Мастер - класс для воспитателей ДОУ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Данилова Ирина Гурьевна

   Цель:

Обучение использованию социо-игровой технологии для реализации образовательной области «Художественное творчество».

Задачи:

  1. Сформировать представление о возможностях применения социо - игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ;
  2. Обучить приемам социо - игровой технологии;
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_vospitateley.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида №392 городского округа Самара

МАСТЕР - КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

«Реализация образовательной области
«Художественное творчество»
в старшем дошкольном возрасте с использованием
социо-игровой технологии»

Подготовила и провела:
воспитатель Данилова И.Г.

21.01.2013г.

Цель:

Обучение использованию социо-игровой технологии для реализации образовательной области «Художественное творчество».

Задачи:

  1. Сформировать представление о возможностях применения социо - игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ;
  2. Обучить приемам социо - игровой технологии;
  3. Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
  4. Развивать творческую активность педагогического коллектива.

Оснащение:

      цветные кружки, таблица цветов, трафареты тарелочек, гуашь, акварель, кисти №2, 4, салфетки, образцы хохломской росписи, запись музыки пения птиц, русской народной музыки, запись песни «Улыбка»

           Свою презентацию мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество-это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское художественное творчество - это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.

            В соответствии с ФГТ образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Основные задачи образовательной области «Художественное творчество»:

-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

-развитие детского творчества;

-приобщение к изобразительному искусству.

    Успешному решению задач образовательной области «Художественное творчество» может способствовать использование в построении образовательного процесса социо-игровых технологий.

     Суть социо - игровых технологий можно раскрыть в 6 самых основных правилах и условиях:

   1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников».

  Оптимальным являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Главным в деятельности является связь «ребенок - ребенок», а не «воспитатель - ребенок», т. к. одной из, форм отношений между людьми являются отношения между ровесниками. Сам процесс деления на группы представляет собой интересную, захватывающую игру и способствует возникновению дружественных отношений между детьми, умению договориться.

Можно поделиться:

  • по цвету волос, глаз, одежды;
  • чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой и т. д.
  1. правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.
  2. правило: Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети могут общаться в разных уголках группы: в центре, за столами, на полу, в любимом уголке, в приемной и т. д.
  3. правило: Смена темпа и ритма. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.
  4. правило: социо - игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.
  5. правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, а педагогу следует не учить, а уметь слушать и слышать детей, доверять им.

       Используя «золотые» правила социо - игровой технологии, дети учатся слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

  •  у детей развивается речевое взаимодействие;
  • формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
  • дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
  • отсутствует чувство страха за ошибку.

    Раскрывая содержание социо-игровой технологии, я постарались показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.

    А сейчас я покажу применение социо-игровой технологии в образовательной области «Художественное творчество» с детьми старшего дошкольного возраста.                                           

                                               

Ход НОД

  • Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.

        -Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее!

(звучит музыка «Улыбка)

-Замечательно. Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья

А вы со мной идти готовы? (Да)

В чудесный мир зову вас я!

   

    -Давайте присядем на ковёр поудобнее, закроем глазки и представим как мы из городской суеты, от гула машин, множество домов и пешеходов перенеслись в волшебный, тихий уголок. Мы сошли с поезда и идём по узкой тропинке в лесу с могучими деревьями. Вы слышите, как поют птицы? (звучит музыка) 

    -А теперь открыли глазки. Посмотрите, что здесь такое?

     (Дети рассматривают слайды изделий хохломской росписи)

    -Что я вижу! Что за диво!

    Сколько радости вокруг!

    Правда, дети, здесь красиво?

    Аж захватывает дух!

   -Скажите, что вы здесь видите (ответы детей)

   -Посуда, дети, не простая! Она точно-золотая! С яркими узорчиками, ягодками и листочками. Называется она, как ребята?

   -Золотая Хохлома!

   -Посмотрите внимательно, какие краски используют мастера для хохломской росписи? (золотой, жёлтый, красный, чёрный, зелёный)

  -А из каких элементов состоит хохломской узор? (ягодки, листья, завитки)

  -Вот мы и увидели красоту хохломских мастеров. Как вы думаете. Что сегодня мы с вами будем делать? (рисовать) .А что именно рисовать? (хохлому). Сегодня вы почувствуете себя настоящими умельцами-мастерами хохломской росписи.

  -Но сначала, обратите внимание, у меня для вас есть разноцветные кружки (красный, синий, жёлтый и т. д.) Подойдите и возьмите любой понравившийся. А теперь давайте поделимся на пары, для этого вам нужно объединиться так, чтобы при слиянии двух цветов, у вас получился третий цвет. Давайте посмотрим на таблицу цветов и вспомним, как мы смешиваем краски.

  (Рассматривается таблица цветов)

  -А теперь образуем пары. У нас получились замечательные пары!

Каждая пара, которая у нас получилась должна постараться нарисовать одинаковый узор. А кто знает, что нужно для этого сделать, чтобы у вас получился одинаковый узор (Нужно договориться!)

-Прежде, чем вы начнёте рисовать, каждая пара должна выбрать себе удобное место для работы, (дети садятся)

- А теперь подумайте и решите, какие материалы для работы вам необходимы и пусть кто-нибудь из пары подойдёт и возьмёт всё необходимое.

(обратить внимание на то, что можно свободно перемещаться, брать необходимые материалы, образцы росписи, но не мешать остальным) .

Дети в парах обговаривают узор и приступают к работе. Во время работы детей звучит рус. нар. музыка.

-А теперь, каждая пара покажет нам свою работу. А мы посмотрим, получились

ли у них одинаковые узоры.

Каждая пара выходит и показывает свою работу. Посмотрите, сколько красивых изделий у нас получилось, давайте полюбуемся (дети рассматривают работы, обсуждают)

-Понравилось ли вам рисовать в парах?

-Получились ли у вас одинаковые узоры? Почему? (делается вывод: потому, что пары смогли договориться между собой)

-Молодцы, вы сегодня замечательно поработали и мне хотелось бы, чтобы вы сейчас выбрали ту картинку с эмоцией, которая соответствует вашему настроению, (дети выбирают карточки с эмоциями)

-Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

 -Спасибо всем за участие.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы социо - игровой технологии (деление на малые группы, смена мизансцен, смена лидерства и др.) на примере росписи изделия хохломским узором детьми старшего дошкольного возраста.

       Данную технологию можно использовать как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, помочь детям научиться эффективно общаться; помогать друг другу.

     Социо-игровой технологии направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, со взрослым.

         Плюсы социо-игрового стиля:

  • Педагог является равноправным партнером;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
  • Дети договариваются, общаются

      Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

      По завершению мастер-класса участники получают буклеты-памятки с «золотыми» правилами социо - игровой технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей дошкольных образовательных учреждений Тема: «Социализация дошкольников через игру. А что у Вас?» Подготовила :Ботнарчук А.И. воспитатель первой квалификационной категории, ГБДОУ №26

В материале показаны разные варианты педагогического  сопровождения сюжетно-ролевой игрры в зависимости от возраста детей дошкольного возраста в ДОУ.Содержит коммуникативные игры на социализацию....

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"

Мастер класс для воспитателей "Мастер класс по экологии"...

Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ» воспитателя МБДОУ №25 «Алёнушка» городского округа город Выкса Узяковой Анны Ивановны.

14.12.2017г. Заседание РМО №2.Конспект мастер-класса для воспитателей групп раннего возраста по теме «Игры с детьми раннего возраста в режиме дня ДОУ»  воспитателя МБДОУ №25 &laq...

Конспект Мастер – класс для воспитателей «Экологическая компетентность воспитателя «Расширять и систематизировать экологические знания педагогов »

мастер -класс для воспитателей "Экологическая компетентность  воспитателя"Расширять и систематизировать экологические знания педагога""...

Мастер - класс для воспитателей и помощников воспитателей дошкольных учреждений на тему: «Пластилинография, как средство развития творческих способностей дошкольников»

Дошкольники – маленькие фантазеры и открыватели. Именно у дошкольников вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не все...

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....