Творчество ребёнка с нарушениями речи, его проявление.
материал по теме

Живаева Евгения Александровна

Доклад для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchesoe_razvitie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 Творчество ребёнка с нарушениями речи, его проявление.

В.А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.  Развивать творчество надо с дошкольного возраста. Существует мнение, что все дети талантливы. Исходя из этого необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

         Только под чутким руководством взрослого раскроются художественно-творческие способности малыша. Ребёнок  будет стараться создавать новые работы, дополнять основу данную взрослым своими мыслями, представлениями, воображением, фантазией. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно – выразительными средствами.

        Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

          Работая с детьми дошкольного возраста с  нарушениями речи, можно с полной уверенностью сказать, что особое внимание требуют следующие направления работы:

  • Умение штриховать, наносить различные линии ;
  • Умение наносить мазки узкой и широкой кистью;
  • Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и смешивать их;
  • Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
  • Умение использовать трафареты и печати при работе;
  • Умение убирать за собой рабочее место.

Скованность в движениях мелкой мускулатуры рук приводит к :

  • Неуверенности и скованности в действиях;
  • Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположении изображения на листе;
  • Растерянность при использовании способов нестандартного раскрашивания;
  • Умении экспериментировать с изобразительными материалами;
  • Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
  • Затруднение в проявлении фантазии, художественного творчества;
  • Умении передавать личное отношение к объекту изображения;
  • Завершение работы декором.

Подводя итоги становится ясно, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы надо:

  • углублённо изучать методическую литературу;
  •  знать и руководствоваться особенностями  возрастных особенностей детей- логопатов, их творческого развития;
  • опираясь на  специфику, тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками.

          Особенно интересны нетрадиционные способы рисования, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.

          По словам психолога Ольги Новиковой :"Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Творчество ребенка органично связано с яркими эмоциональными переживаниями. Однако дети с недоразвитием речи недостаточно эмоционально реагируют на грустную сказку, смешной стишок, нежную мелодию. Их речь маловыразительна, движения несколько скованы, дети не очень уверены в себе. Учитывая эти особенности, следует в работе с детьми использовать элементы арттерапии, театрализации, чаще обращаться к музыке и движениям.

Итак, первое направление работы- развитие воображения и обогащение эмоциональной сферы в сюжетно- ролевой игре.

Второе направление по развитию творческих способностей детей предполагает использование специальных заданий, в процессе выполнения которых развивается наглядно- образное мышление ребенка, формируется способность к преобразованию готовых образов и созданию на этой основе новых.

Так, на занятиях по лепке, аппликации, конструированию, рисованию, можно предложить детям изменить постройку, поделку, добавив или убрав какие- то детали, дорисовать незаконченное изображение. Большие возможности для развития познавательных способностей детей заложены в заданиях, предполагающих действия с наглядными моделями: схемами, макетами, символическими изображениями.

Третье направление- формирование способностей к словесному творчеству. Это прежде всего занятия по обучению рассказыванию, специальные словесные игры и упражнения. Эти занятия являются наиболее сложными для детей с ОНР. Задания, используемые в третьем направлении коррекционной работы, следует тщательно отбирать, учитывая речевые возможности детей и тяжесть речевого дефекта.

Используя в работе с детьми элементы нетрадиционного рисования можно наблюдать всплеск положительных эмоций, творческое раскрытие ребёнка, взаимодействие, если работа коллективная, индивидуальные « стандарты представления» каждого малыша.

Все взрослые, которые работают с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии: педагоги, родители должны всячески поощрять творческие проявления детей, помогать им развивать направленное, продуктивное воображение. И тогда все усилия, приложенные к работе с такими детьми, окажутся ненапрасными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность к школе ребёнка с нарушением речи

Речевое нарушение опосредованно влияет  на развитие всех психических функций. На что же родителям следует обратить внимание перед школой?...

Рекомендации для родителей «Воспитание ребёнка с нарушением речи».

Материалы для родителей, как воспитывать детей с нарушением речи....

Консультация для родителей "Сенсорное развитие ребёнка с нарушением речи".

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запа­хе, вкус...

Индивидуальный маршрут ребёнка с нарушениями речи

Задания, разработанные для детей с нарушениями речи с 6-7 лет...

Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи

В дааной статье описаны различные игровые  технологии  с песком, которые применяются в раоте с детьми с ограниченными возможностями здоровья....