"Формирование эстетического отношения к окружающему в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста."
статья по рисованию (старшая группа) на тему

 
Выступление на научной конференции ЕГУ имени Бунина  2 04 2015.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_konferentsiya_egu_imeni_bunina_2_04_15.docx28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование эстетического отношения к окружающему в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Идея гуманизации, как ведущая идея современного образования, требует внимания к эстетическому воспитанию личности - как пути гармонизации человека с самим собой, со своим внутренним миром и миром внешним.  

Эстетическое воспитание, основанное на искусстве, представляет особую значимость в воспитании и образовании детей и подростков. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей, способной понимать их и стремиться сохранить посредством индивидуальной художественно-творческой деятельности.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Исследования А.М. Коршунова показывают, что  одним из приоритетных средств формирования эстетического отношения к миру у  детей дошкольного возраста является культура эстетического восприятия (познания) мира, включающая в себя формирование эстетического вкуса, суждений, оценок и т.п. и доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности. В процессе восприятия объектов и явлений окружающего мира у ребенка возникают образы, переживания, эмоции, которые он может и хочет  выразить в своей деятельности. И изобразительная деятельность, прежде всего рисование как раз и является наиболее адекватной, способной удовлетворить эту потребность ребенка. Для того, чтобы выразить свое отношение к наблюдаемому объекту или явлению ребенку необходимы средства выразительности, адекватные его возрастным и индивидуальным возможностям [7, 45].  

В области эстетического воспитания проблему формирования отношений ребёнка к действительности разрабатывали А.И. Буров, Е.В. Квятковский, И Б.Т. Лихачев, А.А. Мелик-Пашаев,  Б.М. Неменский, Б.П. Юсов,  Е.КЯнакиева   и др.

В.Н. Шацкая определяет «эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, выявлениях искусства» [9, 12].  

В Кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [5, 153].  

Эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

А.А. Мелик – Пашаев и З.Н. Новлянская рассматривают эстетическое  отношение как комплекс индивидуальных, избирательных связей ребенка с различными  эстетическими качествами окружающей действительности в искусстве, природе, быту, обществе [ 8, 76].  

Следовательно,  это не только восприятие внешней стороны окружающего мира, но и восприятие его внутреннего состояния, настроения, характера.

Эстетическое отношение к окружающему миру – это умение видеть  красивое в окружающем, уметь отличать эстетические категории прекрасного и безобразного,  характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам.

По мнению А.А. Адаскиной,  объективно прекрасное воплощается в упорядоченности, соразмерности, гармонии частей, а также во всем, что утверждает человека в жизни, расширяет пределы проявления его высших чувств, что «порождает игру его физических и интеллектуальных сил». В прекрасном через эстетические формы находит свое воплощение Добро, Истина и Польза [ 1, 97].   

Автор считает, что субъективно прекрасное вызывает у человека эмоциональный подъем, духовное наслаждение, ощущение радости, внутренней свободы, генерирует энергию сопереживания, эмоционального слияния с объектом эстетического наслаждения. Безобразное же обычно выступает как антитеза прекрасному, как средоточие антиэстетических характеристик бытия. Объективно безобразное как бы заключает человека в рамки его метафизической (изначальной, неизменной) греховности, умаляет проявления человеческого в человеке или направляет его духовные силы по гибельному пути разрушения и саморазрушения, по пути возрастания мировой энтропии. Субъективно же безобразное вызывает букет негативных эмоциональных состояний вплоть до отвращения к объекту созерцания, к той или иной природной или социальной среде, к самому себе, в коих открываются черты безобразного [1, 106 ].

А.А. Адаскина утверждает, что  в искусстве безобразное может быть и источником эстетического наслаждения, в основе которого лежит радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, более острое восприятие (в контрасте с безобразным) форм и идеалов прекрасного.

Гуманистическое отношение к безобразному таково: поскольку есть в жизни безобразное, оно может и должно быть показано, воспроизведено в искусстве даже в гипертрофированных формах. Но высший принцип жизненной гармонии требует, чтобы через безобразное, через противоречия, контрасты, конфликты безобразного с прекрасным утверждалось все-таки прекрасное [ 1, 117].  

По мнению А.П.Велик,   эстетическое отношение рассматривается современной наукой как уникальный эмоционально-ценностный духовный феномен, универсальный способ взаимодействия человека, решающего проблему личностного смысла и самореализации, с окружающим миром и культурой. Эстетическое отношение проявляется и формируется в эстетической деятельности [3, 55].  

На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Прекрасное в жизни - и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда. Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах - изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.  [3, 59]. 

Т.С. Комарова отмечает, что усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование творческих способностей у детей – основной путь  гуманизации педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие [6, 12].  

При раскрытии теоретических позиций задач эстетического воспитания Н.А. Ветлугиной подчеркивается необходимость воспитания эстетического отношения в адекватном развитии ребенка. Эстетическое отношение ребенка к окружающему представляет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами окружающего [ 4, 34].  

Формирование эстетической деятельности в дошкольном возрасте происходит на всех этапах становления и развития личности, начиная с самого раннего детства.  Эстетическая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства. Детское творчество с раннего возраста развивает  композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства.

По мнению И.Г. Белявского, формирование у дошкольников эстетического отношения к действительности позволяет развивать у них художественно-эстетический вкус, дает возможность познавать подлинную красоту общественных эстетических идеалов [2, 83].   Он считает, что своеобразие эстетического восприятия выражается в полном содержательном освоении эстетического предмета, способности охватить предмет правильно, во всех деталях, остро и точно, в эмоциональной непосредственности, увлеченности, сохраняющейся при анализе воспринимаемого объекта [2, 96].  

Таким образом, в процесс эстетического восприятия вовлекается вся личность человека.

Ведущее место в художественно- эстетическом развитии дошкольников отводится разным видам изобразительной деятельности, и прежде всего рисованию. Рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Именно в рисунке у ребенка есть возможность передать формы, цвета, особенности предметов и явлений.

Рисование - это самый доступный вид художественного творчества для детей. Кроме того, это самый первый вид, который осваивается маленьким человечком. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.  

Овладение изобразительной деятельностью в детском саду имеет для ребенка большое значение: дошкольник получает возможность самостоятельно создать рисунок,  создать положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества, эстетического чувства,  образных представлений и воображения. Изобразительная деятельность позволяет детям выразить в рисунках своё представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.

Творчество активизирует процесс обучения: развивающиеся в процессе творчества инициатива, самостоятельность и активность побуждают детей осваивать знания, умения, навыки, формируют у них способность к самообучению и саморазвитию. Детский рисунок привлекает внимание зрителя индивидуальным отношением маленького автора к окружающему миру.

Это, во-первых, искренность, эмоциональность, непосредственное выражение ребенка своих мыслей и чувств. Обычно поражает в детском рисунке не форма, и способы, а умение, использовать минимум средств, передать свое состояние.

Во-вторых, содержательность рисунка. Рисунок даже самого маленького ребенка несет в себе какое-то содержание.

Одним из самых доступных для ребенка средством выразительности и передачи эстетического отношения к действительности является цвет. Использование красок ярких, чистых тонов в разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов.

Следовательно, эффективность осуществления эстетического воспитания в целом и развития художественно-творческих способностей в частности, с нашей точки зрения, определяется взаимосвязанным использованием всех средств эстетического воспитания и разнообразных художественно-творческих деятельностей (игровой, изобразительной, театрализованной, художественно-речевой, музыкальной). Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, мир красок и звуков;
  • помогает формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;
  • развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;
  • воздействует на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, необходимо помнить, что деятельность детей старшего дошкольного возраста, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Следовательно, можно утверждать, что эстетическое отношение детей к окружающему миру является актуальной проблемой на сегодняшний день. Именно через знакомство с окружающим миром деятельности ребенок развивается, познаёт мир и общается со сверстниками.

Список литературы

1.Адаскина, А.А. Специфика  художественного воображения [Текст] / А.А. Адаскина -  Спб.: Союз, 2007.

2.Белявский, И.Г. Проблемы эстетики в психологии [Текст] / И.Г. Белявский - М.: Наука, 2013.

3.Велик, А.П. Система эстетического воспитания подрастающего поколения: (Некоторые методологические вопросы эстетического воспитания дошкольников и младших школьников) [Текст] /  А.П. Велик - Казань, Изд-во Казан.ун-та, 2006.

4.Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст] / Н.А. Ветлугина – М.,  Педагогика, 2002

5. Краткий словарь по эстетике [Текст]; под ред. М. Овсянникова  - М., Просвещение, 2003 г.

6.Комарова,  Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова  -М., 2005.

7.Коршунов, М.А. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательных функций воображения [Текст] / М.А. Коршунов, М.: Изд-во МГУ, 2009

8.Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. [Текст] / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н.  Новлянская. -  М., 2010.

9.Шацкая, В.Н. Эстетическое воспитание детей в семье [Текст] / В.Н. Шацкая - М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование эстетического отношения к природе через изобразительную деятельность у детей старшего дошкольного возраста

В методической разработке предложены рекомендации для воспитателей старших групп, методы и формы работы воспитателя с детьми  по изобразительной деятельности, связанной с  природой и воспита...

Описание опыта работы по теме: "Формирование изобразительных навыков и умений в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста".

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...

Формирование эстетического отношения к окружающему в процессе рисования у детей старшего дошкольного возраста.

Идея гуманизации, как ведущая идея современного образования,требует внимания к эстетическому воспитанию личности....

Конспект ООД по художественно – эстетическому развитию (рисование) для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Рисование моряка в полный рост»

Развитие чувства формы, пропорций, способностей в продуктивной деятельности. Закрепление умения располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно. Использование навыка рисования и закрашивания ...

Описание опыта работы по теме: «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраста»

Тему опыта  работы «Формирование изобразительных умений и навыков в процессе рисования у детей младшего дошкольного возраст» я выбрала потому, что считаю ее актуальной, так как пробле...