Кружок для будущих первоклассников "Первый раз - в первый класс"
материал (подготовительная группа) на тему

Набиулина Людмила Ивановна

  Предлагаемая форма работы в виде кружка «Первый раз – в первый класс» предполагает оказание  помощи старшим дошкольникам в формировании предпосылок  учебной деятельности, необходимой для школы интеллектуальной активности,  развитие  общеучебных умений, коммуникативных и поведенческие навыков.  Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают поведенческие и школьно-необходимые навыки без усвоения новых знаний.  Представлены пояснительная записка и перспрективный план занятий.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_raboty_kruzhka.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок для будущих первоклассников

«Первый раз – в первый класс»

Пояснительная записка

            Подготовка детей в школу – одна из актуальных проблем, волнующая как педагогов, так и родителей. Центральными задачами подготовки дошкольников, посещающих дошкольное образовательное учреждение, являются как сохранение и укрепление здоровья, так  и своевременное обеспечение их полноценного психического развития.   В целях создания условий для достижения современного качества подготовки к школе необходим новый подход к содержанию и организации работы с детьми. Предлагаемая форма работы в виде кружка «Первый раз – в первый класс» предполагает оказание  помощи старшим дошкольникам в формировании предпосылок  учебной деятельности, необходимой для школы интеллектуальной активности,  развитие  общеучебных умений, коммуникативных и поведенческие навыков. Программа состоит из 15 занятий, которые проводятся во второй половине учебного года - январь-апрель. Занятия носят форму тренингов: дети отрабатывают поведенческие и школьно-необходимые навыки, без усвоения новых знаний. Упражнения вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: дети выполняют необычные задания, играют,  учатся думать, видеть, запоминать. Большинство занятий не требуют специального оборудования. Продолжительность  25-30 минут, с подгруппой из 8-10 человек. Каждое занятие является самостоятельной единицей, но сохраняет логику проведения и реализует задачи, поставленные перед всем курсом.

Данная форма работы решает следующие задачи:

  • развитие  умений регулировать свои эмоциональные и поведенческие реакции, подчинять свою деятельность массе обязательных правил;
  • развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи и воображения;
  • развитие общей и мелкой моторики,  слухо-моторной координации;
  • привитие морально-нравственных представлений об организации общения друг с другом;
  • формирование эмоционально -положительного отношения к школе.

-    формирование общеучебных умений 

В ходе таких  занятий психолог проводит диагностику и формирует у детей следующие качества:

  • организованность и любознательность;
  • волевые качества;
  • внимание, способность к длительному сосредоточению, работоспособность;
  • воображение, сообразительность, любознательность;
  • моторная ловкость;
  • дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;

Перспективный план  занятий  кружка по подготовке детей к школе   «Первый раз – в первый класс»

Цели и  задачи

Тема занятия

Методы и   методические приемы

Оснащение

1

Развитие групповой сплоченности, положительного эмоционального отношения друг к другу, формирование  эмоционально-положительного отношения к школе

«Скоро в школу мы пойдем»

- ах, какой я молодец

- пингвины

- скала

- чаша доброты

- я желаю тебе

- а в школе…

- я тебе помогу

- мост дружбы

- компас

- броуновское движение

Музыкальное сопровождение игр, спортивный инвентарь, блюдо, вода.

2

Знакомство со школьными  правилами, развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми в роли ученика

«Школьные правила»

- скучно, скучно так сидеть

- школьные правила

- клеточный диктант

- точечный диктант

- тест «домик»

 

Листы в клетку на каждого ребенка, альбомные листы на каждого ребенка, принадлежности для рисования

3

Развитие навыков произвольной регуляции поведения,  развитие познавательных процессов

«Говорит один – говорим хором»

-передаем по кругу

-говорит один - говорим хором

-фигурный диктант

- разрезные картинки

- третий лишний

- ищем нелепости

- ищем клад

- сделай так же

- хитрые картинки

- найди отличия между двумя картинками

- да и нет

- костер

- робот

- правильно - неправильно

- клеточный диктант

- хочукалка

- точечный диктант

 

Карточки с символами, тетрадные  листы  на каждого ребенка, разрезные картинки, карточки для обобщения,. картинки- нелепицы, картинки с отличиями

4

Воспитание организованности, аккуратности, способности к длительному сосредоточению

«Школьная тетрадь»

- счетные палочки

- зашифрованные слова

- перепиши

- лабиринт

- таблицы

- организация рабочего места

- слушаем тишину

- организация пространства листа

Счетные палочки, спички, картинки для инд.работы, таблицы с цифрами, ребусы, альбомные листы на каждого ребенка,

5

Развитие общей и мелкой моторики, графических навыков

«Путешествие  в страну пальчиковых игр»

- выкладываем из счетных палочек-

 - дорисуй узоры

- рыбалка

- лабиринт

- баскетбол

 - упражнения с мячом

- упражнения со скакалкой

- штриховка

- письмо по образцу

- пальчиковая гимнастика

- рисование по точкам «Узнай, кто я»

- темное-светлое, ночь-день, проливной - моросящий дождь

- обведи рисунок, не отрывая карандаш от бумаги

 

Счетные палочки, карточки с лабиринтом, образцы штриховок, карандаши простые и листы в клетку на каждого ребенка, спортивные принадлежности, образцы с буквами, листы на каждого ребенка с точками, контуром, альбомные листы на каждого ребенка

 

6

Развитие навыков произвольной регуляции поведения, зрительного анализа, образно-схематического мышления

«Умники и умницы»

- копирование образца

- рисование узоров

- найди такой же

- рисование по клеточкам

- рисование по точкам

- дорисовывание незаконченного рисунка

- соединение точек прямыми линиями

- штриховка элементов картинки

- сложи узор

- контурные рисунки

- что здесь

- найди, покажи

- найди фрагменты картинки

- разнеси письма

- графический диктант

- контролер

Листочки из тетради в клетку, простые и цветные карандаши на каждого ребенка, схемы, карточки – образцы, разрезные картинки, картинка с фрагментами, картинка с одинаковыми фигурками, только один из которых является точной копией образца

Игры Т.И. Бабаевой (Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе)

7

Формирование  школьной

 мотивации

«Скоро  в школу»

-я хожу в школу, потому что …

- зашифрованные слова

- я – ученик:…

- я положил в портфель:..

- ответь на вопрос

- рассматривание фотографий пап и мам

 « Мы тоже были учениками»

- выставка рисунков « Я иду в школу»

Ребусы, портфель, школьные принадлежности, школьные фотографии родителей, альбомный лист и Принадлежности для рисования на каждого ребенка

8

Развитие познавательных процессов: внимание

«Мой вопрос – твой ответ»

- раскрась правильно

- продолжи ряд

-найди пять отличий

-аквариум

- посмотри и распутай линии

- слушай внимательно

- перепиши..

- найди спрятанное слово

- догони и поймай букву

- квадраты

Готовые карточки с заданиями на каждого ребенка, образцы, квадраты с цифрами

9

Расширение кругозора, развитие связной речи и тренировка памяти

«Интеллектуальное состязание»

-запомни за 20 секунд

-запомни стихотворение

- добавь пропущенное слово

- каскад слов

- сложи из палочек также

- цифровой ряд

- буквенный ряд

/ на запоминание букв, цифр/

- я положил в мешок

 - шумящие коробочки /ауд.память /

-

Карточки с образцами, счетные палочки, коробочки с крупами, мелкими предметами, чудесный мешочек, ребусы,

10

Повышение школьной компетентности. Развитие мышления и речи

«Звенит звонок»

- школа для животных

- дорисуй нужную фигуру

- задачи-шутки

- загадки

- что раньше, что позже

- дай ответ

- рисунок школы

Альбомные листы и принадлежности для рисования на каждого ребенка

/В.Л.Шарохина/

11

Развитие предпосылок к учебной деятельности,  пространственного восприятия

«Точка, точка,  запятая..»

- составь пары

- зашифрованные слова

- оцени свою работу, оцени работу соседа

- определи свое место

- моя рука, твоя рука

- отработка квазипространственных представлений / до, после, раньше, позже,  между/

- раскрась картинку /тест Е.Е.Кравцовой/

Альбомные листы, тетради в клетку, карточки с ребусами, материал для теста

/Н.В.Нижегородцева/

12

Формирование  мотивационной готовности к школе. Повышение работоспособности детей, формирование установки на успех

«Путешествие к морю исполнения желаний»

- знакомство с учебниками и др.школьными принадлежностями

- кто быстрее соберет портфель

- а в школе

- разгадывание ребуса

- я все смогу

- змейка

- лезгинка

- цыганочка

- рисование правой рукой

- рисование левой рукой

- рисование одновременно двумя руками

- рисование ногой

 

Портфели и школьные принадлежности, карандаши, акварельные краски и альбомные листы на каждого ребенка, звездочки из цветной бумаги на каждого ребенка, блюдо с водой, цветные коврики, магический шар.

13

Развитие общеучебных навыков, произвольного поведения, организованности и аккуратности

«Паровоз»

Тест, состоящий из трех заданий

Рабочие карточки-листы на каждого ребенка,  цветные карандаши  /4/

Работа подгруппами по 8 детей

14

Оказание помощи ребенку в принятии себя в роли ученика, формирование положительного отношения к школе

«Я – ученик»

Упражнение «Школа для животных»

В.Л. Шарохина

Психологическая подготовка к школе стр.8

15

Диагностика «Готов ли ребенок к школе»

Итоговое

- рисование «Скоро в школу я пойду»

/Н.В.Нижегородцева/

Литература

В.Л.Шарохина

Психологическая подготовка к школе

И.Л.Арцишевская

Психологический тренинг

Н.В.Нижегородская

В.Д.Шадриков

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе

Н.А.Шевердина

Тестирование будущих первоклашек

Тесты для детей

Готов ли ваш ребенок к школе

А.А.Реан

Как подготовить ребенка к школе

А.Л.Сиротюк

Нейропсихологическое сопровождение проблемного ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На будущий год ваш ребенок пойдет в первый класс.

Рекомендации для родителей дошкольников, которые пойдут в первый класс....

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Скоро, скоро в первый класс!»

Рекомендации родителям будущих первоклассников «Скоро, скоро в первый класс!»...

Первый раз в первый класс: информация для родителей будущих первоклассников.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников, статьи и советы психологов. Материал представлен с использованием интернет-источников....

кружок по нетрадиционной технике рисования в первой младшей группе "Разноцветные бусы" (дата: 02.11.2020)

Цель: учить рисовать нетрадиционным способом- ватными палочками, используя яркие краски; рисовать точки ("бусинки") друг за другом на нитке;различать и называть основные цвета красок (ж...

Для родителей будущих первоклассников "Первый раз в первый класс в 2023 году".

 Уже скоро начнётся первый этап записи в первый класс 2023-2024.   Традиционно в этот период у молодых родителей возникает много вопросов, да и многодетным семьям не помешает озн...

Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»

Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...