Доклад на тему "Особенности лепки с дошкольниками"
консультация по теме

Иванова Ольга Валерьевна

В докладе расказывается какие способы лепки существуют, также методы и приемы обучения лепки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx682.05 КБ
Файл osobennosti_lepki_s_doshkolnikami.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСОБЕННОСТИ ЛЕПКИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ воспитатель МБДОУ «Детский сад 9» Иванова О .В .

Слайд 2

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА Организация восприятия предмета в целом. Обследование предмета рукой и взглядом . Выделение более мелких частей предмета. Повторное, целостное восприятие предмета

Слайд 3

ВИДЫ ЛЕПКИ л епка отдельных предметов; с южетная лепка; д екоративная лепка.

Слайд 4

СПОСОБЫ ЛЕПКИ: л епка предмета из отдельных частей (конструктивный способ ); л епка предмета пластическим способом; к омбинированный способ лепки.



Предварительный просмотр:

Лепка  имеет большое значение для обучения и воспитания детей  дошкольного  возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, также как и другие виды изобразительной  деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает  чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии

Считается, что  ведущим в  познании  предметов   реального мира  является  зрение, но  на  первых  этапах  становления  у  детей  опорой для  зрения  является  осязание  предмета.

     И.М. Сеченов  отмечал, что  форму  предметов, руки  определяют иначе, чем глаза, и  определяют  её  полнее, благодаря  тому, что  ладони  рук  мы  можем прикладывать  к  боковым  поверхностям  предметов, всегда  более или менее скрытым  от  глаз, и задним, которые  глазам  уже  совершенно не  доступны.

     В  лепке  ребёнок  должен  отразить  материальные  свойства -  их  объём, форму, плотность и  фактуру.

И задача педагога – целенаправленно формировать знания и представления у детей путем специальных наблюдений, постепенно и последовательно развивать восприятие – образное, эстетически окрашенное, эмоционально положительное, обогащая сенсорный опыт.

     Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых общих признаков. Осязательное знакомство  предметом ограничивается преимущественно теми частями, за который ребенок держит предмет или которых касается. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств. Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может, ему должны помочь взрослые. Они учат обобщенной системе обследования предмета, знакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Активное обследование перед лепкой – это педагогический способ организации чувственного опыта детей. В этой системе можно условно вычислить 4 этапа:

  1. Организация восприятия предмета в целом. Она включает последовательное и непрерывное движение пальцев и глаз, начиная с верхней точки вниз, по главным характерным линиям (движение сверху вниз и как бы по спирали). Положение предмета всегда фиксировано (левая рука держит предмет, правая обследует; предмет может стоять на столе неподвижно).
  2. Обследование предмета рукой и взглядом сопровождается анализом составных частей и определением их свойств (форма, величина, пропорция и так далее); движения пальцев как бы измеряют соотношение глубин и определяют пространственное взаимоотношение частей.
  3. Выделение более мелких частей предмета и установление их формы, величины, пространственного положения по отношению к основным частям.
  4. Повторное, целостное восприятие предмета. Общее заключительное движение руки и взгляда сверху вниз позволяет объединить данные, полученные чувственным путем, в целостный образ. Обследование может быть направлено на анализ (ощупывания) структурной поверхности предмета. При этом должны работать все пальцы рук. Для распознания структуры материала применяется надавливание на поверхность предмета. Внимание детей сосредотачивается на некоторых сторонах предмета и направляется на анализ (расчленение целого) и синтез (объединение отдельных свойств в целостный облик предмета). Обеспечить правильное соотношение этих двух процессов – основная задача педагога при обследовании предмета перед его изображением

Халезова Н.Б., исследования которой занимают особое место в области развития художественного творчества детей, определяет следующие виды лепки дошкольников:

  1. Лепка отдельных предметов.

Дошкольники  должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями. Эти общие задачи конкретизируются для каждой возрастной группы.

  1. Сюжетная лепка.

Работа над сюжетной лепкой требует от детей большого умственного напряжения, так как для композиции нужно отобрать наиболее выразительные предметы. Сюжетная лепка проводится с детьми старших групп

  1. Декоративная лепка.

Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, разными его видами, в там числе мелкой декоративной пластикой народных умельцев.

Способы лепки:

Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Обычно работу начинают с основной, наиболее крупной части. Например, при лепке какого-либо животного сначала лепят туловище, затем голову, сравнивают части по величине и соединяют, далее приступают к лепке конечностей. Мелкие детали лепят в последнюю очередь.

Лепка предмета пластическим способом – это лепка предмета из целого куска. Прием более сложный. Он требует точных движений, хорошего глазомера и отчетливого представления о форме и пропорциях предмета. Поэтому, прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции пластику перехода от одной части к другой. Комку глины предается определенная исходная форма. Так, исходной формой для лепки груши должен быть шар, для гуся, курицы – овод (яйцевидная форма), а белку легко вылепить из толстого валика, согнутого в дугу. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечность, хвост. Все время проверяется и уточняется правильность пропорции. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.

Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска лепятся те части, которые составляют основную массу предмета, например: туловище и толстые ноги медведя; Глова, туловище и хвост лисы. Голову медведя и ноги лисы удобнее вылепить отдельно, так как, вытягивая их из общего куска, модно нарушить общую форму.

Методы и приемы обучения

С первых этапов обучения используется натура, что для детей довольно сложно, так как ребенку приходится все время сравнивать с ней свое изделие. Лепка с натуры требует предварительного знакомства с предметами. Для этого лучше объединить детей маленькими группами и каждому предложить взять предмет в руки и, ощупав его форму, рассказать о ней.

На занятии натуру следует рассмотреть еще раз. Воспитатель определяет пропорции и уверенным движением руки подчеркивает характер формы предмета, затем задает детям вопросы, направляющие их внимание на выявление характерных особенностей формы и на ее решение. В том случае если дети знают, как лепить, то они приступают к изображению, а если нет, то воспитатель частично показывает необходимые способы.

Полный показ приемов детям старшей группы почти не применяется, так как они знакомы с изображением исходных форм и показа требуют лишь те способы изображения, которые детям еще не встречались.

Сюжетная лепка также требует особых приемов обучения. Как правило, сюжет, который дают детям для лепки, включает знакомые ребенку предметы. В связи с этим показ способов лепки и объяснение последовательности изображения отпадает, а предварительная подготовка к занятию может заключаться в рассматривании предметов, чтении художественной литературы, рассматривании иллюстраций, картин. Внимание детей обращается на форму предметов. Во время беседы в начале занятий уточняется композиционное решение. Например, дети будут лепить кошку с котятами. Нужно решить, какой должна быть подставка, в каком положении могут быть котята и кошка. Следует поощрять интересные композиционные решения

  Таким образом,  обучая детей лепке, взрослый должен помнить:

- что основой для обучения предметной лепке является ознакомление дошкольников со скульптурой малых форм, так как она дает представление о предметах, как об объемных моделях.

- большую сложность для ребенка представляет овладение изобразительными и техническими средствами лепки, поэтому необходимо с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приемам обучения.

- реализация программы по обучению лепке требует соблюдения принципа « от простого к сложному».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Педагогические условия развития речи дошкольников"

в докладе рассмотрены педагогические условия и закономерности, способствующие развитию речи дошкольников...

Доклад на тему: «Валеологическое воспитание дошкольников»

Счастье быть здоровым в наших руках. Одна из важнейших задач в области дошкольного воспитания – это сохранение здоровья ребенка....

ДОКЛАД «Формирование норм поведения у дошкольников»

Работая с детьми, воспитатели уделяют  большое  внимание  формированию  ихповедения на занятиях, в играх, труде и недостаточно  оценивают  возможностиповседневной бытовой...

Доклад на педагогическом совете "Взаимоотношение дошкольников в игре"

Старший дошкольный возраст (из личного опыта)...

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"

Доклад по экологии "Экологическое воспитание дошкольников"...

Презентация доклада "Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация) в дошкольном отделении средней группы (от 4 до 5 лет)"

Развитие эстетического восприятия, образных представлений, воображения, эстетического чувства, художественно-творческих способностей у дошкольников....