Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством парциальной программы «Азбука духовности»
статья (подготовительная группа) на тему

Кадырова Ирина Александровна

Тьюторская позиция   при реализации программы "Азбука духовности" позволяет выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Формирование у старших дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры, посредством  парциальной программы «Азбука духовности»

И.А. Кадырова, воспитатель

МБДОУ «ЦРР д/с №31 «Берёзка»

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остается стремление человека

к добру, любви, свету, красоте, истине.

Добрый день уважаемые коллеги!        Я работаю с детьми подготовительной к школе группы, использую в своей работе программу «Азбука духовности», которую наш детский сад включил в  образовательную программу в качестве парциальной для детей подготовительной к школе группы в 2014-2015 учебном году. Тьюторская позиция позволяет мне,  при реализации этой программы выявить, интерес детей и сформировать у старших дошкольников любовь к малой Родине на основе приобщения к морально-этическим нормам православной культуры.

Нравственность и духовность не рождаются сами собой, их воспитывают с раннего возраста. И именно поэтому  крайне важно создать такую систему нравственно-духовного воспитания, которая бы отвечала потребностям развития полноценной личности дошкольника, построенную на ценностях традиционной духовной культуры.

У детского сада есть своя миссия: растить счастливых и здоровых детей. Чтобы каждый день пребывания малышей в нашем детском саду   прибавлял  им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение становилось уроком человеческого достоинства и взаимоуважения, чтобы каждый нашел свой талант и сферу подлинного интереса в жизни, чтобы они дружили, радовались и любили.  Мы, педагоги детского сада, поддерживаем детскую инициативу во всех ее проявлениях. Мы работаем в ситуации «здесь и сейчас». При этом  работаем в той  активности, которая есть у ребенка в данный момент, в данной ситуации,   в максимальной мере учитывая интерес ребёнка и предоставляя возможность выбора.

И сегодня хочу поделиться с вами, как знание основ тьюторского сопровождения помогает мне в работе, и рассказать о двух образовательных событиях.

А началось все с простого детского вопроса Наташи, так зовут главную героиню первого  образовательного события, «Что такое Рождество?».

        Уже который год Новый Год и Рождество приходятся на каникулярные дни, поэтому данные праздники проходят в, основном, в семье. И придя, после каникул в детский сад,  дети, конечно же, делятся друг с другом и с нами самими яркими впечатлениями.

Ребенок – великий наблюдатель и подражатель, но не всегда все, что он делает или видит ему понятно, и тогда у него возникает масса вопросов.

Мы помогаем  детям не просто удержать  интерес и найти ответы на свои вопросы, а выстроить свои образовательные перспективы, научить  детей  определять свои цели и находить средства для их достижения.

В поисках ответа на вопрос «Что такое Рождество? Мы вместе нарисовали карту, где про что-то нужно и можно узнать и как это сделать. (Слайд рисование карты).

На этом этапе  я провела  беседу с родителями, и выяснила их отношение к интересу ребенка. Родители одобрили интерес ребенка, и мы совместно начали доработку карты – маршрута, (на слайде карта) который бы в полной мере отвечал запросам ребенка.

Итак, отправной точкой на нашей карте стало само событие, вызвавшее интерес у ребенка Рождество. И я рассказала Наташе, притчу о рождении  Иисуса Христа. Притча ребенка заинтересовала, и последовали новые вопросы. Были задействованы все доступные ресурсы: (слайд на экране не озвучивать)

Наташа живет в с. Дивноморское,  и поэтому, следующей точкой на нашей карте  стало посещение  Храма  Сергея Радонежского,  и воскресной школы при храме. Они вместе с мамой встретились с настоятелем Храма отцом Олегом.

Перед походом  в Храм, мы с Наташей выяснили, что храм  - это не только особый дом, посвященный Богу, в который люди приходят, чтобы молиться, получить помощь, защиту, но храм – это еще и памятник нашей культуры.  Глядя на его архитектуру,  мы можем  представить себе, как раньше строили, как жили.  Храм – это культурное наследие нашей страны. Что в нашей стране много Храмов, и все они отличаются друг от друга.

Наташе  понравилось рассматривать фотографии Храмов. Я это поняла, когда увидела, что она их рисует. В процессе творчества  она решила использовать ещё и пластилин,  и вот какая картина у нее получилась в итоге (слайд).

Посещение Храма Сергея Радонежского вызвало появление новых вопросов: у всех храмов золотые купола? Когда звонят колокола? Зачем зажигают свечи? И т.д.  И мы решили, что следующим будет посещение Свято-Преображенского  Храма,  чтобы сравнить архитектуру,  внутреннее убранство, узнать об истории храма.

Надо сказать, что в процессе работы с этим образовательным событием и родные и близкие стали отмечать, что Наташа стала спокойнее, сдержаннее, добрее.

Отправной точкой второго образовательного события, стал результат  продуктивной деятельности – раскрашенное яйцо, и детский вопрос: зачем расписывают яйца?

Леру, так зовут героиню второго образовательного события, заинтересовала история о том, как обычное яйцо превратилось в красное. И что до наших дней сохранилась традиция - дарить друг другу крашенные яйца на Пасху. Эта чудесная традиция приносит в дом праздник, объединяет семью, способствует общению друзей, приятелей, соседей и просто знакомых.  У Леры возникли новые вопросы, и мы решили подключить родителей, которые с удовольствием приняли участие в нашей работе, и появилась карта (на слайд). Как видно на карте Леру интересовало и разнообразие росписи яиц (крашенки и писанки), и традиции празднования Пасхи, и пасхальные угощения. Одним из результатов этого образовательного маршрута стало рисование пасхальных угощений (фото на слайде).

Светлый праздник Пасхи у нас еще впереди, и мы будем с нетерпением ждать рассказа  Леры,  как она готовилась к этому празднику, и как его встретила, и конечно же новых вопросов и новых маршрутов.

Вот так незаметно,  сопровождая ребенка, развивая его интерес,  мы знакомим детей с духовно-нравственными ценностями. Нам взрослым, необходимо использовать драгоценное время детства так, чтобы ребёнок не только обогатился знаниями, но и нашёл свой собственный путь к духовным ценностям,  приобщился к делам милосердия, любви  и сострадания к ближним.

И сегодня, я могу сказать о том, что атмосфера  в группе изменилась, что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпение, сдержанность, заботу, внимание  по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других.

И мы надеемся, что наша тьюторская позиция при реализации программы «Азбука духовности» позволит заложить основу воспитания у детей вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеведческой работы.Дан...

Формирование у дошкольников любви к малой родине на основе музыкального наследия Кубани

Цель опыта– создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Формирование основ базовой культуры личности, приобщение к кубанскому народному творчеству, и...

Презентация "Развитие у старших дошкольников любви к малой Родине через ознакомление с народным искусством Кубани»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Од...

Современные технологии в формировании у старших дошкольников представлений о малой Родине

Круглый стол «Современные педагогические технологии как форма оптимизации образовательного процесса в условиях ФГОС ДО»...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Педагогический опыт “Формирование у дошкольников любви к малой Родине на основе приобщения и к родной природе, культуре, традициям.”

Педагогический опыт Жеребцовой Светланы Сергеевна воспитатель МБДОУ Темниковского детского сада комбинированного вида “Золотой петушок” обособленного подразделения Темниковский детск...

Программа воспитания у старших дошкольников интереса и любви к малой родине на основе ознакомления с родным краем "Краеведческая азбука"

Программа «Краеведческая азбука» — это обобщенный опыт работы педагога по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников через организацию в группе краеве...