Планирование как компонент педагогической компетентности
статья на тему

Шорина Ольга Сергеевна

В рамках статьи  рассматривается планирование образовательного процесса как одна из ведущих характеристик педагогической компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_professionalnoy_kompetentnosti_pedagoga.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема профессиональной компетентности педагога рассмотрена во многих работах, представлено множество понятий (В.А.Адольф, А.К.Маркова, Л.М.Митина, В.А. Сластенин, Ф.А.Байбанова, Т.А.Сваталова и др.)

В. А. Адольф под профессиональной компетентностью понимает готовность к продуктивной педагогической деятельности.

В.А.Сластенин понимает модель педагогической компетентности как единство практической и теоретической готовности педагога к педагогической деятельности.

Л.М. Митина пишет: "под педагогической компетентностью учителя мы понимаем гармоническое сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков (культуры) педагогического общения".

А.Г.Гогоберидзе под профессиональной компетентностью педагога понимает способность и умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально- педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального опыта, ценностей и склонностей.

В.А. Новицкая говорит о том, что компетентный воспитатель- это воспитатель, способный решать различные группы задач, возникающие в его профессиональной деятельности.

Т.А.Сваталова и Ф.А.Байбанова рассматривают педагогическую компетентность как совокупность компетенций(методическую, оценочную, организаторскую, коммуникативную), выражающие единство теоретической и практической готовности педагога к педагогической деятельности в детском саду.

Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. Так, В.А.Сластенин выделяет несколько важных умений педагога:

  • умение переводить содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи;
  • умение построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему(планирование образовательно- воспитательных задач, отбор содержания образовательного процесса, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации);
  •  умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие;
  •  умение учета и оценки результатов в педагогической деятельности.

Согласно классификации, предложенной Е.А. Панько, эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные. Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Для этого требуется модифицировать общие цели и задачи воспитания применительно к конкретной группе детей и к каждому ученику с учетом особенностей его развития. Конструктивные умения воплощаются в планировании образовательной работы.

В рамках нашей статьи мы рассмотрим планирование образовательного процесса как одну из ведущих характеристик педагогической компетентности.

Планирование образовательного процесса- это заблаговременное определение системы и последовательности осуществления педагогического процесса в дошкольной образовательной организации с указанием необходимых условий, средств, форм и методов[4, с. 389].

Основная функция планирования- обеспечить системность и качество педагогического процесса, преемственность в развитии и образовании детей на разных ступенях дошкольного возраста, внутри каждой возрастной группы. Планирование позволяет целенаправленно и систематически распределять программные задачи и содержание по времени и в соответствие с логикой их освоения детьми[4, с. 389].

Осуществляя планирование образовательной деятельности, педагогу необходимо учитывать несколько особенностей: форму планирования воспитательно-образовательного процесса, принципы планирования и требования, предъявляемые к планированию, последовательность в планировании. Рассмотрим подробнее каждый аспект.

   Прежде всего, перед педагогом стоит задача выбрать наиболее удачную форму планирования воспитательно-образовательного процесса.

О.В.Солнцева, А.М.Вербенец и О.Н.Сомкова выделяют проект как одну из ведущих форм планирования, и выделяют его отличительные характеристики[13, с. 30-34]:

  • Наличие общей темы. При формулировании темы проекта, необходимо следовать принципам проблемности, привлекательности и личной значимости темы для детей, обобщенности и содержательности в зависимости от возраста.
  • Формулировка общей проблемы. Авторы подчеркивают, что проблема должна быть значимой для ребенка. При планировании проекта предполагается совместное с детьми определение задач, которые будут решаться в ходе проекта, и средств решения поставленных задач.
  • Использование в ходе проекта разных форм организации детей.
  • Включение детей в разные виды деятельности. Авторы подчеркивают, что данная характеристика является типичной для интегрированных проектов, и желательной для моно-проектов. Однако, не каждый интегрированный проект предполагает обязательную организацию всех видов деятельности. Воспитатель может планировать отдельные задачи дополнительно, вне содержания проекта.
  • Участие родителей воспитанников в реализации проекта. Данная характеристика особенна важна, так как помогает не только привлечь родителей к образовательному процессу детского сада, но и развивать ребенка в условиях семьи, помогать родителям лучше узнать и увидеть ребенка, а ребенку почувствовать гордость и благодарность к родителям.
  • Презентация промежуточных результатов и конечного продукта детьми является обязательной частью проектной деятельности. Ребенку необходимо получить удовлетворение от проделанной работы, от затраченных усилий при подготовке к проекту. Планируя проект, педагог должен обязательно предвидеть, какой будет конечный результат, кому и как этот результат дети смогут преподнести.

   Второе, на что нужно обратить внимание педагогу- это принципы планирования и требования, предъявляемые к планированию.

А.М.Вербенец, О.В. Солнцева и О.Н.Сомкова выделяют принципы планирования, объединенные в группы требований к планированию[13, с. 21- 24]:

  • Требования к направленности и содержательно- целевым характеристикам планирования включает в себя принципы:
  • Целесообразности (содержания, запланированных тем, игр, материалов). Задачи и форма организации деятельности детей отбираются в соответствии с целями программы;
  • системности, последовательности, усложняемости, цикличности- суть этого принципа состоит в том, что педагогу нужно продумывать последовательный переход от одной задачи к другой, с каждый разом усложняя ее, при этом планирование должно предполагать возможность вернуться к пройденной теме;
  • парциальности;
  • соотнесенности интеграции и дифференциации. Следует предусмотреть разные способы интеграции содержания, деятельности детей, возможность отдельного освоения содержания;
  • логичности в содержании;
  • тематического единства, соответствия сезону;
  • обеспечение формирования целостного и полноценного опыта детей. ;
  • соответствие целей, содержания, форм образовательной программе детского сада, возрастным и индивидуальным возможностям, особенностям группы детского сада;
  • современности;
  • возможности оперативного включения тем, содержания, форм в соответствии с возникающими ситуациями, с учетом событий окружающего мира;
  •  Требования к сочетанию форм организации детской деятельности, направленных в плане, включают принципы:
  • рациональности и соответствия Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования;
  • целесообразности вариативности форм организации детской деятельности;
  • разнообразия и целесообразности видов детской деятельности в процессе освоения содержания;
  • отражения конкретных возможностей предметно-развивающей среды и направления взаимодействия с родителями.
  • Требования к форме планирования:
  • демонстрация разнообразных связей и усложнений;
  • простота в составлении и использовании педагогом;
  • не перегруженности частными деталями, но отражении сути запланированных форм работы с детьми.

И, наконец, педагог должен соблюдать последовательность в планировании:

  • Определение целей и задач работы на определенный период;
  • Уточнение в соответствии с содержанием программы;
  • Определение соотношения отобранного материала с линиями его усложнения, логикой познания, принятыми методическими системами в освоении конкретных образовательных областей;
  • Определение приемлемых форм организации детской деятельности;
  • Подбор методов, приемов, средств и т.д.;
  • Проверка соотношения форм и способов интеграции- дифференциации, недублированности информации в разных формах детской деятельности , нового и ранее осваемого.

Мы видим, что конструктивные умения педагога чрезвычайно важны при построении успешного образовательного процесса, так как позволяют заблаговременно определить оптимальный путь развития ребенка. Кроме того, Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет определенные требования к современному педагогу дошкольной организации, что предполагает освоение воспитателем новых подходов в работе с детьми, поиском новых форм в планировании и реализации образовательного процесса.

 Проектная деятельность на сегодняшний день дает возможность улучшить качество дошкольного образования, позволяет планировать и реализовывать программу с учетом всех современных требований.

Все это предполагает развивать не только конструктивные умения педагогов, но и готовность реализовывать их на практике, готовность принимать и понимать новые формы планирования.

Список использованной литературы:

  1. Адольф В. А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998.
  2. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А. и др.Педагогика./Под редакцией Ю.К.Бабанского.- М.,Просвещение, 1988,-479с.
  3. Байбанова,Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: дисс.канд.пед.наук.-Ставрополь,2005.-161с.
  4. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/Под ред.А.Г.Гогоберидзе,О.В.Солнцевой.-Спб.: Питер,2013.-464 с.:ил.
  5. Инновационные процессы в дошкольном образовании: Сборник научных статей.(По материалам международной научно-практической конференции "Иновационные процессы в дошкольном образовании"3-5 октября 2012г.).-Спб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена,2012.-443с.
  6. Лихачев Б.Т. Педагогика. Кус лекций.-М.: Юрайт: Прометей,1999.-462с.
  7. Майер,А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования/ А.А.Майер//Управление дошкольным образовательным учреждением: науч.-практ.журн.-2007.-№ 1-С.8-14
  8. Методическая деятельность в дошкольной организации.- М.: ТЦ Сфера, 2014.-128с.
  9. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина М.: Флинта : Моск. психол. - соц. ин-т, 1998. - 109 с.
  10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квал. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  11.  Новицкая, В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: дисс.канд.пед.наук.-Санкт-Петербруг,2006.-282 с.
  12.  Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. –Минск, 1986
  13. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе "Детство": учеб.-метод.пособие.-Спб.: ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО "ДЕТСТВО ПРЕСС",2013.-272С.
  14. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. 112 с.
  15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"[ Электронный ресурс]//Российская газета [Офиц. сайт]. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

  1.  Проектная деятельность дошкольника и ее организация в детском саду//Детский сад: Теория и практика, 2012.№9. 114с.
  2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. и доп. – М.: АРКТИ, 2011. – 96 с.
  3. Сваталова Т.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования: повышение квалификации: диссертация..кандидата пед.наук.-Челябинск, 2009.-194с.
  4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".- 0-13 Москва : Проспект, 2014.-160с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности

     Консультация для педагогов ДОУ, целью которой является  повышение культуры речи  как компонента педагогического мастерства. Речь педагога является образцом дл...

Деловая игра для педагогов на тему: Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ

Деловая игра для педагогов на тему: "Креативность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ"...

Компоненты коммуникативной компетентности педагога

В сообщении рассматриваются структурные компоненты коммуникативной компетентности педагога....

Деловая игра для педагогов "Креативность - как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДО"

Очень интересная форма  проведения МО педагогов детского сада.Никто не остался в стороне, все с интузиазмом включились в игру!...

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга на тему: «ИКТ компетентность – как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

В статье анализируется процесс педагогической образовательной деятельности дошкольного учреждения, делается акцент на обновлении содержания образовательного процесса за счет стимулирования кадрового п...