Конспект дидактической игры «Как органы человека помогают друг другу» по опытно-экспериментальной деятельности
методическая разработка (старшая группа) на тему

Иванова Ольга  Сергеевна

Конспект  дидактической игры

«Как органы человека помогают друг другу»

по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №14

« Солнышко» г.Ртищево Саратовской области.

Конспект  дидактической игры

«Как органы человека помогают друг другу»

по опытно-экспериментальной деятельности

воспитателя Iквалификационной категории

Ивановой Ольги Сергеевны.

Г.Ртищево 2015г.

Дидактическая игра по образовательной области « Познание»

Тема: « Как органы человека помогают друг другу»

Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга.

Программные задачи: уточнить представления об основных функциях некоторых органов человека; показать, что они в какой-то мере помогают друг другу и даже иногда заменяют друг друга; развивать быстроту мышления, творческое воображение; слуховое внимание;  продолжить формировать интерес к познанию своего тела; воспитывать умение внимательно выслушивать педагога и своего товарища.

Материалы и оборудование: на каждого ребёнка: шарф для завязывания глаз.

Для педагога:

2 контейнера, заполненных многочисленными мелкими предметами по количеству  в 2-3 раза, превышающих количество детей ( игрушки, геометрические тела, предметы быта и т.д.); металлофон; барабан.

Ширма, за которой лежат лист бумаги, 2 чашки, одна с водой, колокольчик, целлофан и др. предметы, издающие звук; кусочки конфет, яблок, сыра и т.д;

мешочки с кусочками пахнущих продуктов питания: апельсин, лимон, чеснок, ватка, смоченная духами и т.д.

Методы обучения: беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логическое  рассуждение, моделирование.

Интеграция ОО : «Познание», « Коммуникация»,  «Социализация», «Физическая культура», « Музыка».

Ход игры:

- Ребята, для чего нам нужны глаза? А уши? А зубы?.

Эксперимент 1. « Зачем нам 2 глаза и 2 уха?».

- Ребята, вы когда-нибудь задумывались над тем, зачем нам 2 глаза и 2 уха?.

- Закройте одно ухо рукой? ( педагог слегка ударяет ложкой по столу).

-Вам, что-нибудь было слышно?

-Теперь закройте один газ рукой. Вам, что-нибудь видно?.

-Тогда зачем нам 2 глаза и 2 уха? Ведь вы только, что убедились, что одним ухом хорошо слышно, а одним глазом хорошо видно ( высказывания детей).

- Снова закройте один глаз (дети выполняют).

-Теперь откройте этот глаз и закройте другой. Опять видно? Догадались, зачем нам 2 глаза? ( Чтобы помогать друг другу).

- Значит, вы считаете, что2 глаза помогают друг другу и 2 уха делают тоже самое?

2. « Вместо глаз могут работать уши и руки».

- А если один орган почему-либо не может работать, могут ли его заменить другие органы?  Например, совсем темно, ничего не видно. Может ли какой-нибудь другой орган заменить глаза? ( Желательно, чтобы ответ детей был

 « Нет»)

- Сейчас мы это проверим.

Разделитесь на 2 группы . Дети 1 группы, завязывают шарфами глаза детям 2 группы.( Дети выполняют, педагог по необходимости им помогает).

- Сейчас я что-то принесу и поставлю среди вас. Вы должны нащупать этот предмет, а затем определить, что лежит внутри. ( Педагог вносит контейнер с предметами и ставит на стол. С помощью металлофона дети, ориентируясь  на звук, передвигаются к контейнеру, находят предметы и определяют их на ощупь. Дети 2 команды наблюдают за детьми 1 команды, анализируют ситуацию, следят,  за тем, как можно определить предмет без помощи глаз).

- Все определили предметы, которые достали?

-Теперь завяжите глаза 2 команде. Всё продолжается, только дети ориентируются на стук барабана.

- Ничего не поняла, вы сказали, что никакой орган не может заменить глаза, а сами правильно называли предметы, хотя их и не видели. Как же так? Может быть, какой-то орган работает вместо глаз? ( пальцы, кожа, другие ответы детей).

- Значит, вместо глаз иногда могут работать пальчики? С помощью модели зафиксируйте результаты нашего эксперимента. ( Дети находят соответствующую модель и ставят её на мольберт).

3 « Вместо глаз могут работать уши».

-  Во время 1 эксперимента у вас были завязаны глаза, но вы нашли контейнер с предметами? Что вам помогло? ( ориентировались на звук музыкальных инструментов).

-Сейчас я зайду за ширму и буду там совершать ряд действий. Ваша задача узнать, что я делаю. ( педагог мнёт бумагу, шуршит целлофаном, переливает воду из одной чашки в другую, размешивает ложкой « чай», звонит в колокольчик, кашляет и др. Дети называют действия).

- Я опять ничего не поняла. Вы же не видели, что я делала. Кто же заменил вам глаза? ( уши).

( С помощью модели фиксируется результат).

4 « Нос может быть заменён ртом».

- Покажите, как вы дышите. ( Дети выполняют).

-А если у вас насморк, и вы не можете дышать через нос, что же делать?

-Зажмите нос рукой и дышите. ( Дети выполняют).

- Что заменило вам нос? (рот)

( Фиксация результата).

5. «Чем можно заменить руки и ноги».

- Представьте, что вы сидите в разведке, в кустах. Надо перебраться с этого берега на другой. А вставать нельзя, вас срезу же заменят враги. Как же вы будите перемещаться  без помощи ног? (дети придумывают и реализуют свои варианты. Скорее всего , они поползут с помощью рук)

- Вам срочно нужно написать записку товарищу, а руки заняты. Сядьте за столы, спрячьте руки за спину. Перед вами карандаши и бумага. Напишите, что-нибудь любыми способами. ( детям предоставляется инициатива в решение проблемной ситуации).

- Итак, каким органом можно заменить руки? А ноги?

( Фиксирование результата с помощью моделей).

6 « Язык и нос  заменяют друг друга».

- Сейчас вы закроете глаза. Протянете руку, я в неё, что-то положу. Без помощи глаз определите, что это такое . ( Детям раздаются кусочки пищевых продуктов, они определяют, что у них лежит в ладошке).

- Какой орган работал вместо глаз? ( язык)

(Фиксирование).

- А теперь опять протяните руку, я вам, что-то положу, но теперь надо определить, что я вам положила без помощи языка: в рот его не берите.

  ( Детям быстро раздаются узелки с пахнущими предметами . Дети определяют, что в них лежит. )

- Какой орган вам заменил и глаза и язык? ( нос).

( Фиксация с помощью модели)

7. « Чем можно заменить руки и ноги?».

- Представьте, что вы разведчики. Можно в разведке переговариваться? Почему?

- Вам нужно позвать к себе того, кто находится на другой стороне. Разговаривать нельзя. Что же делать?

(дети делятся на 2 команды, одна передаёт жестами то, что просит воспитатель).

- Чем же можно заменить речь? (жестами).

8.Итог.

- Могут ли один орган заменить другой, если по какой-то причине он не может работать?

( С помощью моделей дети ещё раз закрепляют полученные знания).

Литература:

 А.И. Иванова

 «  Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек» .- М.: ТЦ Сфера,2004.-224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-эксперимент "Как органы человека помогают друг другу"

Процесс развития исследовательского поведения - сложный, но управляемый. Именно система проблемного обучения, использование технологий детского экспериментирования позволяет успешно решать образовател...

"Как органы человека помогают друг другу".Опытно-экспериментальная работа в подготовительной группе ДОУ.

Валеологическое образование и развитие детей включает в себя такой большой раздел, как познание самого себя и своих возможностей.Исходя из этих знаний, дети учаться беречь свое здоровье, здоровье и на...

Игра – эксперимент «Изготовление цветных льдинок» В рамках организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшей группы.

Детям предлагается понаблюдать за погодой: на улице холодно, за окном зима, кругом все белым бело – лежит снег не только на дорожках, но и на деревьях, на крышах висят сосульки. Детям предлагается про...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

«Навстречу друг другу: психологическая готовность педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования

Одним из направлений развития современного дошкольного образования является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. ...

Дидактическая игра«Как органы человека помогают друг другу?»

Цель игры: сформировать представление о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга...

Информационные листы "Фразы, которые помогают услышать друг друга во время конфликта"

Информационные листы "Фразы, которые  помогают услышать друг друга во время конфликта"...