ЭССЕ-СОЧИНЕНИЕ " ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ "
статья на тему

Лукина Ирина Викторовна

ЭССЕ-СОЧИНЕНИЕ  "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ "  ОТРАЖЕНИЕ  МОЕГО  ВЗГЛЯДА НА  ЛИЧНОСТЬ  СОВРЕМЕННОГО  ПЕДАГОГА И ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К НЕМУ ТРЕБОВАНИЙ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "ПРИЗВАНИЕ " 19.42 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

                               Лукина Ирина Викторовна

Воспитатель

Государственное бюджетное дошкольное

общеобразовательное учреждение № 25

Калининского района

Г. Санкт-Петербурга

 

                                     Конкурс эссе «Призвание»

 Номинация «Моя педагогическая философия»

                                   

                               Сочинение – эссе «Моя педагогическая философия»

            Моя педагогическая философия … Тема   многогранная, интереснейшая, рождающая множество вопросов, прежде всего, конечно, к себе.

Я –педагог. И что же во мне такого, что я посчитала возможным выбрать для себя этот путь? Из чего складывается моя педагогическая философия? Насколько честна я перед собой, рассуждая о ней? Стараясь избежать высокопарных слов и патетики, постараюсь ответить на эти вопросы.

 Для вступления –несколько слов о себе. Я- мать троих детей, и я воспитатель. Работаю в детском саду 6 лет. Много ли? Мало ли? Риторические вопросы из любимых русских сказок … Но этого времени оказалось достаточно, чтобы убедиться в неоспоримости фразы «Счастлив тот, кто движется по Своему пути в жизни». Боюсь, что это про меня.

     Как и любая другая профессиональная философия–моя складывается из нескольких составляющих, своего рода постулатов. Какой же из них поставить на первое место? Отбрасывая ненужные сомнения, беру за основу первый закон … медицины. Да, это именно он – «Не навреди!». Считаю, что воспитатель имеет такие огромные возможности влиять, менять, корректировать, искоренять, прививать, поощрять, побуждать, и Быть Сопричастным к такому невидимому, но бесконечно хрупкому процессу Становления Личности Ребёнка, что осознавая это, понимаешь – насколько большая ответственность возложена на тебя. И поэтому: «Не навреди!»:

Учись оценить ситуацию на шаг, а иногда и на два, вперёд.

Умей предвидеть, чем обернётся вовремя сказанное (а быть может –не сказанное) тобой слово. Какое отражение своей деятельности (а быть может бездеятельности) ты увидишь завтра?

Задумайся, проанализируй, отдай себе отчёт -  какие удалённые во времени последствия, может вызвать твоя сегодняшняя ошибка. И если есть возможность – спеши, спеши исправить её. Мы хорошо и вполне отчётливо видим ошибки других людей, в том числе и наших коллег по работе, но педагогу не стоит тратить на это время, так как результаты его собственных ошибок обычно не заставляют себя долго ждать. Больно, когда твой воспитанник вдруг проявляет жестокость по отношению к другим, равнодушие к беде товарища или позволяет себе посмеяться над его ошибкой. Заглянуть в эти ситуации как в зеркало – не это ли требуется от педагога?

       Никак не могу согласиться с распространённым нынче выражением «Работу нужно оставлять на работе». Разве педагог может позволить себе такую роскошь? И по пути домой и занимаясь своими делами,  дальней, но неотступной мыслью, привыкаешь анализировать свой день – что удалось сегодня мне и удалось неплохо,  в чём нужно завтра оказаться на высоте, всем ли детям, кто нуждался в моём внимании сегодня удалось его уделить…Ведь в любом детском коллективе есть бойкие и смелые, те которые  без особого труда могут овладеть всем вниманием педагога, а есть те, кто стоя в стороне и оставаясь в тени, будут лишь с надеждой в глазах обращаться к тебе : « Я тоже здесь ! Мне тоже хочется получить твоё внимание! Побудь немного и со мной!». И понимаю – это важно. Но важно именно сейчас. И боишься упустить дорогое время, которое для педагога на вес золота.

        Рассуждая далее о составляющих моей педагогической философии спешу упомянуть следующее убеждение: Работая с детьми - ты не имеешь права быть Неинтересным. Во многочисленных положениях законопроектов и кодексах написано немало об обязанностях педагога, но эту обязанность каждый, кто пришёл работать к детям, наверно должен определить для себя сам. Нет картины более печальной, когда вдруг посреди шумного, многоголосого, пёстрого и беспокойного калейдоскопа детского общества встречаешь унылые, скучающие глаза взрослого. На свете множество профессий и не найдя себя в одной, неплохо было бы и попробовать что-нибудь другое, но выходя к детям, считаю недопустимым   позволить себе быть Равнодушным, Неинтересным и не интересующимся.   Нет, здесь только уместно одно – Держать руку на пульсе, быть лёгким на подъём, быть в курсе, быть способным увлечь за собой, заинтересовать, уметь в простом рассмотреть сложное, а в сложном найти много простого.

           Много ли пользы будет от педагога, который не стремится к саморазвитию, к продолжению образования (и самообразования), к постижению азов своей профессии… А достигнув высот останавливается не видя новых горизонтов…Одного доброго намерения бывает, как известно, недостаточно, когда речь заходит о воспитании, хотя и одно оно уже велико само по себе, и дети его улавливают практически мгновенно. Но помимо этого тебе необходимо Знание. Твоими учителями здесь становятся–педагоги, врачи, философы, книги, интернет, родители твоих воспитанников (к которым так редко мы, педагоги обращаемся за советом и в этом состоит большой парадокс нашей работы), и конечно Дети. Они не бывают чужими, они не должны быть только теми, кого надо воспитывать (здесь с улыбкой вспоминается шедевр нашего кинематографа –мультфильм «Малыш и Карлсон», бесподобная фрекен Бок со своей знаменитой фразой «Какая мука воспитывать детей!»).

        Да, не очень просто, но выбирая эту профессию, думаю мало кто ищет лёгкий путь. И понимаю – без обладания знаниями, умениями, без должных компетенций, ты будешь стоять на месте, а вокруг тебя будет шуметь, находясь в бесконечном движении, поражая многообразием красок и чувств, большой неповторимый Мир Детства. Не оказаться там лишним, быть рядом, быть вместе, стать доверенным лицом и хранителем секретов, стать другом и учителем, научить законам Дружбы, привить уважение к родителям, показать своим примером радость общения, радость выполняемого труда, искреннюю заинтересованность в другом человеке, научить прощать и сожалеть о причинённой обиде, научить протянуть руку помощи, тому, кто попал в беду, научить защищать того, кто слабее тебя. Возможно ли это без кропотливой работы над собой? Под силу ли будет это мне, если позволю проникнуть в мою работу лени и усталости, желанию несколько устраниться от сложного и безостановочного процесса?

        Третьим пунктом, завершая рассуждение о моей философии педагога, хочу упомянуть о следующей опасной ловушке, в которую однажды попав, теперь внимательно стараюсь обходить. Ловушка эта поджидает на пути многих начинающих педагогов- как учителей, так и воспитателей, со многими она продолжает путь ещё долгие годы. Мне также не удалось её избежать в самом начале своего профессионального пути, но лучший учитель – наш жизненный опыт, помог разглядеть её и впредь быть на чеку, пристально вслушиваясь и всматриваясь: нет ли вновь признаков её появления во мне?  Определила я эту ловушку как «педагогическое тщеславие». Легко попасться на эту удочку, легко примерить на себя лавры большого мастера педагогики, легко давать ненужные советы, переживая приятнейшее чувство Самоутверждения (вспомним дедушку Фрейда) за счёт неправильных, как оказалось потом, представлений о всей невероятной, настоящей глубине того, что поистине требует от тебя твоя профессия педагога. Не морализаторства, не нотаций, не «душеспасительных» разговоров, не имеющих в своей основе ни знания жизни, ни мудрости, вызывающих лишь скуку и раздражение у воспитанника и ощущение что что-то всё же идёт не так, как надо бы, у тебя самого… Тот факт, что ты стал жертвой своего педагогического тщеславия, можно без труда определить по плодам твоего воспитания: ты горд от мысли, что в вверенном тебе детском коллективе царит железная дисциплина, но мудрый и внимательный взгляд опытного педагога заметит усталость в глазах детей от необходимости выполнять твои бесконечные требования, ты высоко себя ставишь, возвышаясь над своими коллегами , когда принимаешь участие, Без разбора во всех, детских играх и занятиях, не замечая всего лишь детскую вежливую снисходительность к тебе, когда ты такой большой и взрослый влезаешь в их , такую  неповторимую, игру и устанавливаешь свои правила , да ещё и следишь, за их строгим выполнением…

        Дети добры к тебе и вскоре ты начинаешь прозревать: осторожно, боясь помешать, спросишь совета и разрешения, и где-то лучше промолчишь, заменишь слова взглядом. Становишься чутким, внимательным, осторожным. Из всего многообразия детского мира учишься определять тихих детей, но таких ответственных к твоим словам, шумных и развитых, но таких невнимательных, которым так нужна твоя помощь, чтобы сориентироваться в ситуации, молчунов и забияк, с которыми выстраиваются у тебя свои отношения и каждого стараешься понять, не торопясь с выводами.

       Хочу верить, что настоящий свой путь и путь, который лежит передо мной я смогу пройти придерживаясь этой моей философии педагога и оглянувшись назад иметь причину оценить свою работу, как приносящую настоящую пользу обществу в целом и каждому воспитаннику моему в отдельности. Да, мы редко слышим спасибо за ежедневный свой труд, но, если разобраться, ведь и работаем мы не ради благодарности, а с Надеждой, что усилия наши не пропадут зря и что мы, педагоги, стоим у самых истоков Детства, имея возможность внести и свой вклад в развитие и становление Личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе "Призвание - Педагог

Возможно в этом мире ты всего лишь человек,но для кого-то ты – весь мир.Габриэль Гарсиа Маркес      Я обычный человек, как миллионы других людей. Но я с гордостью могу сказать, что для ...

эссе-сочинение " я и моя профессия"

В этом эссе хочу поделиться своими взглядами на профессию педагога....

«Лучшее эссе о педагогическом призвании».

От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ...

Эссе "«Лучшее интервью о педагогическом призвании» «Современный педагог – кто он?»

В данном эссе раскрывается весь потенциал педагогической деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации....

«Лучшее эссе о педагогическом призвании» «С чистого листа»

Эссе о педагогическом призвании Морозовой Е.А....