«Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»
проект (старшая группа) на тему

Курбанова Зюльмира Нуралиевна

В данной работе описывается способы и приёмы формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьёй.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchim_chitat.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по программе курсов повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГОС ДО»

по теме: проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»

 

                                                                                   Проект выполнил(а):

                        Курбанова Зюльмира Нуралиевна

                                                             воспитатель              

                             ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер»

                                  с.п. д/с «Сказка»г.о.Кинель.

                                              Работу проверила:

Сечкина Ольга Константиновна,

начальник отдела психолого-педагогического

 сопровождения образовательного процесса в ДОУ,

доцент кафедры социально-гуманитарных наук, к. псх. н.

 

 Самара

2014

Актуальность

                                                                       «Если с детства у ребенка не воспитана

                                                                                  любовь к книге, если чтение не стало его

                                                                               духовной потребностью на всю жизнь - 

                                                                         в годы отрочества душа подростка

                                                                           будет пустой, на свет божий  выползает, как  

                                                                     будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: « Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Новая социальная ситуация заставляет искать новые подходы к проблеме. Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н.Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову пребыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни современного человека. Удачной находкой в работе с родителями является метод проектов. На сегодняшний день он получает все более широкое применение в педагогической практике нашего учреждения. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. Данный проект позволяет осуществить одно из четырех приоритетных направлений работы Центра развития ребенка – познавательно – речевое развитие воспитанников  с превышением Федеральных государственных требований.

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный (октябрь 2014 – апрель 2015 г)

По целевой установке: практико-ориентировочный 

Цель проекта:  Создание условий для развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса и мотивации к чтению.

 Задачи проекта:

  1. Приобщать детей и  родителей  к книжной культуре, воспитывать грамотного  читателя.
  2. Повышать эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
  3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
  4. Повышать культуру речи  педагогов, родителей, детей.
  5. Воспитывать бережное отношение к книге. 

Ожидаемый результат

  1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе на 50%.
  2. Возрождение традиции домашнего чтения.
  3. Обобщение и распространение  опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя и слушателя.

Основное содержание проекта

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относиться к людям, к окружающему миру, тот есть заложить основы настоящего человека. Положение о формировании читателя в дошкольнике стали ведущими в комплексной программе непрерывного образования «Из детства в отрочество» Т.И. Дороновой, по которой работает ЦРР.  Программа дает возможность взаимодействовать с семьей на основе современных, научных, психолога–педагогических требований к развитию, воспитанию и образованию ребенка дошкольного возраста. Содержание проекта строится так, что в процессе его реализации родители не всегда осознанно, ненавязчиво способствуют:

- развитию личности ребенка, его творческих способностей;

- приобщению детей к общечеловеческим ценностям;

- формированию творческого воображения;

- развитию любознательности, как основа познавательной активности.

Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.

В семье

В детском саду

ежедневное чтение детям художественных произведений;

ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;

использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;

ввести в круг чтения детскую периодику;

ввести в круг чтения детскую периодику;

контролировать процесс семейного чтения. Давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;

следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;

развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;

заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;

привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;

учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;

активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);

создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;

вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

Проект предусматривает  введение классических и хрестоматийных произведений.

Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения. Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить  к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.

Детям предлагается широкий спектр игр:

-   сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;

-   игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;

-   игры – драматизации  - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;

-  театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.

Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.

Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые  побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.

Реализация проекта предполагает:

-   совместную деятельность родителей и детей;

-   взаимодействия воспитателя с родителями;

-   взаимодействие воспитателя с детьми;

-   взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

Участники

Формы взаимодействия

 

 

 

 

 

воспитанники

непосредственно  образовательная деятельность;

организация книжного уголка в группе;

утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);

игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;

дневные литературные чтения;

создание книг-самоделок, книжные выставки;

тренинги,  ситуативное обучение;

Мастерская по изготовлению творческих работ;

 

 

родители

презентация опыта семейного воспитания;

наглядное   информирование, анкетирование, практические  консультации,  родительские встречи

традиция «Гость группы»

 

 

 

родители, воспитанники

открытые мероприятия с участием родителей;

конкурс семейной рукописной книги;

арт-выставки «Вместе с  книгой я расту»;

выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

экскурсия в городскую детскую библиотеку;

книжные выставки «Книжный парад для дошколят»;

традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»;

Литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

 Ресурсное обеспечение проекта: 

Кадровое обеспечение: воспитатели, музыкальный руководитель, родители. Работники музея, продавец книжного магазина.

Материально-техническое обеспечение: 

-  библиотека Центра развития;

-  просторный легко проветриваемый музыкальный зал;

-  костюмерная с широким разнообразным ассортиментом костюмов для мальчиков и девочек;

-  фонотека: аудиокассеты с записями детских произведений «Волшебник Изумрудного города», «Сказка о царе Салтане», «Чиполлино», «Сказки дядюшки Римуса», «Летучий корабль» и т.д.

-  видеотека:  видеозаписи сказок русских и зарубежных писателей «Три поросенка», «Цветик-семицветик», «Снежная королева», «Приключения Буратино» и т.д., познавательные фильмы о родном крае;

-  книжный уголок в групповой комнате.

Методическое обеспечение:

-   демонстрационный материал: серия сюжетных картин;

-   тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;

-   биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;

-   конспекты образовательной деятельности из опыта работы педагогов;

-   сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;

-   детская художественная литература;

-   детская познавательная литература.

Технические средства обучения:

- Проектор

- Ноутбук

- Мультимедийная установка.

 Партнеры:

 Партнеры

Формы взаимодействия

Департамент образования Администрации города  кинельского района

Автобус для перевозки детей «Школьник»

Детская городская библиотека

Цикл тематических экскурсий для дошкольников;

Совместные экскурсии для детей и родителей;

Консультация для родителей «Какую книгу выбрать для ребенка»;

Участие библиотекаря в образовательной деятельности;

Памятки для родителей: «Организация чтения художественной литературы»; «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста»; путеводитель «Центр общественного доступа»; буклет «Выбери свою библиотеку» (сведения о городских детских библиотеках).

Целевая аудитория: Участниками проекта  являются:  дети 5-6 лет 20 человек и родители 17 человек.

 

                     

                        План мероприятий по реализации проекта.

Организационный этап (октябрь – ноябрь2014 год).

      1. Провести родительское собрание и ознакомить с темой, целями и задачами проекта.

2. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.

  1. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
  2. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
  3. Провести анкетирование родителей.
  4. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
  5. Обновить развивающую среду. Провести педагогическую диагностику с детьми на начальном этапе.

 Практический этап (декабрь 2014г. – апрель 2015г.).

  1.  Продуктивная деятельность (рисование и ручной труд) «Книжка-самоделка», «Герои любимых сказок», «Обложки любимой книжки» и т.д.
  2. Беседы (этические) «Как беречь книгу», «Твоя любимая книга», «Мой любимый сказочный герой», «От глиняной дощечки к печатной страничке» и т.д.
  3. Чтение детской художественной литературы (сказки, были, рассказы, басни и т.д.)
  4. Консультации для родителей: «Организация книжного уголка в семье», «Как правильно выбрать детскую книгу», «Организация чтения в семье», « Экскурсия в библиотеку 2 раза в год на тематические выставки» и т.д.
  5. Музыкальная деятельность (разучивание песни) «Чтоб мы делали без книг», «Мы дружны с печатным слово» и т.д.
  6. Заучивание пословиц о книге, стихов, загадок о книге.
  7. Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин» и т.д.
  8. настольно-печатные игры «Расскажи сказку», «Что было до….», «Как родилась книга» и т.д.
  9. Словесные игры «Узнай героя сказки», «Закончи предложение», «Составь название книги из картинок» и т.д.

Заключительный этап (май – июнь 2015 года).

  1. Провести педагогическую диагностику детей на заключительном этапе.
  2. Обработать результаты реализации  проекта.
  3. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
  4. Провести презентацию проекта в рамках внутри садовского конкурса «Лучший образовательный проект»
  5. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 
  6. Литературно-тематический праздник «Книги - наши друзья вместе с родителями».
  7. Книжки – самоделки в семье «Моя любимая книга» презентация на родительском собрании.
  8. Обобщение результатов проекта на педагогическом совете в ДОУ и распространение педагогического опыта через газету детского сада и на сайте ДОУ.

   I.     Ожидаемые результаты проекта 

1.   Методические продукты

-    Создан проект «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей», ориентированный на семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста;

-   Разработан перспективный план взаимодействия с родителями по воспитанию грамотного читателя;

-   Разработан перспективный план работы с детьми в образовательной; деятельности и режимных моментах по приобщению детей к художественной литературе;

-   Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», « Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;

-   Обобщен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

   2. Информационно-практические продукты

-  Создан видеофильм: «Ребенок. Книга. Читатель».

  3. Повышение рейтинга Центра развития в социуме

-  Размещение информации (фотоматериалы, видеоматериалы, отчеты) на сайте детского сада в сети Интернет;

-  Творческий отчет о внедрении проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и в процессе взаимодействия с семьей»;

-  Публикация опыта работы в ежемесячном научно-методическом журнале  «Дошкольное воспитание»

 II.  Социальный эффект

Родители:

-   Ежедневно поддерживают  традиции семейного чтения;

-   Повышают интерес ребенка к художественной литературе;

-   Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;

-   Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.

Воспитанники:

-  Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;

- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;

-  Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;

-  Сформированы нравственные качества ребенка;

-  Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;

 III. Перспектива

На основе образовательного  проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интерес к чтению во всех видах детской деятельности и  в процессе взаимодействия с семьей» разработать проект  по приобщению ребенка младшего дошкольного возраста  к художественной литературе в кругу семьи « Расту вместе с книгой».

Список используемой литературы

  1. Алиева Т.Н., Антонова Т.В. Программа «Истоки» - М.: Просвещение,  2003 г.
  2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения - М.: Просвещение,  2000г.
  3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
  4. Доронова Т.Н.  Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М.: Просвещение, 2002 г.
  5. Жукова Г.Д Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
  6. Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007
  7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу.  - М.: Просвещение, 2000г
  8. Международный день детской книги.- Ж.: Дошкольное образование, 2010. - №6.
  9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996 г.

     10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека.-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.

    11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.

    12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

квалификационная работа по теме "Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Южного Урала"

Это квалификационная работа , написанная мной в 2010 году при аттестации на высшую квалификационную категорию.В нее вошли следующие разделы:                 ...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению, любви к книге путем организации уголка «Наш книжный калейдоскоп».

Если еще 10 лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то в настоящее время  наблюдается негативная  тенденция - заметно снижается интерес к чтению у детей из-...

Проект на тему: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе»

В старшем дошкольном периоде у детей достаточно жизненного опыта для  бурного и развитого  воображения и фантазии. У детей очень активно развиваются способности к творчеству в различных вида...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к традициям своего народа посредством проектной деятельности «Ай, да масленица!»

Паспорт проектаМетодическая тема проекта :  формирование  у детей старшего дошкольного возраста  интереса к традициям своего народа, посредством проектной деятельности.Творческое н...

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению

Консультация для родителей. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста интереса к чтению...