Источник нравственного и духовного воспитания детей.
статья на тему

В чем же состоит нравственность и духовность?Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без роду и племени. Нравственный облик ребенка зарождается в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istochnik_nravstvennogo_i_duhovnogo_vospitaniya_detey.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Источник нравственного и духовного  воспитания детей.

      Внутри нас есть, образно говоря, некий  «видеомагнитофон», который постоянно включен и на который записывается абсолютно все - каждая наша мысль, каждое чувство, каждое наше желание, хотим мы того или нет, но в человеке, в его подсознании действительно ВСЕ-ВСЕ остается. И это ВСЕ не просто оседает в памяти: каждая наша недостойная мысль, каждое наше греховное желание, каждое наше подозрение — все сохраняется в нас! Да не просто сохраняется и лежит «мертвым грузом», но живет в нас и на подсознательном уровне воздействует на наше поведение.

Родители, ведя себя недостойно, уже наказывают своего ребенка. Поэтому воспитывать можно только силой примера, причем пример должен быть не нарочитый. Ничего не выйдет, если мы будем думать: вот сейчас на меня смотрит мой ребенок, и я покажу ему пример. Сын или дочь все равно увидят нас не такими, какими мы им пытаемся иногда представиться, а такими, какие мы есть ежедневно, ежеминутно в отношениях с женой или мужем, с соседями, с окружающими. Мы являем пример и, перемалывая кому-то косточки, не прощая ерундовой обиды, мы являем пример и говоря о возвышенном, сострадая ближнему. Вот почему, прежде всего мы сами не должны делать того, чего не хотим, чтобы делали наши дети. Надо самим быть нравственными и духовными.

В чем же состоит нравственность и духовность?

Прежде всего, в уважении к традициям и обычаям своего народа, в знании истории, музыки, искусства, архитектуры своей большой и малой Родины. Не зная своих истоков, своих корней мы растим людей без роду и племени.

Нравственный облик ребенка зарождается в семье, за порогом родного дома. Если родители знают, чем живет их ребенок, что любит и кого ненавидит, кому подчиняется и кого боится, кто для него авторитетен и кто не имеет на него влияния—все это ляжет в основу воспитательной системы семьи и позволит родителям ненавязчиво и уверенно выводить своего ребенка на дорогу  нравственного созревания.

Нравственность  и духовность ребенка возможны  только там,  где нет лжи, где существует вера друг в друга, тепло и добро дома, где в случившемся с тобой несчастье тебя не обвиняют, а поддерживают, и поддержка эта правдивая, честная, справедливая и оптимистичная.

Опыт показывает, что от здоровых родителей рождаются большей частью и здоровые дети, от больных – болезненные или расположенные к болезням. Все сказанное выше убеждает нас в том, что сколь велика ответственность, возлагаемая на родителей.

Любовь не абстрактное понятие, а четко определенное: любовь к Богу как абсолютному добру, к людям, окружающему миру как творениям Божиим, к человеку как носителю образа Божьего. Все что разрушает эту гармонию, удаляет от Источника добра-Бога, называется злом. (Добро – соблюдение заповедей данных Богом. Зло - нарушение этих заповедей). Христианская культура среди самых главных ценностей жизни человека называет такие ценности, как вера в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству. Надо учить детей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию. Изучение духовной культуры обеспечивает преемственность, связь поколений, сохраняет историческую память, не позволяет стать «Иванами, не помнящими родства».

    Таким образом, воспитание означало для  наших предков развитие в детях нравственных качеств послушания (воле творца. Воле старших - «чти отца и матерь твою»), милосердия, благодарения( Творцу, людям), ответственности( перед Богом, людьми, собой, Отечеством  как прекрасным и премудрым сотворенным миром). Все это ведет к воспитанию красоты личности. Именно в этом значении следует понимать известные слова Ф.М. Достоевского « Красота спасет мир». Такое понимание смысла духовно-нравственного воспитания как воспитание красоты человека, отражено в произведениях русской литературы, поэзии, музыке. Благочестие и нравственность предполагают любовь к Родине, Отечеству. Для благочестивых людей христианское понимание служения Отечеству земному было ступенькой приобретения добродетелей. Это был путь любви человека к Богу. Дети должны узнать от родителей о духовной основе героических действий многих военных деятелей, например: А. Невского, Д Донского, о традициях и обычаях русской православной культуры.

Исходя из этого, перед нами воспитателями  и родителями ставятся определенные задачи воспитания современных детей:

-дать современным детям знания об истории христианской православной       культуры и ее связи с историей родной земли;

- способствовать осознанию себя потомками славного прошлого своей страны, края, семьи;

- дать знания о христианском понимании добра и зла;

- научить детей беречь святыни родной земли.

Для того чтобы ребенок смог понять все это требуется большая любовь к детям и стремление передать им тот свет любви и красоты, который несет в себе христианская православная культура.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка - как источник нравственного воспитания детей

Добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок....

Традиционные источники нравственности.

Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:• патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);• социальная солидарность (своб...

Консультация "Художественная литература источник нравственного воспитания и эмоционального развития ребёнка"

Чтение должно стать для ребенка очень тонкиминструментом овладения знаниями и вместес тем источником богатой духовной жизни.В.А.Сухомлинский...