Обобщение опыта работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста
методическая разработка на тему

Мандрик Люция Рафаиловна

Здесь представлен материал о планировании поисково-исследовательской деятельности в режиме дня в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ПО ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ДЕТЬМИ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работу выполнила

Воспитатель МДОУ «Д/с №3»

Мандрик Люция Рафаиловна


Тема: « Познавательно исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры с детьми в режимных моментах»

«Прежде чем давать знания,

надо научить думать,

воспринимать, наблюдать».

     

                                                                                                             В. Сухомлинский

 

 Теоретическая база этой работы являются исследования Николая Николаевича Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно – исследовательской ( поисковой) деятельности детей  выделяет деятельность экспериментирования.

Выделяют два основных вида:

- Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка( ставит цель, ищет пути и способы ее достижения);

- Ориентировочно – исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации обучает ребенка определенному алгоритму действий.

Исследовательское обучение предполагает:

* Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

* Предлагает возможные решения;

* Проверяет эти решения практическим путем;

* Делает выводы в соответствии с результатами;

* Применяет выводы к новым данным;

* Делает выводы, обобщения, оформляет их, фиксирует;

Психологические особенности:

  1. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения.
  2. Экспериментальная деятельность наполнена интеллектуальными впечатлениями.
  3. Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.

Методы и приемы, которые  используются в  работе с детьми:

  • Первое, это вопросы проблемно – поискового характера, они побуждают к поставке проблемы, помогают прояснить ситуацию, понять смысл исследования.
  • Обязательно используются вопросы, стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании. Например: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».
  • Следующий метод – схематическое исследование, рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков.
  • Стимуляция к коммуникации: «Спроси ( друга, маму, тетю) что она думает по этому поводу?
  • Метод первой пробы – это применение результатов собственной исследовательской деятельности.
  • Очень эффективно создание проблемных ситуаций. Например: «Почему вчера сложно было слепить снеговика, а сегодня нет?»
  • Игра – это основная форма работы с детьми и поэтому активно используются  исследовательские игры – с магнитом, лупой, измерительными приборами.
  • Наблюдения природных явлений.
  • И активно используем данные энциклопедий, учебно – познавательных программ, интернета.

Опыты и эксперименты  в режимных моментах

Режимные моменты:

1

Умывание

Среда  средства

Исследования

водой

мылом

воздух

  • слушаем
  • нюхаем, трогаем
  • смотрим
  • проводим опыты, эксперименты

2

Опробование

продукты

  • слушаем, нюхаем,
  • трогаем, смотрим
  • пробуем на вкус
  • проводим опыты, исследования

3

Прием пищи

          продукты

  • смотрим,
  • нюхаем,
  • пробуем на вкус,
  • сравниваем

4

Минутка тишины

-различные материалы

-полезные ископаемые

  • рассматриваем,
  • трогаем
  • слушаем,
  • нюхаем

5

Прогулка

воздух,

 почва

живое (растения)

  • рассматриваем;
  • изучаем;
  • проводим опыты;
  • *исследования;

6

НОД

7

Другое время( самостоятельно, дома)

Тема ознакомления детей с миром неживой природы в детском саду тесно переплетается с экспериментальной деятельностью дошкольников и практическими наблюдениями за различными природными явлениями.

Неживая природа

   воздух  

вода

  почва

  небо

осадки

материалы    

жидкость

Полезные ископаемые

снег

иней

крупа

и т.д.

мыло

мел

металлы

дерево

пластмасса

ткань,

кожа.

бумага

резина

кожа

стекло

вода

нефть

молоко

и т.д.

жидкие

твердые

нефть

уголь

торф

глина

и т.д.

Требования к оформлению

материалов и методически – дидактической базы

Материалы и оборудование уголков:

- открытость и доступность;

- безопасность;

- соответствие возрасту;

- степень необходимости, вариативности  использования детьми.

Требования к оформлению и содержанию

уголков экспериментирования

  1. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина», которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте
  2. В уголке экспериментирования необходимо иметь:

Основное оборудование: 

  • приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
  • технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора И т.д.;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
  • красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
  • медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, , цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
  • продукты питания- масло, мука, соль, сахар, крупы макаронные изделия.

Методическое обеспечение:

* Каталог, перечень опытов, экспериментов;

*Картотека опытов с символическими, цветовыми обозначениями;

*Мнемодорожки- подсказки, пошаговые инструкции(наборное полотно, карточки с картинками символами);

*Журналы, таблицы учета данных, результатов экспериментирования, индивидуальных дневников;

*Планы конспекты занятий с элементами экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных видов продуктивной деятельности»

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема челове­ческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «ПРЕОДОЛЕНИЕ ВОДОБОЯЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВАМ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГРЫ»

Не всем детям общение с водой доставляет радость. Среди них встречаются и те, кто имеет негативный опыт общения с водой. Причины приобретения такого негативного опыта могут быть различны. Этот материа...

Обобщение опыта работы по теме: « Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »

Обобщение опыта работы по теме:« Развитие творческих способностей младшего дошкольного возраста посредством познавательно – исследовательской деятельности »...

Обобщение опыта работы по теме: "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"

Представляю вашему вниманию обобщение опыта работы по теме: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»....

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

Обобщение опыта работы по теме «Развитие экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»

Обобщение опыта работы по теме«Развитие  экологического воспитания детей дошкольного возраста в процессе реализации и использования проектной деятельности»...