презентация«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста».
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период  изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ranniy_vozrast-2.pptx1.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста». Старший воспитатель Лукьянова Светлана Николаевна МДОУ «Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области»

Слайд 2

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Слайд 3

Требования к речи воспитателя Чтобы речь ребёнка была четкой и правильной, педагогу необходимо обращать внимание на свою речь, больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен "купаться" в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша . Говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Слайд 4

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Основные требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС предметная развивающая среда должна быть: • содержательно- насыщенной, развивающей; • трансформируемой; • полифункциональной; • вариативной; • доступной; безопасной; здоровьесберегающей; эстетически-привлекательной.

Слайд 5

Оборудование детских помещений позволяет реализовать организацию воспитания ребенка раннего возраста на научной основе по следующим принципам: 1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития 2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества 3.Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания 4. Принцип надежности и безопасности 5. Принцип гигиенического соответствия 6. Принцип эргонометрического соответствия 7. Принцип вариативности 8. Принцип гарнитуры 9. Принцип рациональности 10. Принцип складирования 11. Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании 12. Принцип возрастного и гендерного соответствия.

Слайд 6

Игровые средства и оборудование по основным направлениям развития ребенка: • оборудование для развития общих движений; • игровые средства для развития мелкой моторики; • игровые средства для развития сенсорного восприятия; • игровые средства для развития мышления; • игровые средства для развития речи и языка; • игровые средства для ознакомления с окружающим миром; • игровые средства для социально-эмоционального развития; • игровые средства и материалы для творческого развития; • игровые средства и оборудование для организации сюжетно - ролевой игры.

Слайд 7

Особую педагогическую ценность имеют игрушки , обладающие следующими качествами: • остроумность образного решения (дизайн, высокий художественно-эстетический уровень) ; • многовариативность; • обобщенность; • открытость (возможность придумывать новые задания); • полифункциональность (возможность широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры); • дидактические свойства; • разнообразие по уровню сложности; • возможность применения группой детей; • использование различных фактур.

Слайд 8

Ранний возраст, этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет, характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития : - формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира; - данный возрастной период отличается интенсивным формированием речи, развивается ситуативно-деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками; - формируются когнитивные процессы; - происходит овладение пассивной и активной речью; - становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознание.

Слайд 9

Среда для сенсорного развития детей : - шнуровки; - башенки (пирамидки) - одноцветные, окрашенные в цвета спектра; - пирамидки из 6-8-10 толстых колец, из 12 тонких колец, окрашенных в цвета спектра ; - мисочки-вкладыши (из 10 штук); - матрешки 2, 3-4-местные ( игры с матрешками направляют внимание детей на сравнение матрешек по величине, за различиями в одежде, побуждают к рассматриванию и названию основных цветов, размеров); -мячи 3-4-х размеров; -лото «Цвет», «Цвет и форма» (игры помогают детям правильно называть изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению); -мозаика геометрическая плоскостная; -наборы песочных формочек для игр с водой…

Слайд 10

Игры и упражнения для сенсорного развития От рождения до года 1-1,6 1,6-2 2-3 Период от рождения до 1 года является своеобразным фундаментом или зачатком, от которого зависит дальнейшее развитие органов восприятия. -Активно действует с предметами, добиваясь определенного результата. -Способен к более сложным действиям с предметами: собирает матрешку, пирамидку, обследует их, пытается правильно действовать с предметами с помощью взрослого. В деятельности активно использует предметы-орудия: лопатки, совочки и т. д. Умеет: 1. Находить нужный цвет при выборе из нескольких предложенных. 2. Раскладывать однородные предметы по форме и величине. 3. Собирать пирамидку, матрешку (из трех колец) , делать простейшие постройки. -Активно изучает предметы, их внешние свойства и использует точно по назначению. -Выделяет признаки предметов, которые сразу бросаются в глаза. - Замечает физические свойства и качества предметов, группирует однородные предметы по одному признаку, знает четыре основных цвета.

Слайд 11

Дети с большим удовольствием строят. В процессе строительных игр дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи. Строительный уголок должен содержать разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей : - готовые универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) 2-3 разных размеров; -крупный пластмассовый строительный материал; - для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала должны быть наборы разнообразных мелких игрушек (кукол, зверей, елочек, грибочков, машин различной величины…)

Слайд 12

Дети раннего возраста проявляют интерес к песенкам, потешкам, прибауткам, стремятся двигаться под музыку. Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребенком в разные режимные моменты, когда его укладывают спать (колыбельная песня), во время умывания. Например: «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды, чисто умываемся, маме улыбаемся. Или «Водичка, водичка…». Во время еды: «Умница, Настенька, ешь кашу сладеньку». Одевание сложный процесс. Малыши плохо умеют, да и нее любят одеваться, отвлекаются. Использование потешки помогает привлечь детей к одеванию, они запоминают названия вещей и последовательность их одевания, например: «Вот они сапожки. Этот с правой ножки, этот с левой ножки..», или «Завяжу потуже шарф, будем делать снежный шар, я шар покачу, я гулять хочу».

Слайд 13

должен быть представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Также необходимо иметь аудиотехнику, фонотеку. От рождения до года 1-1,6 1,6-2 2-3 Погремушки, шумелки . Барабан, флейта или дудочка. Барабан, флейта, дудочка, гармошка. Барабан, флейта, дудочка, гармошка, металлофон.

Слайд 14

В книжном уголке должны быть: - х удожественные произведения различных жанров, иллюстративный материал; -картотека рекомендуемой литературы для детского чтения. Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например: Птичка..(птичка), Вот тебе... (водичка)! Вот тебе... (крошки) На моей... (ладошке)! Петушок, петушок... (Золотой гребешок) Выгляни в окошко... (Дам тебе горошка!)

Слайд 15

От рождения до года 1-1,6 1,6-2 2-3 Малые фольклорные жанры: «Ай, гугу-гугу-гугу…», «Сорока-белобока», « Топотушки ». Рус. нар. песни: «Петушок», «Ладушки», «Идёт коза рогатая», прибаутки, скороговорки. Стихи для детей и о детях. А. Барто «Погремушка». Короткие стихи, небольшие рассказы об игрушках, о животных. Народные песенки, потешки: «Ладушки, л адушки!..», «Петушок – петушок …», «Большие ноги…», и т. д. Русские нар. сказки: « Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Как коза избушку построила», В.Сутеев «Цыплёнок и утёнок», Е.Чарушин «Курочка»… песенки, потешки, заклички : «Наши уточки с утра…», « Огуречик , огуречик …», «Солнышко, вёдрышко…» сказки: «Козлятки и волк», «Теремок», «Маша и медведь», Поэзия: А.Барто из цикла «Игрушки» С.Я.Маршак «Сказка о глупом мышонке», К. Чуковский «Путаница», В.Сутеев «Кто сказал «мяу»?»…

Слайд 16

Уголок «Ряженья» (для одевания на себя): - используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном стиле; -зеркало (в рост или в полроста ребенка); аксессуары сказочных персонажей, шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, маски, узорчатые цветные воротники; различные юбки, платья, фартучки, кофточки; бусы из различных (но не опасных для жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т.д. Игры в «Уголке ряженья» развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Слайд 17

От рождения до года 1-2 2-3 Игры «рядом», но «не вместе». Совместно с воспитателем обыгрывают доступные пониманию сюжеты. Формируются начальные навыки ролевого поведения. На данном возрастном этапе появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого.

Слайд 19

Значение речевой среды для развития ребёнка раннего возраста - формирует у ребенка образ мира, в котором все насыщено вкусами, запахами, тактильными ощущениями и звуками; -обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию; -способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности; стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества; обогащает речевой опыт ребёнка.

Слайд 20

В помощь педагогу, родителям развивающая литература: -хорошая и доступная серия книг Крупенчук "Уроки логопеда". серия с 2-х летнего возраста. -для занятий есть диски Е.Железновой "Веселые уроки","Веселая логоритмика"-"Топ-топ"; есть хорошие книги: -Е. Ляксо"Развитие речи малыша" -О.В. Елецкая, К.Ю.Вареница"День за днем говорим и растем" эти книги полезны и доступны для родителей по развитию детей с рождения; -"Ребенок от рождения до года" под. ред.С.Н.Теплюк; -Н.А.Ильина"Играем в памперсах"(с рождения); -А.С.Галанов"Развивающие игры для малышей"(с рождения); -Н.С.Жукова"Учимся говорить правильно"(от 1г.); -Н.С.Жукова"Уроки логопеда"(пособие для занятий на все звуки, стихи,скороговорки,картинки и пр.для широкого круга прочтения) -серия"Умные книжки"-"Задачки для ума" -"От слова к рассказу" и др.(2-3г.) изд."Махаон". - Е.А.Янушко "Научите меня говорить! -Е.А.Янушко "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста(1-3 г.).изд."Мозаика-синтез". -"Моя первая книга"(от 6мес.-3 лет).п\ред.А.А.Астахов,Н.Астахова.изд."Белый город". -"Желтый, красный, зеленый цвета(от 1,5-3 лет).изд."Белый город". - "Великаны и малыши. Противоположности (от 1,5-3 лет).изд."Белый город". Монина Г.Б., Ларечина Е.В."Игры для детей 1-3 лет"; -"Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика. Для детей 2-4 лет"изд.Карапуз .

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая среда в группе детей раннего возраста.

Из заметки можно узнать, как и с какой целью можно организовать в группе уголок с висящим каскадом....

"Особенности создания речевой среды в группе детей раннего возраста"

Развивать речь детей, увеличивать словарный запас ласкательными словами, дыхательную систему, эмоциональную чувствительность....

Полифункциальность и трансформируемость игровой среды в группах детей раннего возраста.

Проект разработан на базе МКДОУ детского сада "Веснушки" с группой детей раннего возраста....

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ЦЕНТРЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

Методическое Объединение «Построение речевой развивающей среды в группе детей раннего возраста»

laquo;Построение речевой развивающей среды в группе детей раннего возраста»...