Статья. Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения
статья (старшая группа)

Силантьева Алена Анатольевна

Статья посвящена основным проблемам психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения. На современном этапе развития общества особую роль в системе психологического сопровождения играют разработка, внедрение интегрированного обучения, индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с задержкой психического развития, которые в совокупности оказывают положительное влияние на развитие дошкольников, способствуют формированию оптимальных психолого-педагогических условий воспитания и образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, стимулируют познавательное развитие дошкольников.

В статье выявлено и обосновано, что обучение в условиях интеграции в большей мере стимулирует развитие интеллектуальной деятельности дошкольников с задержкой психичесого развития. Главное достоинство модели интегрированного обучения заключается в том, что у дошкольников с задержкой психического развития появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели  социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения

Силантьева А.А.

Мурманский государственный гуманитарный университет

Мурманск, Россия

Большую группу в современной детской популяции составляют дети с задержкой психического развития, которые испытывают затруднения в осуществлении жизненно важных функций, не только обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей, но и определяющих способность к общению и познанию. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с задержкой психического развития. Одним из путей ее разрешения является создание системы психологического сопровождения в условиях интегрированного обучения.

Психологическое сопровождение – это особый способ помощи ребенку в преодолении актуальных для него проблем развития, особенностью которого является обучение ребенка решать свои проблемы самостоятельно. Результатом деятельности психологического сопровождения является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого, формирование здорового образа жизни, преодоление затруднений в обучении.

Главная цель этой деятельности – создание таких социально-психологических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни: деятельности, общения и своего внутреннего мира.

На современном этапе развития общества особую роль в системе психологического сопровождения играют разработка, внедрение интегрированного обучения, индивидуальных коррекционно-развивающих программ для дошкольников с задержкой психического развития, которые в совокупности оказывают положительное влияние на развитие дошкольников, способствуют формированию оптимальных психолого-педагогических условий воспитания и образования для детей с задержкой психического развития в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, стимулируют познавательное развитие дошкольников.

Построение индивидуально-образовательной траектории ребенка связано с тем, что создаются условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую воспитаннику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении психологом психологической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ребенка, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Интеграция означает включение детей с различными возможностями здоровья во все аспекты жизни дошкольного учреждения, в которых участвуют также все остальные воспитанники. Это требует реальной адаптации дошкольного пространства к тому, чтобы встретить нужды всех детей без исключения, ценить и уважать различия.

Интегративный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с особенностями в развитии.

Отдельные аспекты интегрированного обучения рассматриваются в работах отечественных исследователей (Н.В. Амензис, Н. Грозная, Л.В. Кузнецова, Н.Н. Малофеев, Л.И. Переслени, Т.Н. Прилепская, Н.Д. Шматко и другие).

Объект исследования – психологическое сопровождение дошкольников в условиях интегрированного обучения.

Предмет исследования – особенности познавательного развития  дошкольников с ЗПР в условиях интегрированного обучения.

Цель проведенной работы - изучить особенности познавательной сферы, разработать и апробировать систему коррекционно-развивающих занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников с ЗПР в условиях интегрированного обучения.

Задачи:

1) Проанализировать подходы к изучению психологического сопровождения в психологической литературе;

2) Выявить особенности познавательной сферы дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения;

5) Разработать и апробировать систему коррекционно-развивающих  занятий, направленных на развитие познавательной сферы дошкольников с ЗПР, в условиях интегрированного обучения.

Выбор методов определяется задачами исследования. В работе применялись стандартизированные и валидизированные методики: тест Векслера, методика Тулуз-Пьерона, методика «графический диктант» Д.Б. Эльконина. В статье будут отображены результаты по тесту Векслера. Все результаты исследования размещены в работе «Эмпирическое исследование познавательного развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения».

 Статистическая оценка полученных результатов проводилась с помощью непараметрического U- критерия Манна-Уитни.

Эксперимент проводился на базе МДОУ № 17 и МДОУ № 40 г. Мурманска, в 2010 – 2011 году. В эксперименте принимали участие 10 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, пребывающих в специализированной коррекционной группе и 10 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, пребывающих в условиях интегрированного обучения.

Получились следующие результаты:

Таблица 1

Особенности интеллектуального развития дошкольников с ЗПР (вербальные субтесты, средние значения, до коррекционной работы)

1

2

3

4

5

6

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

Дети с ЗПР

8,1

2,9

10,2

5,5

7,8

4,5

8,7

3,2

3,7

3,2

5,6

3,2

Дети с ЗПР в условиях интег-го обучения

0,4

2,4

8,5

2,1

9,5

1,3

6,6

2,1

4,2

2,4

6,1

3,7

1- осведомленность; 2- понятливость; 3- арифметический; 4- сходство; 5- словарный; 6- повторение цифр

Таблица 2

Особенности интеллектуального развития дошкольников с ЗПР

(невербальные субтесты, средние значения)

1

2

3

4

5

6

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

Дети с ЗПР

10,3

5,3

11

3,3

6,9

6,1

9,8

4,4

5,8

4,6

6,2

1,03

Дети с ЗПР в условиях интег-го обучения

9,8

3,7

10

3,8

6,6

2,2

10,9

3,4

6,5

1,9

6,9

1,6

1- недостающие детали; 2- последовательные картинки; 3- кубики Коса; 4- складывание фигур; 5- шифровка; 6- лабиринты.

Статистический анализ позволяет утверждать, что значимые различия выявлены только по субтесту «Осведомленность» (Uрасч=14 меньше Uкр.=23, Uрасч=82 больше Uкр.=77 при p < 0,05), что свидетельствует о том, что уровень развития понятийного мышления, уровень сформированности мыслительных процессов у дошкольников с ЗПР, пребывающих в условиях интегрированного обучения выше, чем у дошкольников с ЗПР коррекционной группы.

 Резюмируя полученные результаты, было установлено, что успешность выполнения всех заданий методик находится в диапазоне нижнего и среднего уровней. Высокого уровня среди испытуемых двух групп выявлено не было.

Таким образом, для детей с задержкой психического развития характерен низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность мыслительных процессов, низкий словарный запас, они не способны удерживать внимание достаточно долгое время, характерна низкая концентрация и устойчивость внимания, рассеянность. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дошкольники часто действуют импульсивно, истощаются.

Система коррекционно-развивающих занятий была построена в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями дошкольников с задержкой психического развития. Коррекционно-развивающие занятия основаны на авторской программе Боряковой Н.Ю. и осуществлялись в форме групповых занятий общей продолжительностью 20 минут.

Коррекционная работа, направленная на развитие интеллектуальной сферы реализовывалась в трех направлениях:

1. Упражнения, направленные на развитие мышления.

Цель: Формирование мыслительных операций «обобщение» и «классификация», «сравнение», развитие способности устанавливать причинно-следственные связи.

2. Упражнения, направленные на развитие пространственного восприятия.

Цель: Формирование пространственных ориентировок в собственном телесном пространстве, формирование пространственных представлений «выше, чем…», «ниже, чем», «перед», «за», «слева», «справа».

3. Упражнения, направленные на развитие внимания и памяти.

Цель: развитие основных свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости), развитие зрительной, тактильной и слуховой памяти.

После поведения коррекционно-развивающих занятий был проведен контрольный срез.

Особенности интеллектуального развития дошкольников с задержкой психического развития представлены в таблице 3.

Таблица 3

Особенности интеллектуального развития дошкольников с ЗПР (вербальные субтесты, средние значения)

1

2

3

4

5

6

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

Дети с ЗПР

10,2

1,7

12.9

2,7

11,2

1,9

10,7

2,1

7,2

3,7

7,9

1,3

Дети с ЗПР в условиях интег-го обучения

14,3

2,02

15,1

2,2

12,8

1,2

11,1

2,7

7,9

2,6

9,1

2,3

1- осведомленность; 2- понятливость; 3- арифметический; 4- сходство; 5- словарный;

6- повторение цифр.

Как видно из таблицы по всем показателям вербальных субтестов выявлена динамика. Результаты контрольного исследования показали, что дошкольники с ЗПР, пребывающие в условиях интегрированного обучения получили более высокие показатели, чем дошкольники в условиях специального коррекционного обучения.

Низкие результаты у дошкольников с ЗПР, пребывающих как в условиях интегрированного, так и коррекционного обучения не выявлены, что позволяет утверждать о том, что коррекционно-развивающая работа стимулирует развитие познавательной сферы дошкольников с ЗПР.

Средние результаты у дошкольников с ЗПР в условиях коррекционного обучения выявлены по всем вербальным субтестам, тогда как у дошкольников с ЗПР в условиях интегрированного средние результаты получены только по субтестам «Арифметический», «Словарный», «Сходство», «Повторение цифр». Это может быть связано с различной спецификой коррекционно-развивающей работы.

Высокие результаты демонстрируют дошкольники с ЗПР, обучающиеся в условиях интеграции по субтестам «Осведомленность», «Понятливость».

Можно утверждать, что коррекционно-развивающие упражнения в условиях интегрированного обучения эффективнее, чем коррекционно-развивающее обучение дошкольников с задержкой психического развития.

Дети стали более дисциплинированными, менее отвлекаемыми, появилась способность сосредотачиваться на задании в течение определенного времени, уровень познавательной активности повысился, дошкольники стали более мотивированными на выполнение теста. Кроме того они предлагают большее количество нестандартных идей. Это свидетельствует о формировании операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

Далее рассмотрим особенности невербального интеллектуального развития дошкольников с ЗПР (см. таблица 4)

Таблица 4

Особенности интеллектуального развития дошкольников с ЗПР

(невербальные субтесты, средние значения)

1

2

3

4

5

6

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

х

σ

Дети с ЗПР

13,6

2,8

13,7

2.4

8,7

3,3

12,7

3,5

7,2

4,5

9,8

1,9

Дети с ЗПР в условиях интег-го обучения

15,4

2,7

14,1

1,7

8,9

2,2

14,4

1,3

9,9

2,1

12,9

2,06

1- недостающие детали; 2- последовательные картинки; 3- кубики Коса; 4- складывание фигур; 5- шифровка; 6- лабиринты.

Как видно из таблицы 4 по всем показателям невербальных субтестов выявлена динамика. Результаты контрольного исследования показали, что дошкольники с ЗПР, пребывающих в условиях интегрированного обучения получили более высокие показатели, чем дошкольники в условиях специального коррекционного обучения.

Это позволяет утверждать, что интегрированная коррекционная работа эффективнее, чем обычная система коррекционно-развивающих занятий.

Низкие результаты у дошкольников с ЗПР, пребывающих как в условиях интегрированного, так и специального обучения не выявлены, что позволяет утверждать о том, что коррекционно-развивающая работа способствует развитию интеллектуальной сферы дошкольников с ЗПР.

Средние результаты у дошкольников с ЗПР по субтестам «Кубики Коса», «Шифровка», «Лабиринты». Дошкольники стали более наблюдательными, более сосредоточенными на задании, повысился уровень развития перцептивного внимания.

Высокие результаты у дошкольников с ЗПР, пребывающих в условиях специального коррекционного обучения по субтестам «Недостающие детали», «Последовательные картинки», тогда как у дошкольников с ЗПР, пребывающих в условиях интегрированного обучения по субтестам «Недостающие детали», «Последовательные картинки», «Складывание фигур». У дошкольников повысился уровень невербального интеллекта, дети умеют дифференцировать существенное от второстепенного, организовывать отдельные части смыслового сюжета в единое целое.

Дети с ЗПР, в условиях интегрированного обучения демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия и познавательного интереса со своими здоровыми сверстниками по сравнению с детьми, находящимися в специальных коррекционных группах. Можно утверждать, что интегрированные коррекционные занятия способствуют формированию общих знаний у детей с задержкой психического развития.

Далее рассмотрим значимость различий в интеллектуальном развитии между дошкольниками с ЗПР в условиях коррекционного и интегрированного обучения (см. таблицу 5)

Таблица 5

Значимость различий в интеллектуальном развитии между дошкольниками с ЗПР в условиях коррекционного и интегрированного обучения.

Субтест

9,5 /90,5*

Осведомленность

Понятливость

22,5/77,5*

Арифметический

21,5/78,5*

Сходство

34/66

Словарный

34,5/65,5

Повторение цифр

21/79*

Недостающие детали

14/86*

Последовательные картинки

61/39

Кубики Коса

8/92*

Складвание фигур

48/52

Шифровка

39,05/60,5

Лабринты

8,5/91,5*

*p≤0,05

Статистический анализ позволяет утверждать, что для дошкольников с ЗПР, обучающихся в условиях интегрированного обучения характерно улучшение интеллектуальных деятельности, появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной, коммуникативной и познавательной компетенции, свойственной дошкольному возрасту.

Таким образом, обучение в условиях интеграции в большей мере стимулирует развитие интеллектуальной деятельности дошкольников с задержкой психического развития.

Список литературы:

  1.    Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе/Т. Лоремана, Д. Деппелера, Д. Харви; перевод с английского Н. В. Борисова. - М., 2008.

2. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно–практической конференции. - СПб., 1998.

3. Касицына, М. А. Комплексное изучение детей с задержкой психического развития в условиях детского сада / М. А. Касицына // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2008. - № 6. – С. 30-53

 4. Логинова, Ю. Н. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования / Ю. Н. Логинова // Биб-ка журнала Методист.-2006. - № 9. – С. 4-7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития проявляется в снижении общего запаса знаний, в ограниченности представлений, в малой интеллектуальной целенаправленности. К исследованию психического развития у детей с ...

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития

Особенности игровой деятельности дошкольников с задержкой психического развития ...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре

Особенности диалогической речи дошкольников с задержкой психического развития в сюжетно-ролевой игре...

Особенности музыкального воспитания дошкольников с задержкой психического развития

В статье рассматривается значение музыкального воспитания для дошкольников с задержкой психического развития и влияние музыкальных занятий на успешную социализацию данной категории обучающихся. Описан...