Консультация "Экспериментальная деятельность в детском саду"
консультация на тему

Радаева Ирина Трофимовна

Консультация "Экспериментальная деятельность в детском саду" предназначена для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида №18 г.Аши Челябинской области.

Консультация для педагогов по теме: «Экспериментальная деятельность в детском саду.»

   

Выполнила: воспитатель Радаева И.Т.

«Самое лучшее открытие – то,

которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон

 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять.

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира, а также экологического воспитания и образования в период дошкольного детства.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогами, безопасен для ребенка.

    В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостях, закономерностях. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе.

    Цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности в ДО:

•        формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

•        развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

•        расширение перспектив развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

•        поддержание у детей инициативы, сообразитель¬ности, пытливости, критичности, самостоятельности;

•        расширение кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

•        воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:

1.        живая природа (характерные особен¬ности сезонов в разных природно-климатических зо¬нах, многообразие живых организмов как приспособле¬ние к окружающей среде и др.);

2.        неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);

3.        человек (функционирование организма; ру¬котворный мир: материалы и их свойства, преобразова¬ние предметов и др.).

При организации опытно-экспериментальной деятельности используются следующие формы работы с детьми:

*        занятия;

*        беседы познавательного характера;

*        дидактические и развивающие игры и упражнения;

*        сюжетно-ролевые игры;

*        эксперименты и опыты;

*        рассматривание картин, альбомов, фото, иллюстраций;

*        наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

*        экскурсии и целевые прогулки;

*        работа в уголках природы;

*        акции добрых дел;

*        конкурсы;

*        праздники и развлечения;

*        театрализованная деятельность;

*        «Дни открытых дверей.

Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически. Задача взрослых лишь в том, чтобы создать условия для реализации этой активности. В этой точке смыкаются современные педагогические взгляды и классические идеи. Свободная работа в развивающей среде – это возможность для ребенка осуществить самостоятельный поиск, возможность запустить в действие внутреннюю программу саморазвития.

       Поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий, играет существенную роль в формировании представлений о физических свойствах. Поэтому начинать работу необходимо с оборудования мини-лаборатории, где основным являются:

-приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер;

-разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.;

-красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.);

-технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора;

-медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.;

-природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.;

-разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.;

-бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;

-прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилка для ногтей, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Непосредственный контакт ребенка с объектами живой и неживой природы, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

Средства и формы организации художественно-эстетической деятельности в детском саду. Нетрадиционные  техники рисования в детском саду....

Мастер - класс для воспитателей детского сада "Организация театральной деятельности в детском саду"

Мастер-класс направлен на эффективное обучение воспитателей методам и приёмам работы над образом в театрализации. ...

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада "Использование возможностей конструирования в начальной образовательной деятельности в детском саду"

Семинар-практикум был организован в рамках проекта "Будущие инженеры". В начале занятия педагогам был предложен доклад по  теме, а затем организовано практическое занятие, в ходе которо...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...