Статья на тему. Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада
статья (младшая группа)

Игры с песком являются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_pesochnoy_terapii.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с песком как средство успешной адаптации младших дошкольников к условиям детского сада

                                                                                                     Кривошеева В.А

                                                                                                           

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».

   В последнее время интерес к проблеме адаптации детей к новым условиям чрезвычайно повысился в связи с переживаемым в России социально – экономическим кризисом. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен был всегда, а в наше время он стал значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требует быстрого и адекватного реагирования. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.         

    С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми и незнакомыми сверстниками становятся для ребенка серьезной психической травмой. Из года в год наблюдая за малышами, мы пришли к выводу: сложность процесса напрямую зависит от степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В период адаптации происходит перестройка ранее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими.  В связи с этим адаптационный период переходит в тяжелую стадию, которая характеризуется разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии, неврозам, срывам нервной системы и т.п. Для правильной и эффективной организации процесса адаптации к условиям ДОУ, прежде всего нам необходимо понять интересы, стремления каждого малыша, или говоря словами В.А.Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка». Именно поэтому работу с родителями мы начинаем с заполнения анкет, бесед, консультаций и активного общения.

В ходе комплексного исследования, было выделено три фазы адаптационного процесса:      

1.    Острая фаза или период дезадаптации.

2.    Подострая фаза или собственно адаптация.

3.    Фаза компенсации или период адаптированности. 

Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

·         Легкая адаптация -  к 20 дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контакта со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

·         Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания.

·         Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью (от двух и более месяцев) и тяжестью всех проявлений

Адаптация – (от лат. adaptare – приспособляю) – процесс приспособления строения и функций живого организма, его органов и клеток к условиям окружающей среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза. Адаптация – одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж.Пиаже трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

Адаптация психологическая – приспособление человека к существующим в обществе требованиям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества

Адаптация сенсорная – (от лат. sensus – чувство, ощущение) изменение чувствительности сенсорных систем под воздействием раздражителя. Понятие сенсорная адаптация объединяет разнообразные явления изменения чувствительности, имеющие иногда совершенно различную физиологическую природу. Различают, по меньшей мере, три разновидности сенсорной адаптации:

Адаптация слуховая – изменения в характере восприятия звуков во время и после действия звукового раздражителя. Чаще всего слуховая адаптация проявляется в падении слуховой чувствительности, хотя при действии звуков могут изменяться и др. показатели слухового восприятия (оценка громкости, высоты звука). Слуховая адаптация в виде повышения порогов слуха зависит от интенсивности, частоты и длительности воздействующего тона, а также от времени, прошедшего после начала или прекращения действия звука

Биологическая адаптация – приспособление к изменяющимся условиям внешней среды: температуре, освещенности, атмосферному давлению, влажности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функций

Адаптация – это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, и навыков в повседневной жизни. Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

·         От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка

·         От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

·         От состояния здоровья;

·         От резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой он находится в дошкольном учреждении;

·         От разницы в методах воспитания.

·         Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимания, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации.  Для этого мы рекомендуем использовать «игры с песком».

 Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее. Песок - необыкновенно приятный материал: когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму.  Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Этот метод можно использовать в работе с детьми от двух лет и старше, со следующим спектром проблем:

- сложности, связанные с адаптационным периодом

- различные формы нарушений поведения

- психосоматические заболевания

- повышенная тревожность, страхи

- неврозы

Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.

Данный метод очень прост, но дает потрясающий эффект.

Чем полезна песочница?

Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.

Песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и лёгким. Он может быть влажным и пластичным. К нему приятно прикасаться.

В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздрожительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.

В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.

Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.

Взрослый через игру с ребенком в песочнице может ненавязчиво сообщить ему нормы и правила поведения в группе. Воспитатель естественным путем осуществляет психолого-педагогическую коррекцию поведения ребенка и обучает его социально приемлемым способам нервной разрядки.

В свою очередь, для малыша, еще слабо владеющего речью, песочница становится своеобразным театром одного актера, сценой для его внутреннего «Я». Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются следующие задачи:

В песочнице быстрее устанавливаются доверительные отношения между воспитателем и ребенком. Для ребенка роль воспитателя становится понятной, предсказуемой и значимой, что укрепляет его базисное доверие к миру.

В играх с песком происходит спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения как ребенка, так и воспитателя, тоже испытывающего в этот период нервные перегрузки. Это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

В песочнице, взаимодействуя с взрослым и сверстниками, ребенок более осмысленно и быстро осваивает нормы и правила поведения и общения в группе.

В песочных играх с миниатюрными фигурками ребенок с помощью взрослого проигрывает психотравмирующую ситуацию расставания с родителями, встречу с неизвестным, осваивает позитивные способы поведения.

Воспитатель становится для ребенка проводником в освоении умений, навыков и знаний об окружающем мире и самом себе в этом мире.

Что нужно для игры с песком?

Ящик 50*70 см. и глубина 8-10 см. Дно и борта ящика обычно должны быть выкрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо. Почему именно 50*70, потому что соответствует объёму поля зрительного восприятия.

Мы же используем 2 ящика 40*40 см. с сухим и влажным песком. В ближайшем будущем мы сделаем ящики с необходимым размером. К этим ящикам постоянного доступа нет.

Для игр с песком существует огромное количество приспособлений, которые можно приобрести в магазине (ведёрки, совочки, формочки, грабельки, ситечки, а также маленькие куколки, выполняющие роль взрослого и детей, транспорт, фигурки животных (домашних, диких).

Итак, некоторые рекомендации: 

У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

Дети должны иметь клеёнчатые передники.

Вода, которой увлажняется песок, должна быть тёплой.

. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. 
• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный). 
• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком. 
• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка. 
• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке. 
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке. 
• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка. 
• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться. 
• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора. 
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем. 
• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы. 
• Периодически лоток нужно пополнять песком. 
• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям. 
• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении. 
• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется. 

Игры с песком имеют свою структуру:

1. Вводная часть:

Особое приветствие, правила работы с песком.

2. Основная часть:

- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, внимания, памяти.

3. Заключительная часть:

-подведение итогов;

Упражнения на релаксацию.

Желательно, чтобы ребенок принес из дома одну из своих любимых игрушек (высотой не более 10-15 см, она должна хорошо обрабатываться), но ребенок может и выбрать игрушку из предложенных взрослым. Она становится посредником для ребенка в играх с песком.

Педагог внимательно следит за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершаем.

Вначале показываем способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их.

На первых двух-трех занятиях детям не показывается весь набор игрушек, он должен освоить достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки. На это направлены следующие игры-упражнения: 

«Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами.

«Победитель злости» 

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

В игре-занятии «Песочный детский сад» поэтапно обыгрываем целый день в детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход ребенка в садик, зарядка, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание уделяем игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например, расставание с родителями или прием пищи. 

Игрушка-посредник, выбранная ребенком, выполняет роль его самого. Ребенок при желании доступным для него способом может озвучивать действия своей игрушки. Песочная фея выполняет роль воспитателя. Она объясняет правила поведения игрушек- «детей» в группе и демонстрирует положительное отношение к игрушке ребенка.

Для достижения наибольшего педагогического эффекта, тесно взаимодействуем с родителями, проводим:

  • Консультации
  • Беседы
  • Анкетирование
  • Тестирование родителей
  • Просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов, круглых столов
  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком
  • Совместные конкурсы поделок из песка (“Песочный город”, “Песочное угощение”)
  • Деловая игра “Ребенок, играющий в песок” (педагоги ДОУ детского сада родители)
  • Фотовыставка “Пусть не сердятся родители, что измажутся строители”
  • Индивидуальная консультативная работа
  • Родительские собрания с показом практической работы с детьми

Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком Большебратской Э. Э. «Песочная терапия». Опираясь на методы и приёмы, описываемые в книге, можно самому разобраться и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих детей».

Таким образом, игры с пескомявляются мощным средством успешной адаптации дошкольников к условиям детского сада, так как любую психотравмирующую или конфликтную ситуацию можно проиграть в песочнице. Не сразу, но постепенно «песочный опыт» проживания разных событий станет жизненным опытом самого ребенка, который он начнет активно использовать в реальной жизни.

Литература:

1) Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики. Развивающие игры с песком и водой. СПб Литера, 2006. 

2) Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001

3) Грабенко Т.А., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптационные игры. – СПб, 2002.

4)Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

5) Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

Интернет-ресурсы:

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru
http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/programma-igr-s-peskom-dlya-doshkolnikov

«Программа игр с песком для дошкольников»

БАНК ИННОВАЦИЙ В ДОУhttp://innovaciivdou.at.ua/index/igry_s_peskom_dlja_detej_ot_1_goda_do_3_let/0-141

«Игры с песком для детей от 1 года до 3 лет»