнал к немедленным и быстрым действиям. Так как нарисовавший этот рисунок человек находится в крайне нестабильном состоянии.

Если красные пятна средней величины и их много, это признак неустойчивого психоэмоционального состояния. Такого человека что-то гнетет. Обычно это текущие проблемы и неприятности, однако если общий тон рисунка темный, это говорит о том, что человек не знает выхода из ситуации, хотя мучительно его ищет.

Если красный цвет во фрактальном рисунке органично переплетается с другими цветами, он не выделяется, а подчеркивает другие цвета и не создает впечатления того, что его много, это и есть "золотая середина". Обычно это говорит о том, что человек достаточно гармоничен, динамично развивается и его жизненная ситуация стабильна. Но об этом можно говорить, проанализировав всю цветовую гамму.

Иногда красного цвета во фрактальном рисунке может и не быть, хотя это происходит чрезвычайно редко.

Красный цвет связан со всем материальным. Его энергия дает нам возможность осуществлять все наши жизненные планы, которые требуют от нас серьезных энергетических затрат.

Розовый

У красного цвета, как и любого другого, существует множество оттенков. В рамках данного повествования мы будем останавливаться только на ключевых, которые, на наш взгляд, играют важную роль в анализе фрактальных рисунков. Такой исключительно важной производной красного цвета является целая гамма розовых оттенков.

Все они, без исключения, смягчают действие красного цвета, делая его более нежным. Розовый — это цвет теплой энергии, цвет утренней зари. Эта необычная трактовка отражает энергетическое состояние человека как такового. Стоит признать, что первых тестовых фрактальных рисунков, которые бы содержали доминанту розового цвета, практически не бывает. Он в той или иной мере присутствует в девяти из каждых десяти фрактальных рисунков, но он как бы на вторых ролях. Этот цвет дополняет, оттеняет, контрастирует, где-то нивелирует, но не выделяется. Если же он преобладает, значит, автор рисунка имеет стабильное, спокойное, доброжелательное отношение к себе, окружающим, жизни в целом. Его общее состояние комфортно. Характерная особенность таких рисунков в том, что они явно или неявно связаны с выражением женской натуры. У женщин преобладающий розовый цвет говорит об активной чувственной жизни.

Гармоничное сочетание розовых оттенков с другими цветами фрактального рисунка свидетельствует о том, что автор находится в постоянном духовном поиске. Характеризует автора рисунка как человека открытого, дружелюбного и веселого.

Если переизбыток розового цвета наблюдается в рисунке ребенка, это говорит о недостатке внимания. Такой ребенок нуждается в заботе, внимании и ласке.

В общем случае розовый цвет имеет огромный терапевтический эффект. Если Вы хотите скорректировать свою жизненную ситуацию, смело включайте его в свои фрактальные рисунки. Окружайте себя этим цветом. Он поможет Вам во всех видах лечения, подготовит организм к восприятию любого воздействия, в горе и лишениях окажет поддержку.

Алый, малиновый

Алые и малиновые оттенки во фрактальном рисунке являются цветом предупреждения. О чем они предупреждают, надо анализировать по сочетанию с другими цветами. Так как они являются оттенками красного, то, естественно, они несут и смысловую нагрузку красного цвета, хотя в более мягком варианте. Кроме того, они могут акцентировать наше внимание на проблемах, выраженных другими цветами.

Когда в рисунке избыток малинового или алого, это однозначно перекликается с тем, что мы говорили о красном цвете. Значит, присутствует тревога, эмоциональное состояние человека напряженное, есть какая-то проблема. Налицо предупреждение о неком срыве или острой назревающей ситуации. Надо обратить внимание на состояние эмоций автора рисунка.

Когда в рисунке присутствуют гармоничные вкрапления этих цветов, это говорит о том, что его автор активный, интересный человек, чаще всего увлеченный каким-то делом.

Практически ни одну жизненную ситуацию нельзя разрешить без применения этих цветов. Они вносят в фрактальный рисунок динамику, тягу к прогрессу, стимулируют чувственность.

Алый цвет является символом прогресса. Ни один человек, поставивший перед собой какую-нибудь задачу, тем более, если она трудна, не обойдется без алого цвета. Главное здесь — не перебрать, потому что большое количество этого цвета говорит уже о внутренних противоречиях, о непримиримости, доходящей до фанатизма.

В общем случае малиновый цвет говорит об импульсивности и непредсказуемости. Когда он в гармоничной норме, то олицетворяет тягу к прогрессу и показывает, что такого человека ничто не остановит в решении поставленной задачи.

Бордовый, вишневый

Бордовый и вишневый оттенки красного цвета тоже несут в себе информацию о тревожном состоянии человека, хотя смысл этой тревоги уже несколько иной. В каждом случае преобладание такого цвета в рисунке требует внимательного отношения к его автору, поскольку ему необходима консультация врача. Причем помощь должна быть комплексная, наряду с обычными медикаментозными формами можно применять коррекцию с использованием

фрактального метода. Практика применения фрактального метода показывает, что он дает очень высокий результат.

В общем случае человек, использующий бордовый цвет в своем рисунке, отличается большой силой духа, он стойко переносит превратности судьбы и готов к любым неожиданностям.

Если количество бордового цвета небольшое, это говорит о склонности автора к пониманию глубинных проблем и сути происходящего. Исторически сложилось так, что бордовый цвет является символом силы и власти.

Оранжевый

Оранжевый — это цвет солнца. Именно с солнцем во все времена люди связывали свою судьбу. Точно так же и мы не можем себе представить жизнь без оранжевого цвета. Он олицетворяет успех в нашей жизни. Это сама жизнь и ее энергия, так необходимая нам.

Оранжевый цвет оказывает значительное влияние на физиологию человека. Он улучшает пищеварение. В физиологическом плане отвечает за работу толстого отдела кишечника, регулирует работу надпочечников.

Оранжевый цвет заставляет нас думать конструктивно. Призывает к милосердию и терпимости. Это цвет командной работы. Его девиз: "Один за всех и все за одного".

Вся сексуальная жизнь человека напрямую связана с оранжевым цветом. Он отвечает за наши инстинкты и ощущения.

Это цвет прогресса и движения вперед. Человек, его использующий, наверняка находится в постоянном поиске, он не может быть равнодушным и холодным. Оранжевый — это цвет альтруизма, он противник застоя и косности, это цвет перемен.

Во фрактальном методе оранжевый цвет олицетворяет собой жизненную силу, наличие у человека жизненной энергии. Если этим цветом закрашены некрупные ячейки и они равномерно разбросаны по всему рисунку, то этот человек имеет большой жизненный потенциал и большую жизненную силу. Обычно это привлекательный, дружелюбный человек, чаще всего или спортсмен, или увлекающийся спортом. Отличительной его чертой является сексуальная привлекательность и сексапильность. Такой человек имеет свой неповторимый шарм, свою изюминку. Такие люди всегда выделяются. Наличие жизненной силы заметно по тому, как они держаться, как разговаривают и одеваются.

Однако если оранжевый в избытке, причем, присутствуют его крупные пятна, это может быть сигналом того, что человек не востребован, у него энергетический застой. В этом случае оранжевый цвет свидетельствует о неспособности к четким конкретным действиям и наличии комплексов. Отсутствие этого цвета во фрактальном рисунке говорит о наличии проблем в интимной жизни, об упадке жизненных сил, низкой энергетической генерации, иногда об оскорбленном чувстве собственного достоинства.

Кроме всего прочего, обилие оранжевого цвета в тестовом рисунке может говорить о сексуальной невостребованности автора рисунка, о наличии проблемы одиночества и дефицита общения.

Оттенки оранжевого цвета либо уменьшают, либо усиливают описанные нами характеристики.

Оттенки светло-оранжевого и янтарного цвета обладают всеми качествами оранжевого, но смягчают его.

Янтарный — цвет мудрости и целеустремленности, цвет понимания и осознания. Он стимулирует работу ума, придает уверенности в себе, определяет такое качество, как целеустремленность.

Коричневый

Коричневый цвет — чрезвычайно интересный цвет. Он интересен своей полярностью в расшифровке.

Рассмотрим сначала светлые оттенки коричневого цвета. К наиболее часто встречающимся во фрактальных рисунках оттенкам коричневого цвета относятся светло-коричневые тона, охра, бежевый, золотистый, песочно-золотистый. Песочно-золотистый несет в себе функцию чистой, святой энергии. Когда светло-коричневые оттенки преобладают в рисунках, это говорит о том, что человек духовно богат и душевно развит. Чаще всего этот цвет преобладает у людей, пришедших к эзотерическим знаниям или к глубокой вере через какие-то серьезные испытания, жизненные проблемы. Только такие люди, как показывает жизненный опыт, используют в своих рисунках оттенки светло-коричневого цвета.

Может возникнуть вопрос: "А почему это цвет чистой, святой энергии"? Ответ, на наш взгляд, нужно искать в изображенных древними мастерами ликах святых. Если Вы обратите внимание на иконы, то увидите над ликами святых ореол или сияние, выполненное именно этими оттенками. В виде исключения иногда присутствует серебристый цвет, но чаще всего это золотистый, песочный, золотисто-песочный.

В свою очередь темно-коричневые оттенки — полная противоположность светлым тонам. Если в рисунке мы видим большие пятна темно-коричневого цвета, то можно смело утверждать, что у человека существует некая давняя глубоко скрытая личная проблема, с которой человек, по сути дела, уже смирился и с которой справится самостоятельно уже, наверное, не сможет. Здесь нужна помощь специалиста. Большое количество темно-коричневого цвета, вне зависимости от формы проявления: либо это большие пятна, либо это пятна средней величины, разбросанные по рисунку, — говорит о том, что человек находится в беде или близок к этому. Это может быть стресс, нерешенная острая проблема, какая-то ситуация. Увидев это, нужно на этого человека обратить внимание и постараться ему помочь. К нему нужно относиться бережно и корректно.

Если темно-коричневые тона сочетаются с красными, темно-красными, фиолетовыми, черными, здесь нужна срочная помощь всеми доступными средствами, в первую очередь со стороны специалистов. Вполне возможно, что человек может не осознавать потребность этой помощи. В этом случае основная задача состоит в том, чтобы и человек, и его близкие поняли ее необходимость.

Особенного внимания требуют к себе дети, использующие в своих рисунках данный цвет. Это значит, что этот ребенок испытывает глубочайший дефицит внимания близких людей. Он находится в стрессовом состоянии и ему крайне необходима помощь.

Заканчивая описание коричневого цвета, хотелось бы сделать одно замечание. Многие канонизированные святые, лики которых изображаются сейчас в ореоле светло-коричневых тонов, прожили очень не простую жизнь. Более того, большинство их при жизни прошло череду тяжких испытаний и переживаний, т. е. в их жизни были моменты, когда они наверняка применили бы темно-коричневый цвет для характеристики того, что с ними происходит. В этом прослеживается качественная совокупность светлых и темных тонов коричневого цвета. С одной стороны, темно-коричневый цвет является показателем тяжких испытаний, выпавших на долю человека, с другой стороны, светлые оттенки коричневого являются показателем его чистоты и святости. В этом заложен глубочайший смысл: только через серьезные жизненные испытания возможно очищение человека и духовный рост.

Черный цвет и его оттенки

Наконец мы переходим к рассмотрению черного цвета и его оттенков. Черный цвет, так же как и коричневый, парадоксален по своей сути.

Самым характерным оттенком черного цвета является серый. Как правило, довольно трудно найти серый карандаш или фломастер, но даже если он и имеется под рукой, во фрактальном рисунке присутствуют лишь небольшие ячейки серого цвета.

Когда же мы видим большое количество серого цвета в рисунке, это говорит о том, что в жизни этого человека будут происходить конкретные изменения. Потому что серый цвет — это цвет перехода от одного состояния к другому. Если серый цвет доминирует, это означает, что человек находится в неком пограничном состоянии, в состоянии дискомфорта, эмоциональной нестабильности, неустойчивости и неуверенности в себе. Человек, закрашивающий крупные ячейки серым цветом, требует к себе предельного внимания, так как ему необходима конкретная помощь психоаналитика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования.

Конспект интегрированного  занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе с использованием элементов методики фрактального рисования. Тема:...

Мастер-класс "Фрактальное рисование"

Метод фрактального рисования был разработан Т.З.Полуяхтовой в 1991 г.Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием, ведь рисунок несет информацию о состоянии д...

Статья на тему: "Фрактальное рисование как метод развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Фрактал - геометрический объект, который можно увидеть в разных частях сам, или по крайней мере что-то очень похожее на весь фрактал. Метод фрактального рисования базируется на использовании взаимосвя...

Развивающий потенциал техники фрактального рисования. Занимаемся в кругу семьи.

Метод фрактального рисования может применяться в индивидуальной и групповой работе, в адаптационный период, а так же при снятии тревожности напряжения и усталости. Интересно использование техники в кр...

Фрактальное рисование с "ROBOT MOUSE".

Фрактальное рисование с детьми ОВЗ является эффективным методом, для внутреннего состояния ребенка и для коррекции различных аспектов....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ФРАКТАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ"

Метод фрактального рисования был разработан Т.З. Полуяхтовой в 1991 г.Он основан на взаимосвязи между мелкой моторикой человека и его психическим состоянием.Цель: диагностика и коррекция психоэмоциона...

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисования

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством использования фрактального рисованияПонятия «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения&r...