Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.
статья на тему

Пушкова Наталья Михайловна

Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межличностное взаимопонимание между воспитателями и родителями.

Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

 Любовь родителей обеспечивает ребёнку эмоциональную защиту и психологический комфорт, даёт ему жизненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возникновению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения у ребёнка.

  Сотрудничество педагога с семьёй направлено на формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка, а у ребёнка уважительного отношения к своим близким (родителям, дедушке, бабушке и т.п.).

   Педагог, организуя сотрудничество с родителями, должен пытаться реализовать следующие задачи:

   1. Прежде всего необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

  2. Активизировать и обогащать воспитательные умение родителей, подживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

  В сотрудничестве с родителями педагогу важно стремиться к позиции поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания материнских и отцовских функций. Родители хотят видеть в педагоге отзывчивого, знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Стремление воспитателя к диалогу – важнейшее условие доверительных отношений с родителями. Общение в форме диалога позволяет родителям почувствовать себя равными партнёрами, с правом на собственную позицию, систему ценностей в воспитании, которых принимают и понимают, которым сочувствуют и сопереживают.

  В зависимости от состояния ребёнка в момент его привыкания к новым условиям жизни в детском саду воспитателю важно учитывать эмоционально-личностные особенности как ребёнка, так и его матери, её реакции на новую обстановку жизни сына или дочери. Воспитатель обращает внимание тревожных матерей на то, как лучше расставаться с ребёнком, интонацию её голоса, советует быть спокойнее, подсказывает, как лучше утешить, ободрить, отвлечь ребёнка.

  Ежедневно воспитатель доброжелательно встречает ребёнка  и его близких; показывает, что их приходу рады, их ждут в детском саду; интересуется, с каким настроением и самочувствием пришёл ребёнок в группу. Провожая  воспитанника вечером домой, педагог рассказывает членам семьи о наиболее ярких впечатлениях дня, об успехах ребёнка, навыках общения со сверстниками и др. Постоянный индивидуальный контакт с семьёй каждого воспитанника позволяет педагогу пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду и укрепить потребность членов семьи в педагогическом общении.

  Воспитателю важно продумывать способы вовлечения родителей в воспитательный процесс.  Он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, его общением со сверстниками. Родителям важно видеть ребёнка в разных видах деятельности: в игре, труде, во время еды, на прогулке, спортивном зале. Такие наблюдения – источник новых знаний о сыне или дочери.

   Приглашая родителей в детский сад, надо создавать ситуации для взаимодействия детей и взрослых.  Взаимодействуя с ребёнком, родители начинают лучше его понимать  и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам своего ребёнка.

  Воспитатель продумывает содержание общения с родителями, принимая во внимание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия семьи, возраст, образование родителей, супружеский и родительский опыт; типы семей, указывающие на своеобразие социальной ситуации развития единственного в семье ребёнка; при повторном браке родителя и др. Ежегодный анализ типологии семей воспитанников помогает педагогу лучше ориентироваться в педагогических потребностях родителей и осуществлять дифференцированное общение с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания (например, имеющих только сына или дочь, интересующихся спецификой воспитания младшего ребёнка в семье и др.)

  Содержанием общения с родителями детей одного-трёх лет могут стать: организация здорового образа жизни семьи; создание условий для безопасности жизни ребёнка в доме; вопросы гигиены; значение эмоциональной связи матери и ребёнка в развитии малыша; особенности социального развития и преодоление кризиса трёх лет. Важно обучать родителей умениям обогащать сенсорный, речевой опыт малыша в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную активность ребёнка, знакомить их с программой воспитания и обучения в детском саду.

  В общении с родителями детей трёх-пяти лет воспитатель продолжает знакомить родителей со способами общения с ребёнком и адекватными методами педагогического воздействия в семье; обучает способам развития речи и речевой коммуникации, показывает возможности семьи для развития  у ребёнка любознательности, воображения, креативности  и др., размышляет вместе с родителями о проявлениях индивидуальности ребёнка, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.

  С родителями пяти-семи лет воспитатель обсуждает вопросы психофизиологической зрелости ребёнка и готовности его к школе, обращает внимание родителей на важность формирования морально значимых мотивов и произвольных форм поведения ребёнка, формирования уважительного отношения к взрослым своей семьи и обогащения его чувственного опыта.   Для активизации воспитательных возможностей родителей педагог использует разнообразные активные формы общения с ними. Это дискуссионные встречи, например, «круглый стол», «вечер вопросов и ответов», практикумы и тренинги, помогающие родителям осуществлять коррекцию собственных взглядов на воспитание и способов общения с ребёнком. Успешному взаимодействию с родителями способствует также эмоционально насыщенные формы общения с ними: совместный досуг взрослых и детей; фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и др.

 Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приёмов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта.

  Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребёнка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

   Особой деликатности от педагога требуют вопросы, касающиеся психолого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей семейного воспитания, например эмоционального неблагополучия ребёнка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и др. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Полезно рассказывать родителям о важности создания в семье условий для психологического комфорта, безопасного психического развития ребёнка. Регулярные индивидуальные беседы о психологическом здоровье детей будут повышать психологическую культуру родителей, способствовать постепенному пониманию и осознанию возникающих психологических проблем с ребёнком.  Важно создать в помещении дошкольного учреждения условия для комфортного конфиденциального общения родителей со специалистами: педагогами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др. Если позволяет условия дошкольного учреждения, может быть оборудована консультативная комната для родителей, напоминающая убранством домашний интерьер. Также целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.

  Без внутренней готовности педагога, без желания сотрудничать с родителями в вопросах воспитания ребёнка невозможно взаимопонимание.

                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

Статья: "Формирование партнёрских отношений между воспитателями и родителями группы,путём вовлечения их в образовательный процесс.

  Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института,   которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны....

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ, КАК ПРОВОДНИК В УСТАНОВЛЕНИИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».

Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьей и вовлекает ее в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного об...

Круглый стол «Доверительное отношение между воспитателем и родителями»

ЗАСЕДАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВСТРЕЧАЕМ ПРАЗДНИК ВЕСЕЛО»...

Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...