Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)
методическая разработка на тему

Широбокова Евгения Юрьевна

Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.

Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_mir_doshkolnika.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Мир дошкольника»

Задачи:

  • Обобщить знания педагогов по организации и использованию предметно-развивающей среды;
  • Знакомство с современными подходами к организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • Способствовать формированию творческого мышления педагогов;
  • Совершенствовать навыки принятия коллективных решений;
  • Корректировать те или иные недостатки  в работе педагогов;
  • Создавать условия для обмена педагогическим опытом;
  • Оказывать помощь начинающим воспитателям в организации предметно-развивающей среды;
  • Сближать педагогов, объединив их в едином ритме и направлении работы.

Материалы и оборудование: две магнитные доски, фломастеры, ватманы, две игрушки со звуковыми кнопками, карточки с педагогическими ситуациями,  круги с секторами из бумаги, призы для каждого участника.

Участники делятся на две команды и занимают места за круглыми столами. Выбираются 4 члена жюри.

Вступительное слово ведущего и представление членов жюри.

«Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности.

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь. Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т. е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей воспитанников. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности».

1 тур «Блиц-опрос»

Отвечает команда, которая первая нажала на звуковую кнопку. В конце тура жюри оценивает команды по количеству правильных ответов.

  • система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей (предметно-развивающая среда);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр  принадлежат следующие атрибуты: весы, бутылочки из пластика, халат, кассовый аппарат, игрушечные деньги, весы, пластмассовые фрукты и овощи, муляжи-продукты и т.д. («магазин»);
  • к какому уголку для сюжетно-ролевых игр  принадлежат следующие атрибуты: конструкторы разного размера, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек, крупные и мелкие объемные формы и т.д. («строительный уголок», «Центр конструирования»);
  • к какому центру предметно-развивающей среды  принадлежат следующие атрибуты: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь, микроскоп, глобус, лабораторное оборудование, мерная посуда и т.д. («Центр экспериментирования»);
  • о каком центре идет речь: удовлетворение потребностей  в двигательной активности, организация самостоятельной двигательной активности, развитие представлений детей о разных видах спорта, отреагирование негативных эмоций? («Центр физического развития»);
  • о каком центре идет речь: воспитание эстетических чувств, формирование индивидуально-коллективного творчества, формирование интереса к произведениям искусства, формирование навыков изобразительной деятельности? («Центр ИЗО»);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих предметов: кукла, коляска, машинка, солдатики, железная дорога? (игровая деятельность);
  • какой вид деятельности реализуется с помощью следующих

   предметов: книги, коробка форм, лото, мозаика, вкладыши, календарь

   погоды? (познание);

  • как называется предмет, который дети используют в игре вместо другого предмета, руководствуясь принципом «понарошку»? (предмет-заместитель);
  • как вы знаете, предметно-развивающую среду условно разделяют на микро- и макросреды. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Перечислите элементы, относящиеся к макросреде (участок, спортивная площадка, центральная клумба, огород, школа, каток);
  • перечислите основные требования к оборудованию предметно-развивающей среды (предметно-развивающая среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, эстетически привлекательной). 

2 тур «Игровые зоны»

Командам раздаются круги, разделенные на 4 сектора: центр физического развития, центр экспериментирования, центр искусства и творчества, краеведческий центр.  Игрокам необходимо заполнить сектора атрибутами, соответствующими данному центру. За каждый правильно подобранный предмет – 1 балл.

3 тур «Педагогические ситуации»

Команды выбирают по три карточки с педагогическими ситуациями. Дается время на обсуждение (15 минут). Затем один участник от команды читает ситуацию и предлагает решение. В конце тура жюри оценивает работу команд.

Ситуация 1.

Известно, что игры дошкольников по содержанию, структуре и организации постепенно изменяются с возрастом.  Однако замечено, что некоторые дети старшего дошкольного возраста продолжают играть, как более младшие в группе.

Чем можно объяснить такое явление? И как действовать воспитателю?

Ситуация 2.

В группе детского сада ежедневно большое количество детей (25-27 человек). Это не позволяет  уделять достаточно внимания каждому ребенку, как во время образовательной деятельности, так и  в другое время, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса.  Как быть?

Предложите пути решения.

Ситуация 3.

Воспитатель внесла в группу новый строительный конструктор. Вова (5 лет) с большим удовольствием начал раскладывать детали конструктора.

– Что ты хочешь построить?– спросил педагог

– Что…что получится,– ответил Вова.

– Как?

– Буду строить из кубиков и кирпичиков.

Начинает строить. Поставил кубики, на них кирпичики.

– Нет, я лучше ракету построю…

Укладывает кубики один на другой. Столбик качается. Пытается держать рукой, но вся конструкция рухнула. Он уходит, оставляя груду строительных деталей.

Воспитатель  говорит: "Попробуй еще раз". Снова неудача.

Как оценить действия педагога? Что должна сделать воспитатель, прежде чем дать ребенку строительный конструктор?

Ситуация 4.

В современном ДОУ  практически в каждой группе  есть телевизор. Перечислите положительные и отрицательные  воздействия на развитие ребенка просмотра телевизора.

Ситуация 5.

Воспитателю младшей группы необходимо к началу учебного года организовать предметно-развивающую среду в своей группе.

 Составьте список необходимых предметов.

Ситуация 6.

Воспитателю  старшей  группы необходимо к началу учебного года организовать предметно-развивающую среду в своей группе.

 Составьте список необходимых предметов.

4 тур «Наш маленький огромный мир»

Задание. Сделать проект детского сада с названием «Наш маленький огромный мир», учитывая все имеющиеся и полученные знания об организации предметно-развивающей среды. Далее – капитан каждой команды представляет свой проект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Галушиной Любови Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды (2016-2017 уч. год)

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физического и пс...

Аналитическая справка о результате личного участия воспитателя Агафоновой Любови Тимофеевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в группе компенсирующей направленности

С принятием нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ становится ещё более ...

Аналитическая справка об участии воспитателя Крисман Елены Викторовны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ "Д/с № 56"

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...

Аналитическая справка об участии воспитателя Бугаевой Ольги Анатольевны в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ «Д\с №56»

Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...