Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста).
рабочая программа (старшая группа) на тему

Осоргина Надежда Александровна

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osorgina_eksperiment.docx25.78 КБ
Файл tablitsa_monitoring.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Осоргина Надежда Александровна,

 воспитатель МБДОУ Детский сад «Колосок»

 с.Нижний Саянтуй, Тарбагатайский район

Программа исследовательско-экспериментальной деятельности в детской лаборатории «Почемучка» (с детьми среднего, старшего дошкольного возраста.

 Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует развитие речи.

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Цель данной программы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;

- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений;

2. Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие у детей умственных способностей:

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

  • формирование способов познания путём сенсорного анализа;
  • формирование способности планировать свои действия и предвидеть результат;
  • формирование умения работать в команде.

4. Социально-личностное развитие  ребёнка.

Принципы и подходы

  1. Принцип развивающего образования
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости
  3. Принцип интеграции содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Формы и методы работы

  • специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
  • решение проблемных ситуаций; 
  • беседы и рассказ воспитателя;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • экспериментирование;
  • чтение литературы;
  • наблюдения; 
  • опытная деятельность;

Предполагаемый результат

  1. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  2. Ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.
  3. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать.
  4. Ребенок  обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности.

Содержание психолого-педагогической работы

 Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 1 раз в неделю: с детьми среднего дошкольного возраста по 15-20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста 20-25 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. 

План работы в детской лаборатории «Почемучка»

месяц

неделя

тема

сентябрь

1 неделя

Куда течет вода?

2 неделя

Растения и свет

3 неделя

Может ли растение дышать?

4 неделя

В тепле или холоде?

октябрь

1 неделя

Многообразие живых организмов и приспособление к окружающей среде

2 неделя

Зачем кошке шершавый язычок

3 неделя

Как змея меняет кожу

4 неделя

Как звери видят в темноте

ноябрь

1 неделя

Свойства воды

2 неделя

Куда делась вода?

3 неделя

Откуда берется вода?

4 неделя

Помощница вода

декабрь

1 неделя

Свойства воздуха

2 неделя

Ветер в комнате

3 неделя

Упрямый воздух

4 неделя

Фокус «Почему не выливается?»

январь

1 неделя

-

2 неделя

Свойства света. Световой луч.

3 неделя

Живые тени

4 неделя

Солнечные часы

февраль

1 неделя

Магниты и магнетизм

2 неделя

Как увидеть магнитные силы?

3 неделя

Электричество

4 неделя

Как увидеть и услышать электричество?

март

1 неделя

Вес, притяжение

2 неделя

Как распространяется звук?

3 неделя

Как появляется песенка?

4 неделя

Почему не слышно?

апрель

1 неделя

Земля. Космос.

2 неделя

Темный космос.

3 неделя

Человеческое тело: сердце и легкие

4 неделя

Человеческое тело:  вкус и запах

май

1 неделя

Человеческое тело: чувствительность кожи

2 неделя

Человеческое тело: звуки и вибрация

3 неделя

Человеческое тело: координация движений

4 неделя

Человеческое тело: оптические иллюзии

Материально-техническая база

Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью работников учреждения, родителями, взаимодействия со школой.

 Предполагаемые результаты:

1.Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

2.Повышение уровня мотивации к занятиям.

3.Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

Литература:

1. Методическое пособие «Инновации в детском саду», Н.В.Микляева.

2. Методическое пособие «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.

3. Дыбина О.В, Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников

4. Занимательные эксперименты и опыты/ Ф.Ола и др.



Предварительный просмотр:

Показатели уровня овладения  детьми экспериментальной деятельностью

                                                                                                                   Таблица 1

уровни

Отношение к экспериментальной деятельности

Целеполагание

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высокий

Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных  задач.

Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения. Выдвигает гипотезы, предположения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы.

Средний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес

Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает  гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

низкий

Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели,увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным, примитивным действиям, манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом).

Затрудняется сделать вывод даже с помлщью других. Рассуждения формальные, псевдологические, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.

                            Анкета «Изучение познавательных интересов»

                                                                                                                    Таблица 2

№ п/п

Вопросы

Возможные ответы

Балл

1

Как часто ребенок занимается  в уголке  познавательного развития, экспериментирования?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

2

Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность?

а) рассуждает самостоятельно

б) когда как

в) получить готовый ответ от других

5

3

1

3

Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а) очень эмоционально

б)  когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

4

Часто ли задает вопросы: почему? зачем?  как?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

5

Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

6

Проявляет интерес к познавательной литературе

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

30-22 баллов – потребность выражена сильно;

21 –18 баллов – потребность выражена умеренно;

17 и меньше  баллов – потребность выражена слабо.

Познавательная деятельность  в процессе экспериментирования  каждого ребенка  оценивались по следующим показателям  (по десятибалльной системе):

- положительное отношение к экспериментированию;

-проявление инициативы, самостоятельности;

- исследовательские умения;

- проявление любознательности;

- умения задавать вопросы;

Полученные данные отражены в таблице «Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Индивидуальная карта показателей познавательной деятельности детей                                        старшего дошкольного возраста

                                                                                                                    Таблица 3

Положительное отношение к экспериментированию

Проявление инициативы,

самостоятельности

Исследовательские

Умения

Проявление любознательности

Умения задавать вопрос

Количество баллов

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

       

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Вопросы для определения уровня знаний  :

  1. Опишите качество, свойство и назначение предметов: из дерева; из стекла; из бумаги;  из резины; из металла; из пластмасса.
  2. Что ты знаешь о воздухе? О воде? О песке? Глине?
  3. Что ты знаешь о приспособлении животных к условиям их существования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий театрализованного представления по сказке "Теремок" с детьми среднего-старшего дошкольного возраста

Сценарий театрализованного занятия с детьми среднего (или старшего) дошкольного возраста с диагнозом ТНР: ОНР (2-3 ур. р. р.) по сказке "Теремок". Дети надевают маски или костюмы соответсвующих героев...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего (старшего) дошкольного возраста проведенный в рамках работы по региональному компоненту. Тема «Тула - мастеровая». Итоговое мероприятие.

Задачи приоритетной образовательной области: Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  закреплять навыки иг...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Конспект совместной досуговой деятельности педагога с детьми среднего/старшего дошкольного возраста Тема: «Гордо ходит в сапогах. Носит шпоры на ногах!»

Продолжать знакомить детей с предметной аппликаций. Развивать умение составлять изображение предмета из отдельных частей, наклеивая их на фон. Формировать чувство формы, пропорций, композиции.Расширит...

Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...