Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
консультация на тему

Федорова Нина Николаевна

Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного

                           возраста в игровой деятельности

   Изучение нравственных представлений и их роли в поведении детей получило оснащение в работах психологов и педагогов (Л.В.Артемовой, В.Г.Нечаевой и др.)В ряде исследований (В.С.Мухина, С.Г. Якобсон) обнаружилось, что у дошкольников имеются определенные нравственные представления, но они не оказывают  должного влияния на взаимоотношения между детьми. Отмечается несоответствие вербального усвоения детьми нравственных норм их реальному поведению. В реальной обстановке , при возникновении конфликта, большинство детей предпочитает уклониться  от выполнения известных им правил поведения или нарушает их. Дошкольный возраст характеризуют новообразования в виде осознаваемых мотивов (А.Н.Леонтьев), первичных этических инстанций (Д.Б.Эльконин), эмоциональной отзывчивости (А.В.Запорожец), пластичности психики (Л.С.Выготский и др.) , что оказывается благодатным для воспитания доброжелательных отношений.

"Доброжелательность- отношение к человеку, ориентированное на содействие его благу, на совершение добра. Субъективно доброжелательность проявляется в благорасположении, симпатии, сочувствии, благодеянии. С нравственной точки зрения доброжелательность является долгом человека. В доброжелательности подчеркивается не только безусловное признание в другом человеке его морального достоинства, но выражается миролюбие, дружественность, готовность к плодотворному сотрудничеству".

     Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуются следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности со взрослыми, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Дети, например, говорят , что в случае затруднений они обратятся дома за помощью к папе с мамой, а в детском саду к воспитателям и друзьям. если же потребность в общении удовлетворяется недостаточно, у ребенка складываются чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость избирательность контактов ( Я только с Сережей играю, он один мне помогает..." и др.)

    Воспитываясь в средней группе ребенок приобретает умения наблюдать за игрой сверстников, просить их о чем-то. благодарить. Но формы вежливого обращения ему еще надо осваивать. Дети пользуются ими преимущественно в деятельности. организованной взрослым, или когда исполняют ту или иную роль в игре. Не все умеют вовремя оказывать помощь друг другу, согласовывать свои действия . Очень немногие проявляют организаторские умения. Всему этому дошкольники должны научиться в старшей группе.

     Пяти - шестилетний ребенок нуждается в сверстниках, товарищах. В общении с ними в детском саду он проводит 50-70% времени. Ежедневно помногу раз он вступает в контакты, свободно выбирая партнера. Выбор этот зависит от характера деятельности. Для совместного труда дети стараются выбирать партнеров организованных ("Он хорошо дежурит"), для игр и занятий - тех, кто "много" знает, хорошо рисует, считает. нередко ребенок ориентируется  и на нравственные качества сверстника (Мы дружим, мы всегда вместе играем. он меня защищает. он добрый, справедливый, не дерется. Я бы с Валей хотел сидеть на занятии, а то Саша мне мешает" и т.д.) перечисленные мотивы свидетельствуют о стремлении детей к нравственному и деловому комфорту во время интересной или сложной для них деятельности, о том, что их расположением не пользуются сверстники агрессивные, неспокойные, отвлекающиеся.

   Все дети стремятся к общению: подходят к сверстникам, смотрят, как они играют или рисуют, обращаются с просьбой, подают упавшую вещь  или молча слушают разговаривающих. Но не всегда ребенку, особенно малоактивному, удается вступить в контакт с кем хочется. Трудно складываются взаимоотношения со сверстниками и у тех, кто пришел в старшую группу из семьи и не имеет навыков общения в коллективе. Они держатся неуверенно, редко участвуют в играх. сверстники избегают контактов с ними ("Он не умеет играть", "Она ничего не знает").Такого рода ситуации следует  предотвращать , так как , не умея реализовать стремление к общению, ребенок становится замкнутым, у него формируются отрицательные черты характера.

     Формируя навыки общения, надо поднимать авторитет  новичка в глазах детей: наделять такого ребенка дополнительной, неизвестной детям информацией, чтобы вызывать у них интерес к общению с новичком, учить его играть, помогать при затруднениях и постепенно привлекать к участию в коллективных играх.

   Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма - особая задача педагога в работе с любой возрастной группой. Формирование  отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

    Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в группе детского сада, воспитателю следует  постоянно наблюдать за общением  детей в игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об авторитетности того или иного ребенка. выделить организаторов и малоактивных детей, понять, на какой основе образуются детские объединения , что побуждает детей быть их участниками. необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать непривлекательность неравноправных отношений.

   Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться, приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации , связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем, няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо , по-доброму разговаривают  взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между  собой.

     Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.

    Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие в их общении со сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников. Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность. например, игра. необходимо, чтобы дети учитывали права каждого ребенка на участие в совместной игре, умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой поиграть вместе (Примите меня пожалуйста, можно с вами поиграть?), приветливо отвечать на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.

    Если дети не умеют по - доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить выражать несогласие тактично ("Давай сначала дорогу построим, а потом мост. Договорились"), вежливо ответить на отказ ("Не хочешь играть в магазин! Может быть поиграем в больницу?")

     Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы для совместной деятельности, похвалить тех, которые при этом учитывали интересы и желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен  ли другой полученными материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: " Ты согласен?", "Доволен?", "Договорились?". Побуждать детей при обращении к сверстнику с подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать ответ. Важно показать, как  неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого, берет себе все лучшее.

    Кроме разговоров с детьми, нужно обязательно показать им конкретные ситуации, замеченные воспитателем в их общении друг с другом, например, во время дежурства, одевания на прогулку, в играх, чтобы дать детям возможность увидеть себя со стороны и усвоить образцы доброжелательного общения.

   воспитатель может использовать для этого кукольный, теневой театр и театр игрушек. Персонажи спектаклей помогают детям усвоить необходимые  при общении правила вежливости.

      Отношения старших дошкольников в игре сложны, избирательны и не всегда благоприятны для ребенка.

      Осложненные отношения со сверстниками отрицательно сказываются на эмоциональном самочувствии ребенка в группе, на формировании его личностных качеств. Лишенный  положительных контактов с детьми , ребенок испытывает острые переживания, которые способствуют появлению у него повышенной обидчивости, упрямства, озлобленности, иногда агрессивности по отношению к сверстникам. С другой стороны, они могут приводить к появлению неуверенности в себе, в своих возможностях.

    Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо знать возможные  причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением - ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий - он отстает  в своих действиях от сверстников; недостаточная сформированность потребности в игровом общении - игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми; нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений  в поведении - он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить. рисовать и т.п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.

   Воспитателю необходимо знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми  игровыми навыками и умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности  необходимо  путем систематических игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел товарища.

    Однако совершенствование лишь предметно-содержательной стороны игровой деятельности оказывается недостаточным. Необходимо формировать  положительные взаимоотношения между детьми группы. прежде всего нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним. Воспитатель должен поддерживать таких детей в различной деятельности. На первых порах их целесообразно объединять с наиболее доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными положительными качествами.

       Педагогу важно знать, насколько каждый ребенок группы умеет управлять поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей может стать организуемая педагогом длительная коллективная  ролевая игра, где такому ребенку поручается роль ведущего. Дети могут хорошо владеть игровыми способностями и готовы выполнять любую роль, однако неумение сдерживать себя обычно препятствует этому. Роль  ведущего только в том случае может выступить в качестве силы, сдерживающей и организующей поведение ребенка, если педагог подробно объяснит ему содержание игры, познакомит его с главной и промежуточными целями ее. Знание их ограничивает излишнюю активность ребенка, помогает понять, что порученная роль является необходимым условием осуществления совместной деятельности: не выполнить ее, не согласовать свои действия с действиями партнеров - значит помешать всем детям группы довести игру до конца.

    В тех случаях, когда педагоги сталкиваются со стремлением ребенка  к игре в одиночку (что свидетельствует о недостаточно развитой потребности в общении), не следует стремиться к налаживанию его контактов со многими сверстниками: шумные игры быстро утомляют таких детей. Имеет смысл  вначале подобрать для такого ребенка лишь одного партнера, к которому бы он отнесся с симпатией, и только впоследствии  осторожно расширять круг его общения.

    При преобладании у ребенка потребности в авторитарном руководстве игрой целесообразно использовать в качестве одного из педагогических приемов систематические длительные поручения ему знаний, имеющих общественную направленность: помощь коллективу, защита младших товарищей, помощь им и т.п. При этом  важно учитывать его интересы и возможности. Успешное выполнение задания необходимо поощрить положительной оценкой в присутствии сверстников, подчеркивая при этом общественно полезный характер выполненной работы: "Своей работой ты помог всей группе". В таких условиях первоначальное стремление ребенка лишь к положительной оценке постепенно может смениться потребностью хорошо потрудиться для коллектива. Если трудности в отношениях ребенка со сверстниками вызваны преобладанием у него интересов, не связанных с игрой, их подавлять нецелесообразно: за такими интересами  и стремлениями обычно лежат способности к другой деятельности , которые при неблагоприятных условиях не будут развиваться. Нужно поддержать эти стремления детей, максимально реализовать их способности. организовать  эту деятельность и привлечь внимание сверстников к успехам этих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

План самообразования воспитателя Тема: «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужно огромному числу людей различных профессий, не только математикам. Особая роль математики - в умственном воспитании, в...

Мастер - класс для воспитателей«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 77»Энгельсского муниципального района Саратовской области   Мастер – класс для воспитателей&la...

консультация для воспитателей "Развитие творческих и познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

Проектирование в различных образовательных областях является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых.  Главное в проектной деятельности то, что пр...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Конспект мастер – класса для воспитателей«Формирование элементарных математических представленийу детей дошкольного возрастачерез игровую деятельность»...